Скверный детектив. Независимая марка американских автомобилей Avanti
classicsandcustoms.com, seriouswheels.com, wikimedia.org
В мае 2008 года в очередной раз скончалась независимая марка американских автомобилей Avanti. Ее уход сопровождали погони агентов ФБР, федеральный розыск и судебные иски на суммы в несколько миллионов баксов.
Малость найдется авто марок, которые бы уходили на покой с таким беспокойством. На Данный Момент конец сопровождался агентами ФБР, идущими по следу, и в конце концов, торжественно схватывающими авто магната, федеральным розыском, многостраничными обвинениями в валютных махинациях на суммы в 6 нулей. И все из-за автомарки, под которой в год строилось от силы пара сотен машин.
Остается представить, что дело в магии марки Avanti, которой на роду было написано быть не как все от первого до последнего «чиха» мотора.
Avanti возрождалась уже раза четыре-5. Начать стоит с того, что она родилась на «костях» известной марки Studebacker. Сотрудничавший с компанией в 50-х годах Раймонд Лоуи, один из отцов дизайн-революции, перевернувшей мир, взялся и придумать спорткар на каждый день, по-европейски стильный, но по-американски доступный. Речь шла о массовом производстве автомобиля с кузовом из стеклопластика. Не довольно того, это выходил самый быстрый серийный автомобилем из всех выпускавшихся в Америке.
Благодаря аэродинамическому легкому кузову и «заряженному» движку спортивный мог развивать скорость до 250 км/ч. Машину выстроили, первым ее испытал сам Лоуи. Она оказалась дороже, чем ожидали, но будь у Studebacker время это можно было бы поправить (скоро похожая же концепция, реализованная на более простом Mustang дала феерический эффект). Но времени не было, и старейшая компания закрыла автопроизводство в 1964 г. Америка тогда зажигала, так что такие мелочи никто и не замечал, но для маленького Саут-Бенда завод Studebacker был, что АвтоВАЗ для Тольятти. Нехитро, что, когда дилер Натан Альтман взялся воскресить хотя бы Avanti на его сторону встал весь город. Даже местный банк дал под это безумие кредит – в такие минуты в голливудских фильмах от умиленья пускают скупую мужскую слезу.
Альтман вспоминал: когда он явился к вице-президенту Studebacker с предложением о работе, тот поволок его к выходу, чтоб спустить с лестницы, но по пути передумал и на следующий день он уже работал у него. Старикам-разбойникам удалось разжиться движками от Chevrolet Corvette (кстати, спасибо Дженерал моторс), и чуть переделав под их кузов, запустить таки проект Avanti II. В их фирму пришли мастера опытно-конструкторских отделов, так что авто выходило «ручной выделки» и следующие два 10-ка лет Avanti II шло по цены Cadillac.
Лоуи дальнозорко придал Avanti довольно забавные угловатые черты, так что и в 70-80-х гг авто смотрелось богемно.
Компания разорилась только во время общего мора в автопроме в 80-х гг, но некий Майкл Келли тут же возродил ее. Его усилиями в конце 90-х гг. в серию пошли 4-х дверный автомобиль и купе с удлиненной базой. Движки стали получать у Форд Motor Company.
Позднее компания ещё раз погибла и снова воскресла усилиями Майкла Келли и 2-ух стареющих топ-менеджеров, с озорством мальчишек взявшихся за автопроизводство. Они возродили марку уже в Атланте, а дизайнер Том Келлог, участвовавший в первой команде Лоуи, создавшей вид авто, помог с рестайлингом. К началу нулевых из примерно 8 тыс. выпущенных Avanti - 6 тыс. были на ходу. Несколько Лет назад компания представила концепт внедорожника XUV, напугавший Дженерал моторс сходством с Hummer. XUV под маркой Studebacker-Avanti планировалось выпускать по 1000 штук, но GM подали в суд и фирму закрыли. Скоро спасаясь от судов Келли и компания переместили свое создание в курортный Канкун (Мексика). Похожим образом перебрался в Бразилию в 40-х гг. независимый автопроизводитель Престон Такер, которому запретили заниматься авто в США. Там на новых площадях развернулся выпуск кабриоов и купе Avanti и прошла бурная презентация.
Скоро несгибаемых достали и там. Келли обвинили в «серой» схеме финансирования, приписали ему махинации на $ 400 млн и дали в розыск. Его нашли во Флориде. По последним данным, находящемуся под арестом Келли 9 мая 2008 года судом Чикаго были предъявлены дополнительные обвинения в незаконном получении более $ 7 млн от одной из гостиничных сетей. С этого дня завод в Мексике было официально закрыт.
Можно было бы поверить, что в Avanti сплошь жулики и бандиты, если бы не одно странное совпадение: уважаемая Security&Exchange Commision (финансовая спецслужа США) нередко успевает отметиться в травле огромных независимых компаний. Как в 40-х годах, в случае с компанией Престона Такера. Как в случае с авиабизнесом Говарда Хьюза, что было живописно показано в кинофильме «Авиатор». Может быть, как говорил, один киногерой здесь нечестно играют. Правда, до сих пор марка возрождалась будто бы феникс. Кто знает, что ждет ее дальше.
Александр Андриевский, www.gazeta.ru
ремонт автомобиля