Скользим без аварий: как ездить в гололед и туман и не попадать в ДТП
Сегоднящая зима - самое настоящее испытание для автомобилистов. Постоянная смена погоды - от сильных заморозков до оттепелей, после которых температура резко снижается, - способствует резкому всплеску аварийности, в том числе и со смертельными концами.

Скользим без аварий: как ездить в гололед и туман и не попадать в ДТП НынешнУправление ГАИ призывает водителей при плохих погодных аспектах без последней потребности не выезжать на дороги общего использования, но многим последовать такому совету тяжело: кому-то нужно добраться до рабочего места, а у других работа и совершенно связана с поездками на автомобиле.

Опрошенные спецы из числа служащих автоинспекции и автоспортсменов считают, что ездить зимой и избегать аварий можно, но для этого водителю нужно придерживаться обычных правил безопасности, содержать свой автомобиль в исправном техсостоянии.

Но даже самые опытные водители периодически допускают ошибки при управлении автомобилем, которые приводят к тому, что автомобиль буксует, «срывается» с траектории движения, также его может занести или даже развернуть. Усложняет ситуацию критическое состояние автодорог: их чистят от снега и льда далеко не всегда и не везде, а в тех местах, где снегоуборочная техника все же прошла, на месте снегового покрытия обнажаются глубочайшие ямы.

Для профилактики аварийности водителю нужно учить спецприемы вождения, которые посодействуют выйти из критической ситуации и, стопроцентно может быть, выручат жизнь и здоровье.

Особенности вождения авто зимой

НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ. Поначалу сконцентрируйтесь: если под колесами лед, стоит отрешиться от обсуждений по мобильному даже при помощи «хендс-фри». После того как завели движок, стартуйте с места очень осторожно, работая педалями очень плавно, а если под колесами незапятнанный лед, малость прикрытый снегом, есть смысл пробовать тронуться со 2-ой передачи. Стандартная зимняя трагедия - автомобиль «повело» при трогании с места, в конечном итоге чего пострадала машина соседа.

СКОРОСТЬ. В плохих дорожных аспектах скорость автомобиля должна быть, поначалу, безопасной - согласно ПДД, это такая скорость, при которой шофер в определенных дорожных аспектах способен избежать трагедии при в один миг изменившейся ситуации. При Всем Этом не стоит путать ее с разрешенной - далеко не всегда на скорости 60 или 80 км/час можно впору тормознуть перед в выскочившем на дорогу пешеходом. Отыскать безопасную скорость несложно: перед выездом на дорогу общего использования попробуйте критичное торможение и оцените, как возрос тормозной путь по сравнению с обыкновенной реакцией автомобиля, также то, на какой скорости и при каком усилии на педаль тормоза автомобиль сохраняет траекторию.

ДИСТАНЦИЯ И ИНТЕРВАЛ. Одно из главных правил, которое необходимо держать в голове на скользкой дороге, - необходимо всегда оставлять достаточное для маневра место и избегать резких маневров. Дело в том, что снег или лед фактически вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, соответственно, растет тормозной путь, а значит, нужно держать дистанцию до впереди идущей машины в полтора- гигантскую обыкновенной. Учтите, что даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, идущие впереди старенькие «Жигули» может в один миг развернуть на 360 градусов, а при столкновении виновным признают непосредственно вас - за нарушение п. 12.3 ПДД (в случае возникновения опасности или препятствия шофер должен уменьшить скорость вплоть до полной остановки).

ТОРМОЖЕНИЕ. Резкий удар по педали тормоза на скользкой роге - одна из нередко встречающихся ошибок начинающих водителей. Дело в том, что если автомобиль не обустроен Абс, колеса блокируются и потерявшее маневренность авто в лучшем случае юзом пройдет еще 100-150 метров, в худшем - остановится о впереди идущий автомобиль. Но даже если скольжению воспрепятствует антиблокировочная система, нажатие на педаль тормоза с одновременным поворотом руля приведет к развороту авто на 180-360 градусов. Тормозить нужно малеханькими качками - очень нажать на педаль и отпустить ее несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью, а подтормаживать плавным и легким нажатием на педаль. Для роста эффективности торможения используйте торможение движком, быстро переходя с завышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и слету на 1-ю). И очередной совет - не нажимайте на педаль сцепления до полной остановки автомобиля; даже если движок заглохнет, сэкономленные см выручат от столкновения.

