65 лет Дороге жизни . По ладожскому счету
65 лет "Дороге жизни". По ладожскому счету
НА Публичных НАЧАЛАХ
Мысль сотворения уникального монумента – длиной 45 км, от города-героя до берега Ладожского озера – появилась еще в 60-е годы. Видимо, властям тогда не очень хотелось вспоминать историю блокады (волей-неволей вставал вопрос о причинах и жертвах), потому сооружать его начали способом народной стройки. Установили несколько монументов: «Цветок Жизни» (монумент детям-блокадникам), «Катюша», «Разорванное кольцо»… Всего около 2-ух 10-ов. А еще каждый километр трассы отмечен памятным километровым столбом. Дорога эта, сейчас
А-128, вьется меж лесами и малочисленными деревнями с русскими и финскими наименованиями. В районе 40-го километра она упирается в сберегал озера: тут стоит один из более узнаваемых памятников – «Разорванное кольцо». Тут же начинался самый страшный участок трассы – спуск на лед.
ЛЕД И ПЛАМЕНЬ
Полуторку ГАЗ-ММ и трехтонку ЗИС-5 подняли со дна озера и восстанавливают энтузиасты. За свои Энциклопедия грузовых автомобилей. Исходя из убеждений современного автомобилиста, ну и водителя 1930-х, расстояние в 30 км не заслуживает внимания. Но у трассы от Кобоны, что на восточном берегу Ладожского озера, до Кокорева на западном – собственный свой счет. Только за первую военную зиму под лед ушло около тыщи машин…
1-ый конвой судов по еще не замершей Ладоге в осажденный Ленинград прошел 3 сентября 1941 года. Уже 8-го, когда немцы заняли Шлиссельбург, стало ясно: город на Неве в блокаде. Авиация не могла сполна пичкать город и обороняющие его части, тем паче – эвакуировать сотки тыщ обитателей. Строители срочно стали прокладывать дорогу от Новейшей Ладоги к берегу озера, как только оно промерзло (зима 1941-го выдалась ранешней и прохладной) – обустраивать ладожский ледовый участок трассы. 1-ые 60 машин под командой майора В. Порчунова спустились на лед со стороны Ленинграда 22 ноября 1941-го. На последующий денек, загрузившись продовольствием, пошли вспять.
Ладожский автопоезд – полуторка с санями. Полуторки ГАЗ-ММ (трехтонки ЗИС-5 пустили по льду позднее, когда он стал толще) возили в осажденный город боец, боеприпасы и, конечно, хлеб. Вспять на восток – покалеченых бойцов и практически уже безучастных ко всему от голода ленинградцев. К машинам, идущим с дистанцией 150–200 м, нередко цепляли сани-розвальни. Обычно, водители не закрывали двери, чтоб стремительно покинуть кабину, если автомобиль начнет проваливаться под лед. Время от времени двери и совсем снимали. Ездили в главном ночкой, при всем этом некие водители умудрялись время от времени делать несколько ходок. Фашисты повсевременно бомбардировали трассу; за время деяния «Дороги жизни» над ней сбили около 500 германских самолетов.
По архивным данным, в 1941–1943 годах «Дорогу жизни» обслуживали выше 20 тыщ человек – водители, механики, строители, дорожники и т.д. Одних только девушек-регулировщиц на льду (по сути действовала не одна, а целых 6 трасс, чтоб рассредоточить потоки и минимизировать утраты) работало 700 человек!
В первую военную зиму ледовая переправа держалась до 20-х чисел апреля 1942-го. Последние деньки машины шли уже по талой воде. Во вторую блокадную зиму лед на Ладоге был еще тоньше, но вновь каждую ночь по озеру шли машины, дежурили регулировщики, работали зенитчики…
Более миллиона тонн грузов перевезли по льду, более 600 тыщ человек эвакуировали (всего по Ладоге – выше 1,5 млн. т грузов и выше 1,3 млн. человек). А вот еще числа ладожского счета: 500 граммов хлеба в день бойцу на передовой, 300 – в тылу, 250 граммов – рабочему, 125 – иждивенцу и ребенку… Сколько человек погибло во время блокады Ленинграда – в боях, от голода, на «Дороге жизни»? Историки спорят до сего времени. Но главное все таки не в цифрах…
Самым рабочим временем «Дороги жизни» были ночи Главное, чтоб мы помнили всех: боец, погибших при обороне 1-го из самых прекрасных городов Европы, водителей, не смогших увернуть грузовик от бомбы либо полыньи, мальчиков и девчонок, так и не дождавшихся машины, которая увезет их из ужасного, голодного городка…Но – все ли делаем ради этой памяти?
