ПЕРЕВОРОТА НЕ БУДЕТ!
ПЕРЕВОРОТА НЕ БУДЕТ!
ТЕХНИКА
НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯ
МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ, АНАТОЛИЙ ФОМИН
ПЕРЕВОРОТА НЕ БУДЕТ!
Ужасное сообщение сейчас пришло из Австрии: автобус с 48 туристами свалился с 30-метрового обрыва, пару раз перевернувшись. Погибли 5 человек. Катастрофа! Но ведь всего 5 – произнесет кто-то. Да, это итог того, что Законодательство автобусов повсевременно совершенствуется. Пассажирские кресла оборудовали ремнями, но они не выручили бы людей, если б не выдержал и «сложился» кузов.
Сейчас тесты автобусов опрокидыванием предписаны европейскими нормами ECE-R 66, хотя некие производители, к примеру «Евобус» (дочерняя компания «Мерседес-Бенц»), сами проделывали это уже с начала 1980-х.
Но лучше, естественно, не переворачиваться совсем. Здесь веское слово за системами активной безопасности. Скажем, систему стабилизации ESP в легковых автомобилях используют издавна, но просто перенести ее в автобус не удавалось. Во-1-х, у него заднемоторная сборка, во-2-х, подвески ради комфорта изготовлены максимально мягенькими и, в-3-х, у автобуса большие фронтальный и задний свесы. Но сейчас компания «Евобус» все таки решила ввести ESP в качестве серийного оснащения моделей «Мерседес-Бенц Травего» и «Сетра Комфорт-класс 400».
Еще одна система выслеживает положение автобуса на полосе. Подобные устройства уже ставили на грузовики, где они предупреждали водителя об угрозы «барабанной дробью». Но в автобусе много пассажиров! Их-то для чего пугать? Потому в сидение водителя вмонтировали вибраторы: свои ошибки шофер чувствует… пятой точкой. А чтоб избежать излишних срабатываний, сигнализация активизируется только при скорости выше 80 км/ч и при отключенных указателях поворота.