Козел из Ульяновска оброс легендами
Проходимость, неприхотливость и выносливость. Эти характеристики прославили разработку экспертов Ульяновского авто завода не только в Рф, ну и в почт всех странах мира. На Данный Момент "Козел" отмечает 35-летие.
Непосредственно про этот внедорожик был придуман забавнй рассказ, заключавшийся в лаконичной фразе: "И чего эти русские не выдумают, чтобы не строить дорог…". Военные называли его "командирским" автомобилем или просто "уазиком", а народ придумал обидное прозвище "козел" за его свойство скакать по разбитым дорогам. 30 5 лет назад, 15 декабря 1972 года, в создание была запущена новая модель УАЗ-469.
Автомобиль сменил устаревший внедорожник ГАЗ-69, который выпускался в Ульяновске фактически 20 лет. За три десятилетия было выпущено 1,8 миллиона "уазиков", которые вывозились в 80 стран мира. УАЗ-469 был создан по заказу Министерства обороны. Это был легковой автомобиль завышенной проходимости, разработанный для транспортировки грузов, людей и буксирных трейлеров по всем типам дорог. Вездеход широко употреблялся в Российской Армии, также в странах Варшавского договора.
Разработка новой машины началась в 1961 году, а в 1962-м выстроили опытный экземпляр автомобиля. Внедорожники успешно прошли испытания на маршруте через Среднюю Азию, Памир к Каспийскому морю с возвращением по берегам Волги. Конструкция УАЗ-469 была воплощением реального утилитарного автомобиля. Складывающийся брезентовый тент и откидывающееся на капот ветровое стекло делали машину просто маскируемой – такой тип кузова получил название "фаэтон". Двери были сделаны так, что стопроцентно подходили для машин с жестким стальным верхом, а их верхние половинки просто демонтировались. Кузов автомобиля был установлен на крепкой и жесткой раме.
УАЗ-469 был рассчитан на семь пассажиров и 100 кг багажа или 2-ух пассажиров и 600 кг груза. Не считая того, автомобиль мог буксировать прицеп массой 850 кг. Серийный "козлик" получил нижневальный 4-цилиндровый 2,5-литровый движок мощностью 75 л.с. и 4-ступенчатую коробку. Таким же силовым агрегатом оснащались грузовички и фургоны УАЗ–452, прозванные в народе "головастиками" и "буханками". В качестве горючего употреблялся бензин А-72 или А-76. Из внедорожного арсенала присутствовали двухступенчатая раздаточная коробка и отключаемый передний мост. Подвеска колес была зависимой рессорной с рычажными гидравлическими амортизаторами.
С 1973 года в серийном производстве находились две модификации автомобиля – "армейский" УАЗ-469 и гражданский УАЗ-469Б. На первом варианте были применены колесные редукторы, установленные около ступиц. Благодаря такому техническому решению удалось не только лишь повысить дорожный просвет вездехода до впечатляющих 300 мм, ну и пррастить тяговые возможности машины. Более обыденный УАЗ-469Б колесных редукторов не имел и его клиренс составлял 220 мм. На армейский "уазик" также устанавливалось экранированное электрооборудование и предпусковой подогреватель.
УАЗ-469 известен своими победами и достижениями по части проходимости. В августе 1974 года он сразил Приэльбрусье всего за 38 минут, поднявшись своим ходом на высоту 4200 м над уровнем моря во время испытаний на скороподъемность и способность работать на больших высотах. УАЗ-469 стал единственным автомобилем в мире, прошедшим такой ужасный маршрут без посторонней помощи. К огорчению, об этом достижении знают немногие - испытатели не думали о славе или регистрации рекордов.
В 1975 году состоялся пробег по пустыне Сахара, а четыре года спустя "уазику" покорились пески Каракум. УАЗ не раз приносил победы на спортивных трассах, заводская команда постоянно участвовала в огромных соревнованиях, в том числе и международных. Например, в 1978 году УАЗ выиграл чемпионат Италии по автокроссу в Сан-Ремо. Долгие Годы автомобль был недостижимой мечтой для обыденных потребителей: распределение шло по Госзаказу для нужд армии и сельского хозяйства. Этим вездеходом награждались особо отличившиеся районы, колхозы и совхозы. В личные руки попадали списанные с хозяйства "уазики".
В 1980-е начался процесс модернизации ульяновских автомобилей, который повлек за собой изменение индексации моделей. Так, обычно звучащие УАЗ-469 и УАЗ-469Б, уже в мае 1985 года стали именоваться УАЗ-31512 (гражданская версия) и УАЗ-3151 (армейский вездеход). На автомобиль установили верхнеклапанный движок мощностью 92 л.с., сцепление с гидравлическим приводом, телескопические рессоры и новейшую коробку с синхронизаторами. Mаксимальная скорость вездехода возросла до 110—115 км/ч. Появились также модификации с жестким верхом (УАЗ-31514) и пружинной подвеской передних колес.
В малеханьких количествах для нужд армии начался выпуск длиннобазной девятиместной модификации УАЗ-3153 с движком мощностью 103 л.с. Существовал и частично бронированный вариант вездехода. УАЗ-3151 до сих пор несет службу в Вооруженных Силах РФ. Для выполнения боевых задач автомобиль может быть обустроен дополнительным м, к , дорожным индукционным миноискателем или комплектом жд ходов, обеспечивающих передвижение автомобиля по рельсам с различной шириной колеи.
Уже среди 1990-х стало понятно, что "козлик" устарел и нуждался в замене, но, тяжелое финансовое положение завода не позволяло заняться обновлением модельного ряда. Качество выпускаемой продукции заметно снизилось. Исключительно В 2000-е атомобиль подвергся грозной модернизации - на конвейер встал освеженный вариант УАЗ-3151 - UAZ Hunter (в переводе с английского - охотник), который выпускается до . Несмотря на все технические усовершенствования Hunter остался тем "уазиком" - обыденным и неприхотливым вездеходом.
УАЗ-469 сыграл важнейшую роль в истории Ульяновского авто завода. Постамент с этим автомобилем украшает заводскую площадь в знак народной любви и уважения к известному изобретению автозаводчан. // auto.dni.ru
ремонт автомобиля