ВОТ ТАКОЕ КИНО
Монумент неведомому шоферу. Музей «Дорога жизни» – маленькое древесное здание на берегу озера, около которого размещены несколько объектов – катера, баржи, зенитные орудия и даже очень хорошо сохранившийся военно-транПодвесканый самолет «Дуглас». Экскурсионную поездку вызвался провести директор, Александр Брониславович Войцеховский. Оказывается, музей был сотворен на публичных началах в 1960-е – силами энтузиастов тут собирали драгоценные экспонаты времен недавнешней войны, мемуары участников (многие еще были живые!). Позже он стал муниципальным учреждением, а в бурные 90-е его экспонаты решили… приватизировать. Сейчас музей находится в ведении Министерства обороны, но до сего времени длится тяжба с «приватизаторами», чтоб возвратить часть имущества. В любом случае, военному министерству музей, похоже, не в особенности нужен и увлекателен. Не считая маленькой заработной платы для восьми штатных служащих, никаких средств не выделяется.
– Я обращался за помощью к губернатору Санкт-Петербурга В.Матвиенко; она обещала, но… Я понимаю, у нее много хлопот в городке, и это не ее территория, – ведает А.Войцеховский. – А губернатор области В.Сердюков сходу отказал: нет средств. Спасибо, у нас много добровольческих помощников!
Самолет, например, очень отменно отремонтировали специально для съемок кинофильма «Перегон» (он не летал, естественно, но интенсивно выступал в качестве декорации), а позже с благодарностью возвратили музею. Режиссер Александр Рогожкин пообещал и далее помогать. Силами ветеранов, добровольцев и просто друзей удается поддерживать строения и экспонаты; более того, возникают новые и новые!
Дело в том, что по образованию Александр Брониславович – автоинженер, и его страсть – восстановление старенькых автомобилей. А их на деньке Ладожского озера сотки! И каждое лето директор с группой друзей собирается в экспедицию на дно озера. Оборудование, техника, акваланги – свои, приобретенные на собственные Энциклопедия грузовых автомобилей; сложные приборы совсем бескорыстно выдают (на время, естественно) в питерских НИИ.
– Мы уже подняли несколько автомобилей и автобусов; этим летом на очереди – прекрасно сохранившийся грузовик ЗИС-5. Ладога – озеро каверзное, вода очень прохладная и мутная, так что работать на глубине 10–12 метров можно исключительно в конце июня – начале июля, – поведал директор. – А в остальное время мы реставрируем поднятые машины – естественно, на публичных началах.
Он с гордостью показал ангар (сам с братом строил!), где стоят три автомобиля, поднятые со дна озера, – полуторка ГАЗ-ММ, трехтонный ЗИС-5 и автобус на шасси ЗИС-8. Во время войны он перевозил на Огромную землю малышей и покалеченых…
Вот так несколько 10-ов человек «на публичных началах» пробуют сохранить память о величавом подвиге людей, которые, преодолев неописуемые трудности, смогли спасти большой город…
Вроде бы то ни было, а Различное движутся сюда, и с каждым годом экскурсий больше.
– В 2006 году мы приняли 37,5 тыс. гостей! – отрадно сказал директор. – И в январе–феврале фактически на каждый денек есть заявки от школ!
…А позже мы объехали озеро посуху и добрались до того места, где у поселка Кобона заканчивалась (либо начиналась?) ледовая часть трассы.
На этом берегу озера туристов не бывает совсем (очень далековато от городка – около 150 км), потому о геройском прошедшем припоминает только древесный крест. Но на скрещении с трассой М-18 «Кола» много годов назад поставили один из самых узнаваемых памятников – «Неизвестному шоферу». Проезжающие авто по традиции гудят, а многие – останавливаются. Кто-то кладет к памятнику цветочки, кто-то просто постоит, помолчит – и поедет далее.
P.S. Редакция журнальчика «За рулем» этим летом собирается принять роль в подъеме со дна Ладожского озера 1-го из автомобилей, ушедшего под лед на «Дороге жизни» в 1941–1943 гг.
