УРОКИ ГЕОМЕТРИИ
До Того Как приступать к дорожным испытаниям, попробуем проанализировать, что нас может ожидать. Начнем с колес либо просто дисков, как их именует большая часть водителей. Напомним, что размер стандартного диска ВАЗ-2108 — 5Jx13, другими словами ширина обода — 5 дюймов, а посадочный поперечник — тринадцать. Наши новые колеса обширнее на один дюйм, и при всем этом вылет составляет всего семь мм, о свидетельствует маркировка "ЕТ7".
Вылет в этом случае — это расстояние от плоскости крепления колеса до вертикальной плоскости симметрии, а проще говоря, до его центра (см. рис. 1). Для переднеприводных ВАЗов данная величина составляет 38 мм.
Понижая ее до 7 мм, мы тем уводим плоскость вращения каждого колеса на 31 мм наружу относительно кузова автомобиля. Возрастает на 62 мм колея, шины "вываливаются" за габариты кузова, плечо обкатки (см. рис. 2) из отрицательного преобразуется в положительное. Последнее должно, сначала, сказаться на стойкости автомобиля при торможении: при неоднородном покрытии под левыми и правыми колесами "девятка" будет еще посильнее стремиться развернуться.
Сейчас — проставки. Многие их ставят не ради роста клиренса и даже не во имя псевдоувеличения грузоподъемности (чтобы брызговики по асфальту не царапали). Основная цель — внешний облик. Кому-то кажется, что задранная Самара смотрится агрессивнее, наглее. Обычно, те же эпитеты могут охарактеризовать и манеру езды на этих автомобилях. Но это отдельный разговор.
А пока — вправду ли проставки оказывают влияние на дорожный просвет? Фронтальные и впрямь наращивают расстояние меж землей и ближней к ней точкой кузова (его фронтальной частью). Задние же поднимают кузов, но ведь расстояние от земли до балки задней подвески остается этим же. Так что дорожный просвет не возрастает.
ХАЛТУРА!
Для опыта мы заполучили восемь схожих шин БИ-391 размерности 175/70 R13. Один набор установили на стандартные вазовские диски, другой — на широкие легкосплавные. Поначалу поставили на ВАЗ-2109 стандартные колеса и провели цикл испытаний, чтоб оценить начальное состояние автомобиля: езда в штатных режимах, тормоние на миксте, выполнение маневров "переставка" и "поворот".
Тщательно говорить о поведении "девятки" смысла нет. Упомянем только об одной особенности, о которой большая часть хозяев переднеприводных ВАЗов навряд ли знают. Выполняя маневр "поворот", то двигаясь по дуге радиусом 35 метров с наибольшей скоростью, пустая "девятка" чуть ли нее на 20 см отрывает заде колесо. Ну И фронтальное нет-нет да оказывается в воздухе, недвусмысленно намекая на возможность опрокидывания.
Сейчас ставим широкие колеса. Проехав змейку, мы здесь же сообразили, что без проставок под пружины на этих колесах ездить нереально. Даже на пустой машине задние шины в поворотах цепляются за отбортовку крыльев.
А что, если автомобиль загрузить?.. Уж лучше побыстрее его приподнять. Задние проставки, которые инсталлируются меж амортизаторами и опорой подвески, поднимают кузов на 55 мм. Фронтальные — на 20 мм. И если задние мы просто установили за 20 минут, то из-за фронтальных пришлось на денек перенести тесты. Сняв одну из стоек (по-другому проставки не установить), мы нашли, что проставки сделаны халтурно: они оказались на размер меньше. И мы обязаны были отправиться в наш техцентр, чтоб привести размеры в норму.
Итак, машина поднята. Сейчас нужно отрегулировать углы установки колес, так как после монтажа проставок разрушение очевидно возрос.
Ужаснее Либо ЛУЧШЕ?
1-ое, что дает о для себя знать, — резко возросло усилие на управляющем колесе.
Разгон. Если дело происходит на неровной дороге либо под левыми и правыми колесами покрытие различное (к примеру, при выезде с обочины), то руль очень дергается и просит "жесткой руки". При прямолинейном движении мы не ощутили суровых различий от стандартного варианта, хотя маленькие выпуклости сейчас жестче передаются на кузов и в особенности на руль.
В повороте автомобиль стал резче реагировать и на повышение подачи горючего, и на доворот руля. Это сказалось и на выполнении маневра "переставка" — предельная скорость малость снизилась.
А при маневре "поворот" — напротив. Возросла скорость, наклоны стали меньше, пропала поперечная раскачка. А самое главное, сейчас "девятка" твердо стоит на асфальте всеми 4-мя колесами. Предпосылки к опрокидыванию пропали.
Торможение на миксте. Под левыми колесами автомобиля — скользкая базальтовая плитка
Удержать на "переставке" ВАЗ-2109 на расставленных колесах трудно...
А что с тормозами? Под правыми колесами — бетонное покрытие, под левыми — базальтовая плитка. Коэффициент сцепления последней вдвое меньше. На стандартных колесах тут машину разворачивало градусов на 10—15, менее. Сейчас ВАЗ-2109 поворачивается уже на 45o. Это — из-за положительного плеча обкатки: управляемые колеса доворачиваются в сторону покрытия с огромным коэффициентом сцепления. И еще. Эффективность замедления свалилась. Ведь регулятор тормозных сил сейчас очень рьяно бережет задние колеса от блокировки. Вот они и тормозят в четверть силы. Задрав заднюю часть автомобиля, нужно поновой настроить регулятор тормозов. Но этим хлопотным делом мы решили не заниматься.
С ПРОСТАВКАМИ, НО БЕЗ ШИРОКИХ КОЛЕС
В Итоге мы решили проверить вариант с проставками и стандартными колесами. ВАЗ-2109 стал проще и понятнее в управлении (в особенности в предельных режимах), уменьшилось до стандартной величины усилие на руле, пропали рыскания автомобиля при разгоне и торможении, "девятка" закончила быть очень "нервной", как это было с широкими колесами.
Из противопоказаний: возросли наклоны кузова, и автомобиль снова начал задирать в повороте "заднюю ногу".
*** Признаться, мы ждали существенных (и поболее противных) конфигураций в поведении нашей "девятки" после проставочно-дисковых вмешательств. Есть ряд минусов, но, как выяснилось, есть и плюсы. Так что тех, кто собирается переоборудовать собственный автомобиль по вышеперечисленной схеме, мы отговаривать не вправе. Напомним только о том, что колеса с малым вылетом больше нагружают ступичные подшипники. Но достоверно гласить об уменьшении их долговечности можно только после ресурсных испытаний. Может, кто-то из читателей поделится своими впечатлениями от долговременной эксплуатации Самар на расставленных колесах?
С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ О. РАСТЕГАЕВ
Фото О. Растегаева
Авторевю
Источник:
avtosostav.ru