Невидимые помощники или разбираемся в работе Abs и компании
Все средства безопасности современного автомобиля можно поделить на пассивные (ремни и подушки безопасности, подголовники и т.д.) и активные (Abs, ESP и другие). Основная задача активных систем безопасности - помочь водителю избежать возможной трагедии, другими словами не допустить срабатывание средств пассивной безопасности.
Тормозим
Первой активной системой безопасности в автомобиле стала антиблокировочная система тормозов Abs (Anti-lock Brake System). Abs предутверждает блокировку колес в момент резкого торможения, и сохраняет маневренность автомобиля. Другими словами система позволяет при критичном торможении объехать препятствие, что при заблокированных колесах будет нереально.
С Помощью нескольких датчиков установленных на колесах, Abs чувствует момент блокировки и берет управление тормозами на себя. Работу Abs можно ощутить по вибрации педали тормоза, главное при всем этом держать в голове, что отпускать педаль нельзя. Нужно, напротив, сильнее на нее давить, чтобы торможение оставалось очень действующим.
Для более эффективной работы Abs к ней добавили систему электронного распределения тормозного усилия EBD (Electronic Brake Distribution). EBD обеспечивает равномерное распределение тормозного усилия меж всеми 4-мя колесами. Система дает возможность каждому из колес получить лучшее сцепление с дорогой. Это позволяет автомобилю оставаться более устойчивым при резком торможении.
Эффективность критичного торможения очень зависит от силы нажатия на педаль тормоза. Чтобы посодейстовать водителю в аварийной ситуации резко затормозить к Abs прибавился очередной помощник - система при критичном торможении BA (Brake Assist).
BA вступает в рабу, если шофер нажимает на педаль тормоза резко, но недостаточно очень. Система определяет, как быстро и с каким усилием происходит нажатие на педаль тормоза и по мере надобностиости, мгновенно наращивает давление в тормозной системе. BA позволяет уменьшить тормозной путь при критичном торможении, и помогает избежать возможного столкновения.
Нужно держать в голове, что все вышеперечисленные средства активной безопасности могут помочь, только при нажатии на педаль тормоза.
Стабилизируем
Многие трагедии происходят из-за того, что шофер не успевает впору нажать на тормоз и теряет контроль над машиной. Чтобы подстраховать водителя от неправильных действий производители начали создавать системы, которые без помощи других определяют сложною ситуацию и мгновенно пробуют стабилизировать автомобиль. Сначаларедь речь идет об антипробуксовочой системе ASR и системе курсовой стойкости ESP.
Антипробуксовочная система ASR (Anti-Slip Regulation), она же TRC (Traction control), создана для предотвращения пробуксовки ведущих колёс.
С Помощью датчиков Abs система чувствует пробуксовку колес и понижает обороты мотора, а при необходимости притормаживает нужные колеса. Другими словами, как бы очень шофер не давил на газ эффектной пробуксовке ему добиться не получится.
Но временами раба системы может не дать автомобилю тронуться с места. Например, при старте с очень скользкого участка (лед, снег) колеса мгновенно срываются в пробуксовку и ASR должна их тормозить, при всем этом не позволяя машине тронуться с места. Чтобы избежать такой ситуации в автомобиле должна находиться кнопка отключения системы.
Стоит Отметить, что эффективность антипробуксовочной системы узрели даже в гонках класса Формула-1. Несколько сезонов аналог этой системы успешно употреблялся на формульных болидах, но в 2008 году электронные помощники в Формуле-1 ли запрещены.
Самой совершенной активной системой безопасности автомобиля считается система курсовой стойкости ESP (Electronic Stability Program).
Объединяя в своей работе возможности всех прошедших систем, ESP может не только исправлять, но предугадывать возникновение опасной ситуации. Для этого система употребляет к тому же целый ряд собственных датчиков. Главные из их это датчик скорости вращения колес, положения руля, угловой скорости и поперечного ускорения.
Система вступает в действие, когда появляться опасность возникновения заноса (сноса) и утраты контроля над автомобилем. Постоянно контролируя все свои датчики, ESP за 20 миллисекунд определяет, какие колеса нужно притормозить и как необходимо снизить обороты мотора стабилизации движения автомобиля.
Чтобы водителю было проще сохранить над машиной самые современные системы стабилизации, к тому же помогают повернуть руль в подходящую сторону. Вмешиваясь в работу усилителя управляющего управления, «продвинутое» ESP позволяет крутить руль в подходящую ей сторону намного легче, чем в не подходящую.
Система курсовой стойкости появилась на автомобиле уже более 10 лет назад и за этот период не раз обновлялась, усовершенствовалась и дополнялась. Каждый производитель по-собственному старался ее улучшить, давал ей свое название, меняя местами буквы в аббревиатуре. Но до сих пор никто не смог придумать активную систему безопасности способную превзойти ESP.
Значимость системы курсовой стойкости отметила даже авторитетная организация EuroNCAP, которая проводит тесты на безопасность автомобилей. С 2009 года без наличия ESP уже в базовой комплектации тестируемой модели наивысшую оценку получить не получится.
Совершенству нет предела
Усовершенствование активных средств безопасности не стоит на месте. Производители уже делают системы, которые могут без других принимать решения, даже если шофер закрыл глаза и бросил руль. Автомобиль может полностью тормознуть или объехать препятствие без роли водителя (при низкой скорости движения).
Но не стоит забывать, что все самые современные и навороченные системы безопасности берут начало с появления в далеких 80-х годах «обычной» Abs. И сейчас не одно из средств активной безопасности не сможет работать без помощи этой системы.
Принципно держать в голове, что даже самые современные системы безопасности не в состоянии отменить законы физики или побороть опьянение водителя, поэтому полностью полагаться на их не стоит.
Дмитрий Дзвонкевич, autoportal.ua
ремонт автомобиля
ремонт автомобиля