Привет, Tin-Lizzy!
Привет, Tin-Lizzy!..
Форд Т с кузовом Centerdoor Sedan («Седан с центральной дверью») 1922 г. из собрания Вячеслава и Людмилы Лен, Москва. Мы представляем Форд Т 1922 года с редчайшим закрытым кузовом Centerdoor Sedan—«Седан с центральной дверью», из коллекции Вячеслава и Людмилы Лен . Вячеслав - опытнейший реставратор и узнаваемый собиратель. Форд Т Centerdoor Sedan южноамериканского производства № 6 161 420, выпущенный в июне 1922 г., приобретен им в одном из провинциальных автомузеев Франции и привезен в Москву. Хороший, кстати, повод вспомнить не только лишь о редчайшем кузове, да и об автомобиле Форд Т в целом, с момента прекращения выпуска которого минуло 80 лет.
Попробуйте представить для себя 15 миллионов таких «Фордов»! Да—15 миллионов, 7 тыщ и еще 33 штуки. Конкретно столько «Фордов» модели «Т» сошло с сборочного потока с 1908 по 1927 год. В те годы по планетке разъезжало больше «Фордовских» автомобилей, чем всех других, взятых вместе.
По воззрению самих янки, эти «жестянки» брали лузеры. Но почему же тогда «Лиззи» —фаворит столетия? А просто Генри Форд считал, что лузеров больше, чем удачников. Он всегда гласил, что главной целью всей собственной жизни считает «посадить за руль обычного американца» и «автомобилизировать Америку», а не ласкать богатых шикарными игрушками на колесах. Все это и воплотилось в «Форде-Т». «Жестянку» Генри замыслил как максимально ординарную и дешевенькую машину для самого широкого круга потребителей, чтоб на ней можно было проехать всюду, а починить — своими силами.
Всем отлично известна ставшая крылатой фраза «Автомобиль сделал Америку». Но не все понимают, что Америку сделал, сделав ее первой авто державой мира, определенный автомобиль, герой нашей статьи (его почаще упоминают, как 1-ый в мире автомобиль, сошедший с сборочного потока, что, кстати, тоже незапятнанная правда). Вобщем, Форд Т сделал Америку опосредованно, сначала создав дорогу. Старушка Lizzy своим рождением так обогнала время, что в Америке еще не было реальных дорог. Поэтому ей, доступной фермерским массам, и пришлось поначалу вспахать поле (позволял большой вращающий момент мотора и дополнительное оборудование в виде железных задних колес с грунтозацепами — как у реального трактора тех лет!), намолотить зерна, напилить лес (выпускалась масса нужных «насадок») и только позже с огромным трудом отвезти владельца с семьей в город.
Отсутствие дорог угрожало привести к перепроизводству. Натолкнувшись на полное невежество страны, предприниматели, включая самого Генри Форда, стали пропагандировать строительство дорог. На их Энциклопедия грузовых автомобилей строились «скоростные» асфальтированные участки от нескольких сот ярдов до мили. Проехаться по ним крестьяне съезжались как на аттракционы… Почувствовав разницу, люд на «местах» стал объединяться в общества и на собранные средства продлевать , расширять и благоустраивать дороги. Это уже позже правительство, а поточнее военные, приберут все к своим рукам, «оседлают» инициативу и проложат по всей стране сеть номерных хайвейев (highway) с севера на юг и с востока на запад. В общем, когда в 1927 году последняя аскетичная — строго в черном — старушка Lizzy покинула сборочный поток, страна поменялась…
С окончанием жатвы крестьянские семьи стали выбираться по новым дорогам «на природу», открывая себе новые дали. Недолговременные экскурсы перевоплотился в многодневные автопробеги…
Итак, какими же способами шел Генри Форд к воплощению в металле собственного эталона — простоты?
«Автомобиль должен быть дешев, без чего становится предметом роскоши, — читаем в книжке доктора И.В.Грибова «Автомобиль Форд», изданной в 1927 г.— Дешев, но всегда так, как то позволяют качество материалов и работа, которые не могут быть дешевы при отсутствии специально разработанного оборудования и соответственных приемов его использования. Эта идея стоит во главе всей деятельности Форда.