НА Публичных НАЧАЛАХ
Мысль сотворения уникального монумента – длиной 45 км, от города-героя до берега Ладожского озера – появилась еще в 60-е годы. Видимо, властям тогда не очень хотелось вспоминать историю блокады (волей-неволей вставал вопрос о причинах и жертвах), потому сооружать его начали способом народной стройки. Установили несколько монументов: «Цветок Жизни» (монумент детям-блокадникам), «Катюша», «Разорванное кольцо»… Всего около 2-ух 10-ов. А еще каждый километр трассы отмечен памятным километровым столбом. Дорога эта, сейчас
А-128, вьется меж лесами и малочисленными деревнями с русскими и финскими наименованиями. В районе 40-го километра она упирается в сберегал озера: тут стоит один из более узнаваемых памятников – «Разорванное кольцо». Тут же начинался самый страшный участок трассы – спуск на лед.
ЛЕД И ПЛАМЕНЬ
Полуторку ГАЗ-ММ и трехтонку ЗИС-5 подняли со дна озера и восстанавливают энтузиасты. За свои Энциклопедия грузовых автомобилей. Исходя из убеждений современного автомобилиста, ну и водителя 1930-х, расстояние в 30 км не заслуживает внимания. Но у трассы от Кобоны, что на восточном берегу Ладожского озера, до Кокорева на западном – собственный свой счет. Только за первую военную зиму под лед ушло около тыщи машин…
1-ый конвой судов по еще не замершей Ладоге в осажденный Ленинград прошел 3 сентября 1941 года. Уже 8-го, когда немцы заняли Шлиссельбург, стало ясно: город на Неве в блокаде. Авиация не могла сполна пичкать город и обороняющие его части, тем паче – эвакуировать сотки тыщ обитателей. Строители срочно стали прокладывать дорогу от Новейшей Ладоги к берегу озера, как только оно промерзло (зима 1941-го выдалась ранешней и прохладной) – обустраивать ладожский ледовый участок трассы. 1-ые 60 машин под командой майора В. Порчунова спустились на лед со стороны Ленинграда 22 ноября 1941-го. На последующий денек, загрузившись продовольствием, пошли вспять.
Ладожский автопоезд – полуторка с санями. Полуторки ГАЗ-ММ (трехтонки ЗИС-5 пустили по льду позднее, когда он стал толще) возили в осажденный город боец, боеприпасы и, конечно, хлеб. Вспять на восток – покалеченых бойцов и практически уже безучастных ко всему от голода ленинградцев. К машинам, идущим с дистанцией 150–200 м, нередко цепляли сани-розвальни. Обычно, водители не закрывали двери, чтоб стремительно покинуть кабину, если автомобиль начнет проваливаться под лед. Время от времени двери и совсем снимали. Ездили в главном ночкой, при всем этом некие водители умудрялись время от времени делать несколько ходок. Фашисты повсевременно бомбардировали трассу; за время деяния «Дороги жизни» над ней сбили около 500 германских самолетов.
По архивным данным, в 1941–1943 годах «Дорогу жизни» обслуживали выше 20 тыщ человек – водители, механики, строители, дорожники и т.д. Одних только девушек-регулировщиц на льду (по сути действовала не одна, а целых 6 трасс, чтоб рассредоточить потоки и минимизировать утраты) работало 700 человек!
В первую военную зиму ледовая переправа держалась до 20-х чисел апреля 1942-го. Последние деньки машины шли уже по талой воде. Во вторую блокадную зиму лед на Ладоге был еще тоньше, но вновь каждую ночь по озеру шли машины, дежурили регулировщики, работали зенитчики…
Более миллиона тонн грузов перевезли по льду, более 600 тыщ человек эвакуировали (всего по Ладоге – выше 1,5 млн. т грузов и выше 1,3 млн. человек). А вот еще числа ладожского счета: 500 граммов хлеба в день бойцу на передовой, 300 – в тылу, 250 граммов – рабочему, 125 – иждивенцу и ребенку… Сколько человек погибло во время блокады Ленинграда – в боях, от голода, на «Дороге жизни»? Историки спорят до сего времени. Но главное все таки не в цифрах…
Самым рабочим временем «Дороги жизни» были ночи Главное, чтоб мы помнили всех: боец, погибших при обороне 1-го из самых прекрасных городов Европы, водителей, не смогших увернуть грузовик от бомбы либо полыньи, мальчиков и девчонок, так и не дождавшихся машины, которая увезет их из ужасного, голодного городка…Но – все ли делаем ради этой памяти?