Эффективная рулежка

Чтобы выйти «сухим» из аварийной ситуации, шофер должен отлично воздействовать на управляющее колесо. Как ни умопомрачительно это звучит, для этого он поначалу должен выбрать правильную посадку. Сядьте в кресло, упритесь в спинку сиденья, выжмите педаль сцепления и положите вытянутые руки на руль - запястья должны лежать на ободе: такое положение даст возможность не запутаться при перехвате управляющего колеса и позволяет нормально работать с педалями и рычагом КПП. Опытный шофер держит управляющее колесо, совсем от него не отталкиваясь, при всем плотно прижавшись к спинке сиденья, что позволяет противостоять действию силы инерции. А неопытный - «висит» на руле, и если автомобиль не вписывается в поворот, то довернуть руль ему бывает довольно тяжело, так как баранка употребляется им в качестве точки опоры.Скользим без аварий: как ездить в гололед и туман и не попадать в ДТП Нынешн

Получить нужные возможности правильной рулежки можно на тренажере в хоть какой автошколе, либо без помощи других, с нехитрого упражнения: вывесить передние колеса (поднять авто на домкрате или платформе) и крутить руль от упора до упора на время. «Намотавшие» по дорогам выше 30 тыс. км 5 циклов «от упора до упора» делают за 15-16 секунд, а «спортсмены» - за 8-9 сек. Условный рефлекс приобретается за 2,5 часа изнурительного труда, срабатывая позже в аварийной ситуации.

Контраварийные приемы: контролируйте авто рулем и газом

Самая основная задача водителя при езде по скользкому покрытию - не допускать заноса, а если он и произошел, контролировать его и уверенно сглаживать линию . Для того б автомобиль не растерял траекторию, нужно водить «плавно». Планируйте свои деяния заранее, смотрите в оба и сбавляйте скорость в случае хоть какого конфигурации рельефа дороги. Резко крутанул руль, вошел в поворот на очень высокой скорости или перестарался с ускорением или торможением - утрату полосы может спровоцировать непринципиально какая из перечисленных ошибок водителя.

Различают два основных вида заносов. Практически занос (или излишная поворачиваемость) возникает, когда передние колеса преодолевают расстояние короче хотимого, и задние колеса выносит в сторону. Это результат воздействия боковых сил, ослабляющих сцепление задних колес с дорогой. Снос (или недостающая поворачиваемость) может показаться, если повернуть передние колеса на угол, очень большой для движущего а в данный момент времени. Тогда передние колеса продолжают скользить в исходном направлении, несмотря на поворот руля.

ЗАДНИЙ ПРИВОД. К , при движении в прямолинейном направлении заднюю часть автомобиля начинает заносить на лево, и он как бы пробует возвратиться поперек дороги. В Этом Случае не следует выжимать сцепление и тормозить, а необходимо не резко несколько уменьшить ачу горючего, снизить скорость и мягко и правильно поворачивать управляющее колесо на лево. Автомобиль под действием несколько уменьшенной тяговой силы на ведущих задних колесах и при расторможенных передних управляемых колесах вернется к исходному направлению движения.

При всем этом необходимо управляющим колесом выровнять траекторию, если предшествующий поворот управляющего колеса окажется чрезмерным. Если управляющее колесо повернуто очень резко и очень, то автомобиль может занести в оборотную сторону. В занос предотвращается аналогичным приемом поворота управляющего колеса на право и последующим выходом на прямолинейное движение.

Передний ПРИВОД. При заносе переднеприводного автомобиля шофер должен повернуть управляющее колесо так же, как на заднеприводном автомобиле, но ни в коем случае не понижая подачу горючего. Более того, необходимо поднажать на газ - в этом случае ведущие колеса будут растягивать автомобиль в направлении . При всем этом нет необходимости в подкорректирующих действиях управляющим колесом.

Но ускорение в повороте и входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Как они растеряют сцепление с дорогой, то окончат направлять автомобиль, и он, став неуправляемым, будет двигаться по более пологой, чем необходимо, кривой - наступает снос и увеличение угла поворота управляющего колеса в этой ситуации ничего не даст. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу горючего до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого малость поднажать.

Отметим, что мы только описали теорию выхода из заноса (сноса). Для того чтобы применить ее на практике, нужны практические возможности, получить которые можно лишь на курсах контраварийного вождения, которые проводят закрытых площадках и под управлением проф инструкторов.