Для того, чтоб провести эту идея с полной строгостью в жизнь, Форд держится выделки 1-го единственного типа, выпускаемого им огромной серией. С 1919 года завод Форда выделывает только модель «Т».
Форд полностью удовлетворен качеством собственных автомобилей и не достаточно задумывается об их усовершенствовании. Все его заботы ориентированы на усовершенствование процессов выделки, потому что упразднение одной какой-либо операции либо 1-го из приемов той же операции улучшает автомобиль, несколько упрощает его постройку, понижая таким макаром его себестоимость, понижает и продажную стоимость, увеличивая тем круг покупателей, что в свою очередь еще понижает его цена и опять наращивает число потребителей».

Форд T Centerdoor Sedan 1919 г. Итак, внимание. В 1909 году Tin-Lizzy стоила 950 баксов, в 1919-м— 575, в 1924-м — 295, а в 1925-м — всего только 290 баксов, что составляло средний месячный заработок рабочего! А ведь поначалу в идею Форда никто не веровал. Она заключалась в том, чтоб поделить работу по изготовлению автомобиля на огромное количество обычных операций, поручив их неквалифицированным рабочим. Усовершенствование процесса конвейерной сборки и вело к неизменному удешевлению.
Ординарна была и конструкция «Форда-Т» Четыре цилиндра мотора отлиты в один блок (заместо отдельных цилиндров, соответствующих для той эры). Жидкостное остывание — термосифонное: вода циркулирует без насоса за счет разности температур. Горючее из бака подавалось самотеком. В коробке планетарного типа –– только две передачи, чего полностью хватало для легкого автомобиля. Заместо 4 продольных рессор –– две поперечных.
Но ездила же, факт! Машина массой 500––800 кг зависимо от выполнения с двадцатисильным движком разгонялась до 70––80 км/ч (облегченные двухместные родстеры были «шустрее» и «выжимали» больше сотки).
Место водителя «Форда-Т» начала 20-х годов (на рисунке показан открытый кузов). Но, невзирая на свою простоту, «Жестянка» таит внутри себя практически непосильную для современного автомобилиста задачку: даже знатоку автомобилей 20х––30х годов не «просечь» предназначение 3-х обычных как бы педалей…
Педали управления на картере коробки и сцепления и рычаг ручного тормоза. Последняя левая педаль («С» на рисунке) — это педаль сцепления, «малой» и «большой» передач (определения и приводимый ниже текст из книжки И.В.Грибова):
«Чтобы ввести малую передачу, жмут до отказа педаль «С», которая затягивает бандаж барабана малой передачи средством устроенного на ней кулачка. Этой передачей пользуются для подъема в гору и для троганья с места. Чтоб ввести огромную передачу, отпускают эту педаль, которая отжимается пружиной. В этом положении бандаж освобождается, и в то же время сжимаются меж собой диски сцепления, чем достигается прямое соединение валов. Меж этими 2-мя положениями педали существует промежуточное, в каком как малая передача, так и сцепление выключены.
При таком положении автомобиль может расслабленно катиться с выключенным мотором. Чтоб педаль могла останавливаться в этом положении, устроен боковой тормозной рычаг, который, будучи оттянут вспять при торможении, вводит под передаточный механизм сцепления маленький кулачок и тем держит диски в разомкнутом положении.
Средняя педаль («R») управляет передачей заднего хода и действует совсем так же. Разумеется из данного выше пояснения, что при включении той либо другой передачи сцепление должно быть выключено совсем.
Правая педаль («В») служит для приведения в действие трансмиссионного тормоза, которым пользуются во всех обыденных случаях торможения. Им можно воспользоваться независимо от того, включены ли передачи либо находятся в нейтральном положении, потому что барабан, на который он действует, всегда соединен с трансмиссионным валом.
Таким макаром, в случае надобности в сильном торможении можно действовать обоими тормозами, зачем жмут тормозную педаль и сразу оттягивают вспять ручной рычаг. Торможение при всем этом происходит при выключенном моторе.
Когда автомобиль трогается с места жмут наполовину педаль сцепления, которое таким макаром оказывается в нейтральном положении, и сразу толкают тормозной рычаг вперед до отказа. После чего жмут педаль сцепления и включают малую передачу. Автомобиль тихо двигается вперед. После чего добавляют газ, пока автомобиль не прирастит собственной скорости. Потом сразу немного прикрывают газ и медлительно отпускают педаль сцепления до самого верхнего положения, чем врубается большая передача. Как большая передача совсем включена, можно открывать рычаг газа и наращивать скорость автомобиля.