ВОТ ТАКОЕ КИНО
Монумент неведомому шоферу. Музей «Дорога жизни» – маленькое древесное здание на берегу озера, около которого размещены несколько объектов – катера, баржи, зенитные орудия и даже очень хорошо сохранившийся военно-транПодвесканый самолет «Дуглас». Экскурсионную поездку вызвался провести директор, Александр Брониславович Войцеховский. Оказывается, музей был сотворен на публичных началах в 1960-е – силами энтузиастов тут собирали драгоценные экспонаты времен недавнешней войны, мемуары участников (многие еще были живые!). Позже он стал муниципальным учреждением, а в бурные 90-е его экспонаты решили… приватизировать. Сейчас музей находится в ведении Министерства обороны, но до сего времени длится тяжба с «приватизаторами», чтоб возвратить часть имущества. В любом случае, военному министерству музей, похоже, не в особенности нужен и увлекателен. Не считая маленькой заработной платы для восьми штатных служащих, никаких средств не выделяется.
– Я обращался за помощью к губернатору Санкт-Петербурга В.Матвиенко; она обещала, но… Я понимаю, у нее много хлопот в городке, и это не ее территория, – ведает А.Войцеховский. – А губернатор области В.Сердюков сходу отказал: нет средств. Спасибо, у нас много добровольческих помощников!
Самолет, например, очень отменно отремонтировали специально для съемок кинофильма «Перегон» (он не летал, естественно, но интенсивно выступал в качестве декорации), а позже с благодарностью возвратили музею. Режиссер Александр Рогожкин пообещал и далее помогать. Силами ветеранов, добровольцев и просто друзей удается поддерживать строения и экспонаты; более того, возникают новые и новые!
Дело в том, что по образованию Александр Брониславович – автоинженер, и его страсть – восстановление старенькых автомобилей. А их на деньке Ладожского озера сотки! И каждое лето директор с группой друзей собирается в экспедицию на дно озера. Оборудование, техника, акваланги – свои, приобретенные на собственные Энциклопедия грузовых автомобилей; сложные приборы совсем бескорыстно выдают (на время, естественно) в питерских НИИ.
– Мы уже подняли несколько автомобилей и автобусов; этим летом на очереди – прекрасно сохранившийся грузовик ЗИС-5. Ладога – озеро каверзное, вода очень прохладная и мутная, так что работать на глубине 10–12 метров можно исключительно в конце июня – начале июля, – поведал директор. – А в остальное время мы реставрируем поднятые машины – естественно, на публичных началах.
Он с гордостью показал ангар (сам с братом строил!), где стоят три автомобиля, поднятые со дна озера, – полуторка ГАЗ-ММ, трехтонный ЗИС-5 и автобус на шасси ЗИС-8. Во время войны он перевозил на Огромную землю малышей и покалеченых…
Вот так несколько 10-ов человек «на публичных началах» пробуют сохранить память о величавом подвиге людей, которые, преодолев неописуемые трудности, смогли спасти большой город…
Вроде бы то ни было, а Различное движутся сюда, и с каждым годом экскурсий больше.
– В 2006 году мы приняли 37,5 тыс. гостей! – отрадно сказал директор. – И в январе–феврале фактически на каждый денек есть заявки от школ!
…А позже мы объехали озеро посуху и добрались до того места, где у поселка Кобона заканчивалась (либо начиналась?) ледовая часть трассы.
На этом берегу озера туристов не бывает совсем (очень далековато от городка – около 150 км), потому о геройском прошедшем припоминает только древесный крест. Но на скрещении с трассой М-18 «Кола» много годов назад поставили один из самых узнаваемых памятников – «Неизвестному шоферу». Проезжающие авто по традиции гудят, а многие – останавливаются. Кто-то кладет к памятнику цветочки, кто-то просто постоит, помолчит – и поедет далее.
P.S. Редакция журнальчика «За рулем» этим летом собирается принять роль в подъеме со дна Ладожского озера 1-го из автомобилей, ушедшего под лед на «Дороге жизни» в 1941–1943 гг.