Несгораемые свечки
Несгораемые свечки
Девченки от «Денсо» зажигали болельщиков «Тойоты» на шаге формулы 1 в Сузуке. Если ввентить в форсированный до максимума мотор болида формулы 1 обыденные свечки, финиша он не достигнет. Ну и вообщем – навряд ли сумеет разогнаться так, как подобает в этих гонках. Свечки сгорят. Представьте для себя условия в камере сгорания мотора, с 2,4 л рабочего объема которого снимают 740 л.с. при оборотах около 19 000 за минуту! Последующие непрерывным потоком искры мгновенно «сожрут» центральный электрод, а боковой просто расплавится.
Набор свеч для 10-цилиндрового формульного мотора. Потому свечки для таких моторов эксклюзивные. С серийными их роднит разве что предназначение и внешний облик. Вот, к примеру, свечки для 10-цилиндровых движков, которые еще не так давно устанавливали на формульных болидах. В их центральный электрод утоплен заподлицо с изолятором (выполненным, кстати, из другого, специального материала), а боковой отсутствует совсем. По принципу: чего нет, то не расплавится. (Понятно, что для надежного пробоя такового искрового промежутка, да еще при завышенном давлении в цилиндре, требуется и особо мощная система зажигания.)
А это – «почти формульная» свеча: 1 – боковой электрод из платины; 2 – центральный электрод из иридиево-родиевого сплава; 3 – кольцевая выемка в изоляторе; 4 – изолятор из специальной керамики, покрытый силиконом; 5 – скос на торце резьбы. Вы спросите, а нам-то что ранее? Оказывается, пришло время высочайшим свечным технологиям спуститься к рядовому (ну либо практически рядовому) потребителю. Компания «Денсо» (Denso), которая как раз и делает свечки для формулы, выпустила серию Iridium Racing. Она предназначена тем, кто в неуемном стремлении к тюнингу добрался до мотора и значительно форсировал его – поменял, скажем, распредвал, повысил степень сжатия и т.п.
В этих свечках, кроме уже знакомого читателям ЗР узкого (0,4 мм) иридиевого центрального электрода, использован ряд других гоночных ноу-хау. Поглядите хотя бы на боковой электрод: он совершенно тоненький (0,8 мм), практически не заслоняет разряд от горючей консистенции, а поэтому изготовлен не из никеля, а из платины. Изолятор тоже необыкновенный и по форме, и по материалу, крепкость которого увеличена на 20%. Посмотрев на него пристально, увидите кольцевую выемку вокруг центрального электрода: в случае загрязнения отложениями тут появится разряд и выжжет углерод, восстановив изоляцию. Не считая того, изолятор покрыт высокотемпературной силиконовой смазкой – она дополнительно препятствует прилипанию нагара и отложений. Имеет значение даже скос на торце резьбы: он избавляет опасность калильного зажигания при перегреве.
Девченки от «Денсо» зажигали болельщиков «Тойоты» на шаге формулы 1 в Сузуке. Если ввентить в форсированный до максимума мотор болида формулы 1 обыденные свечки, финиша он не достигнет. Ну и вообщем – навряд ли сумеет разогнаться так, как подобает в этих гонках. Свечки сгорят. Представьте для себя условия в камере сгорания мотора, с 2,4 л рабочего объема которого снимают 740 л.с. при оборотах около 19 000 за минуту! Последующие непрерывным потоком искры мгновенно «сожрут» центральный электрод, а боковой просто расплавится.
Набор свеч для 10-цилиндрового формульного мотора. Потому свечки для таких моторов эксклюзивные. С серийными их роднит разве что предназначение и внешний облик. Вот, к примеру, свечки для 10-цилиндровых движков, которые еще не так давно устанавливали на формульных болидах. В их центральный электрод утоплен заподлицо с изолятором (выполненным, кстати, из другого, специального материала), а боковой отсутствует совсем. По принципу: чего нет, то не расплавится. (Понятно, что для надежного пробоя такового искрового промежутка, да еще при завышенном давлении в цилиндре, требуется и особо мощная система зажигания.)
А это – «почти формульная» свеча: 1 – боковой электрод из платины; 2 – центральный электрод из иридиево-родиевого сплава; 3 – кольцевая выемка в изоляторе; 4 – изолятор из специальной керамики, покрытый силиконом; 5 – скос на торце резьбы. Вы спросите, а нам-то что ранее? Оказывается, пришло время высочайшим свечным технологиям спуститься к рядовому (ну либо практически рядовому) потребителю. Компания «Денсо» (Denso), которая как раз и делает свечки для формулы, выпустила серию Iridium Racing. Она предназначена тем, кто в неуемном стремлении к тюнингу добрался до мотора и значительно форсировал его – поменял, скажем, распредвал, повысил степень сжатия и т.п.
В этих свечках, кроме уже знакомого читателям ЗР узкого (0,4 мм) иридиевого центрального электрода, использован ряд других гоночных ноу-хау. Поглядите хотя бы на боковой электрод: он совершенно тоненький (0,8 мм), практически не заслоняет разряд от горючей консистенции, а поэтому изготовлен не из никеля, а из платины. Изолятор тоже необыкновенный и по форме, и по материалу, крепкость которого увеличена на 20%. Посмотрев на него пристально, увидите кольцевую выемку вокруг центрального электрода: в случае загрязнения отложениями тут появится разряд и выжжет углерод, восстановив изоляцию. Не считая того, изолятор покрыт высокотемпературной силиконовой смазкой – она дополнительно препятствует прилипанию нагара и отложений. Имеет значение даже скос на торце резьбы: он избавляет опасность калильного зажигания при перегреве.