Коробку можно считать односкоростной, потому что мотор так силен, что может преодолевать при этой передаче всякие дорожные препятствия. Малая передача, обычно, врубается только при троганьи с места либо при очень крутых подъемах. При обычной езде на большой передаче скорость хода можно регулировать конфигурацией числа оборотов мотора.
Самую малую скорость хода, около 5-6 км/ч можно поддерживать и при большой передаче, выключая периодически сцепление».

Для тех читателей, которые еще не додумались, что за странноватый механизм управлялся настолько непривычным образом, поясним: показанный на рисунке корпус скрывал снутри планетарную коробку с многодисковым сцеплением.
Пора, но же, побеседовать и о редчайшем закрытом кузове героя статьи, показанного на цветных фото.
Эпопея закрытых кузовов началась сразу после возникновения «Жестянки» на свет в 1908 году: это были 2-местное Coupe и пользующиеся популярностью в такси Town Car и Landaulet с отчасти либо стопроцентно открытым местом водителя.
1-ый фирменный автомобиль появился в 1915 г., дверь в нем расположилась в центре боковины кузова, за спинками фронтальных сидений. Входить в салон было комфортно только пассажирам заднего сидения; пассажир фронтального и шофер, сгорбившись, протискивались на свои места через узенький проход меж фронтальными сиденьями (для уменьшения мучений спинка пассажирского сиденья складывалась). Невзирая на эти неудобства, популярность автомобиля с центральной дверцей быстро росла: все-же он был уютнее открытых всем ветрам турингов (Touring), родстеров (Roadster), Торпедо (Torpedo) и иже с ними. В особенности это чувствовалось в северных штатах. Лидировал он по удобству и посреди закрытых кузовов: «интимное» купе вмещало только двоих, а Town Car и Landaulet были закрытыми только отчасти.
Форд Т Centerdoor Sedan 1919-1921 гг. (наружных конфигураций в эти годы практически не было). Centerdoor Sedan с удобством — и я могу это подтвердить — вмещает четырех, а когда нужно — и пятерых: посмотрите на фото 20-х годов (но, обратив внимание на просевший задок. Не дай боже, колдобина либо крутой подъем…)
Но — ничто не вечно под луной — и модель 1922 года, показанная на цветных фото, стала «лебединой песней» двудверного автомобиля, ибо в ноябре этого года дебютировал автомобиль 4-х дверный — Fordor Sedan (не думайте, я не ошибся — Форд выдумал конкретно такое словечко, а не Fourdoor). А у позднейших двудверных моделей — Tudor (а не Twodoor!) дверь была на обычном нам месте — впереди, дверной просвет начинался сходу от фронтальной стойки (ветрового стекла).
Вот такая история.
P.S. В двадцатые годы в Русской Рф говаривали, что более узнаваемых личностей всего три: Ленин, Троцкий, и Форд. Фавориты большевизма бредили резвой полной индустриализацией. Им пришлись по нраву «коллективизационные» заслуги Форда. Началась «большая дружба». Доктор И.В. Грибов писал в уже упомянутой книжке: «Имя Генри Форда, наверняка, никогда не сгладится со страничек истории индустрии, как имя человека необычайного»
Николай Щербаков, газета «За рулем – Москва»
Иллюстрации создателя и из собрания создателя
Форд Т с кузовом Centerdoor Sedan («Седан с центральной дверью») 1922 г. из собрания Вячеслава и Людмилы Лен, Москва. Форд Т с кузовом Centerdoor Sedan («Седан с центральной дверью») 1922 г. из собрания Вячеслава и Людмилы Лен, Москва. Форд Т с кузовом Centerdoor Sedan («Седан с центральной дверью») 1922 г. из собрания Вячеслава и Людмилы Лен, Москва. Форд Т с кузовом Centerdoor Sedan («Седан с центральной дверью») 1922 г. из собрания Вячеслава и Людмилы Лен, Москва. Форд Т с кузовом Centerdoor Sedan («Седан с центральной дверью») 1922 г. из собрания Вячеслава и Людмилы Лен, Москва.