В Текущее Время доработка и изменение штатной программки электрического блока управления (ЭБУ) современного инжекторного автомобиля в просторечии именуемая "чип-тюнинг" стала достаточно всераспространенным явлением. Само выражение "чип-тюнинг" пошло с тех времен, когда программка управления и калибровочные таблицы записывались в УФ стираемой микросхеме ППЗУ - чипе, и изменение хоть какой калибровки добивалось снятия, стирания, перезаписи и оборотной установки этой микросхемы либо же установки другого чипа.
Многие автолюбители считают чип-тюнинг чуть не панацеей и решением всех заморочек их авто. По Сути вероятен тюнинг только стопроцентно исправного авто. И само по себе измение метода работы ЭБУ не может скомпенсировать неправильную работу какого-нибудь датчика и ислнительного механизма. Так же не стоит мыслить что "чипованная" ВАЗовская "10-ка" с штатным мотором обставит Субару Impreza.
Я бы выделил три главных направления использования чип-тюнинга.
1-ое - это устранение вероятных промышленных недоработок программки управления ЭБУ.
В этом направлении фабрики ВАЗ, ГАЗ и ЗАЗ предоставляют обширное поле деятельности для тюнинга. Количество различного рода "багов" в серийно выпускаемых программках ЭБУ просто поражает. К Примеру, обширно известное зависание холостых оборотов после прогазовки на блоках управления Январь 7.2, Микас 7.6 и т.п.
2-ое - это необходимость понижения соответствия авто экологическим нормам ЕВРО 2 и ЕВРО 3 до уровня требований Р83 при установки на авто газобаллонного оборудования (ГБО) 1-го поколения. Это нужно делать, потому что ГБО 1-го поколения не обеспечивают работы с оборотной связью, другими словами с регулированием подаваемой в движок консистенции по уходящим газам.
Третье - это фактически тюнинг серийного авто в его начальном смысле, то улучшение эксплуатационных черт.
Более на техническом уровне доступен и экономически оправдан тюнинг российских авто.
Довольно приобрести два программно-аппаратных комплекса:
1. Программку для работы с калибровками ЭБУ
2. Устройство для чтения и записи штатных и скорректированных программ в ЭБУ.
Более всераспространенными на сегодня программками для работы с калибровками являются ChipTuning PRO 6 производства SMS-Software и ChipSoft Дениса Супруненко
И загрузчики CombiLoader производства SMS-Software и ChipLoader 1.7 Дениса Супруненко.
Цена в базисной комплектации программно аппаратного комплекса Загрузчик-Тюнер находится в районе 600 $.
Фото 1. Загрузчик CombiLoader
Процесс работы не сложен и не просит особых компьютерных познаний, но просит углубленных познаний метода работы и управления бензинового двигателя.
Разглядим работу с комплексом на примере блока BOSCH MP7.0
Блок BOSCH MP7.0 с прошивкой M7V03E65 соответствует экологическим нормам ЕВРО 2.
При установке ГБО 1-го поколения на авто с таким ЭБУ из-за адаптаций через некое влац авто замечает, что машина на бензине становится ехать все ужаснее и ужаснее.
Не Считая того, принудительный холостой ход в программке реализован таким макаром, что совместно с топливоподачей на огромных оборотах отключается и модуль зажигания. При работе на газу ГБО 1-го поколения не производит отключения подачи газа на оборотах принудительного холостого хода (ПХХ) и он скапливается в цилиндрах и коллекторах впуска-выпуска. Так блок работает с DIS модулем зажигания, который подает икру сходу в два цилиндра, может быть воспламенение накопившегося газа при открытых впускых - выпускных клапанах, что приводит к очень сильному хлопку. Были случаи разрыва системы выхлопа.
1.Подключаем USB-хост к компу, подаем питание 12 вольт на адаптер, запускаем программки Загрузчика и Чип-тюнинга.
Фото 2. Подключение Загрузчика
2.Подсоединяем разъем Загрузчика к ЭБУ, избираем БОШ МП 7.0 и жмем кнопку "ЧТЕНИЕ". После установления связи, программка считает прошивку блока.
Фото 3. Считанная прошивка.
3. Сохраняем считанную прошивку на жесткий диск компьютера и открываем в программке для ее корректировки, допустим ChipTuning PRO 6. В границах открытых карт мы можем править прошивку и вообщем делать с ней что угодно. Но нужно стараться, чтоб после нашей правки авто как минимум завелось и не потеряло способность к передвижению.
4. После того как наиграемся всласть, очень полезно открыть программку в режиме сопоставления с тем, что было до всех конфигураций. Разглядим главные конфигурации в прошивке M7V03E65 произведенные нами для адаптации ее к работе с ГБО.
4.1 Б аппаратной конфигурации. Фото 4.
Для отключения датчика кислорода убираем птичку в графе - bit2 и ставим в графе- bit7
4.2 Принудительный холостой ход. Фото5
Для исключения противных хлопков запрещаем режим ПХХ.
Для этого на карте "Принудительный ХХ - Обороты возобновления топливоподачи" поднимаем обороты до 6000.
А на карте "Принудительный ХХ - Порог фактора нагрузки" опускаем фактор нагрузки до 0 мс. Фото 6.
4.3 Зажигание. Фото 7.
На картах "Зажигание - Лучший УОЗ - УОЗ прохладного мотора - УОЗ жаркого мотора - УОЗ в режиме наибольшей мощности" корректируем УОЗ с учетом работы на пропане.
4.4 Лямда-регулирование. Фото 8.
На картах "Лямда-регулирование - Температура включения адаптаций - Условие выхода из зоны регулирования (ISS=0 ) - Условие выхода из зоны регулирования (ISS=1)" ставим очень вероятную температуру 143,3.
А на карте "Температура ОГ для отключения нагревателя" опускаем температуру до -48
4.5 Температура включения вентилятора. Фото 9.
С целью понижения в выхлопных газах окислов азота заводом преднамеренно увеличена температура включения вентилятора до 107 град. Это неприемлимо при работе на газу, когда и так велик риск локального перегрева выпускных клапанов. Потому открываем карту "Датчики и исполнительные механизмы - Температура включения/выключения вентилятора" и опускаем температуру до 97,3.
5. Готовую прошивку сохраняем на жесткий диск, после этого открываем ее Загрузчиком.
В программке Загрузчика жмем кнопку "ЗАПИСЬ"
6. После записи новейшей прошивки отключаем от ЭБУ Загрузчик, подключаем разъем штатной проводки. Заводим авто, проверяем работу программки диагностическим оборудованием. И оправляем клиента радоваться тому что живешь.
Более сложен чип-тюнинг с целью улучшения эксплуатационных черт.
Доработкой 1-го блока управления нереально добится улучшения работы более чем на 5-8%. Нужно дорабатывать сам мотор, ГРМ, систему впуска-выпуска, а уже потом заносить конфигурации в программку управления ЭБУ.
Сергей Ворсин, журнальчика "Автомастер"
Источник:
avtosostav.ru