Если буксуют колеса

Скользим без аварий: как ездить в гололед и туман и не попадать в ДТП НынешнОдна из нередко встречающихся сезонных заморочек, в которую попадают практически все без исключения водители (от владельцев малолитражек до владельцев джипов), - снежно-ледяной плен, когда автомобиль, как ни крути движок - «ни туда и ни сюда». Практически всегда достаточно попросить прохожих подтолкнуть автомобиль сзади, но если это не помогает, приходится доставать лопату и копать.

ЗАСТРЯЛИ ВЕДУЩИЕ КОЛЕСА. Откопать нужно то колесо, которое буксует. При Всем Этом смотрите - не легли ли его рычаги, привод на снег. Легли? Значит, нужно копать и под ними. Позже для обоих ведущих колес прокапываете колейки - впереди автомобиля и сзади него - см по 50 в каждую сторону. Если есть возможность, в колеи лучше положить щебенку, насыпать песка или заложить их ветками. И позже, враскачку, не газуя, внатяг выбирайтесь на жесткое место.

МАШИНА СЕЛА НА ДНИЩЕ. Загляните под машину - должен ть просвет. Нет? Копайте лопатой до тех пор, пока он не появится. Время от есть смысл поддомкратить по очереди ведущие колеса и вымостить под ними описанные выше колейки. Но вот только для домкрата нужна опора, в качестве которой можно использовать диск запасного колеса. Подкопайте под нее место в снегу под домкратным гнездом, выстелите его подручными материалами (ветками, щебенкой) или ковриком из салона, сверху - запаску. Ставьте на нее домкрат, поднимайте колесо и очищайте под днищем до жесткой земли.

Движение по трассе

Оказавшись на скользкой или заснеженной дороге, нужно забыть о быстрой езде и лучше всего держаться среднего или правого ряда. Помните лучше о том, что если на сухой дороге при скорости 60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40-45 м, то на скользкой он вырастает до 90-140 м. Также учтите состояние дороги: ширину проезжей части, наличие крутых подъемов, спусков, поворотов, интенсивности движения автомобилей, времени суток, освещенности, обзорности, технического состояния автомобиля, в конце концов, собственного самочувствия. Учтите, что после долгого движения на высокой скорости происходит привыкание: после езды со ю 100 км/ч снижение до 50 км/ч вызывает воспоминание чуть ли не остановки автомобиля. Но личное воспоминание обманчиво - ориентируйтесь по устройствам.

Будьте осторожны при встречном разъезде: изредка водители испытывают чувство недостаточной ширины дороги и, чтобы избежать кажущегося столкновения, в разъезда пробуют резко сманеврировать рулем, что может привести к трагедии. Также учтите, что восприятие дороги в перспективе может быть искаженным: пологие подъемы, начинающиеся вслед за длинными спусками, кажутся крутыми, а плавные повороты издалека смотрятся, как крутые изломы.

Езда в туман и снегопад

При движении в аспектах ограниченной видимости водителю принципно обозначить свое присутствие для других участников дорожного движения. Во-1-х, включите днюю противотуманку и, даже днем, ближний свет фар, что также дозволит впору узреть остановившийся впереди автомобиль и безопасно его объехать.

Если видно совсем плохо, рекомендуется включать аварийку: мигающий свет заставляет водителя-наблюдающего заднего автомобиля сосредоточиться на сигнале и решить принципный вопрос - движется автомобиль или нет. Кстати, если нужно тормознуть на обочине, оставляйте включенными габариты, аварийку и лучше выставить за 50 м знак аварийной остановки.

Упрощают управление машиной передние противотуманные фары (если они установлены), а если видимость составляет наименее 100 м, включайте дальний свет вместе с противотуманными фарами (при разъезде со встречными автомобилями дальний свет переключают на ближний, а противотуманные фары гасят). Двигаясь в тумане, постарайтесь пристроиться за большущим автомобилем, который несколько рассеивает туман, не забывая, естественно, о дистанции. Отметим, что если видимость не превосходит 10 м, то скорость движения должна быть не выше 5 км/ч.

Необычную осторожность следует соблюдать на светофорах: туман не просто ухудшает видимость и способность ориентироваться, ну и скажает восприятие желтых и зеленых световых лучей (желтый кажется красноватым, а зеленый - желтоватым). Также особенное внимание требуется на нерегулируемых перекрестках: даже если имеете преимущество (следуете по главной дороге), сбавляйте скорость - идущий справа или слева «шумахер» может не узреть знак (часто они не освещены) и спровоцировать ДТП.

Владислав Бовсуновский, www.segodnya.ua
ремонт автомобиля