ВКУС «КАЛИНЫ»
ВКУС «КАЛИНЫ»
Она рождалась в сложное для индустрии, ну и всей страны время. Ее путь к серийному производству был очень неблизким. Мы и верили и не верили, что она все-же встанет на сборочный поток. Встала! В ноябре выпускают 1-ые серийные «калины». Наконец мы можем гласить уже не о проектах и макетах. Но авто из так именуемой установочной партии вышлют не в магазины, а в распоряжение тех, кто завершает опытно-конструкторские работы над «Калиной». Покупателям же придется подождать до начала 2005 года. Но это даже и к наилучшему – в продажу не попадет ни одной сырой машины.
Начнем с головного: ВАЗ-1118 никак не модификация выпускаемых моделей и даже не глубоко модернизированная версия. Это – вправду новый автомобиль.
ПО ПУТИ К ЯГОДНЫМ МЕСТАМ
Все началось более 10 годов назад. «Калины» тогда не было, а был практически позабытый сейчас «Автомобильный Всероссийский Альянс» (АВВА) и разрабатываемый для него вазовский проект 1116. Малогабаритный хэтчбек евро класса В, который планировали оснащать 1,4-литровым мотором.
Анализируя завезенные из других стран аналоги и тенденции мирового автопромышленности, спецы ВАЗа сообразили, что численность машин В-класса будет расти. Многие черты машин наиблежайшего грядущего они угадали правильно. А именно, что малогабаритные авто станут просторнее, обширнее и выше. Таким и начали проектировать хэтчбек ВАЗ-1119 – уже после того, как планам «Автомобильного альянса» не судьба было воплотиться в жизнь.
Кроме него в семейство, получившее имя «Калина», вошли автомобиль 1118 и универсал 1120. Последний вышел в особенности высочайшим, как многие современные забугорные малогабаритные мини-вэны (и тут угадали!). Но по технологическим причинам эту модификацию пришлось отложить. Заместо нее стали проектировать обыденный универсал ВАЗ-1117, но индекс 1120 в дальнейшем еще понадобится…
В этом году на сборочный поток встает автомобиль ВАЗ-1118. Рекламщики считают, что конкретно таковой кузов вызовет завышенный энтузиазм. О нем и будем гласить сначала.
Малая, НО… БОЛЬШАЯ
Дизайнер Евгений Лобанов (сейчас – глава дизайн-центра ВАЗа) старался сделать форму кузова неагрессивной, мягенькой, а вид машины – миролюбивым. Не исключено, что стилистика покажется кому-то не очень уникальной. Но для массового автомобиля это не таковой уж недочет.
А для тех, кому по нраву более Подвескаивный стиль, в комплектации «Люкс» позднее появится так именуемый аэродинамический пакет. Затратные Ремонт и эксплуатация кузова улучшат и аэродинамику. У автомобиля в комплектациях «стандарт» и «норма» Сх – 0,4, у люксового – 0,36.
Кстати, само заглавие «Калина» родилось еще на ранешней стадии работы дизайнеров. Они, видимо, посчитали, что машине с плавными, мягенькими линиями кузова подойдет природное, «экологически чистое» имя. Разумно. Кстати, специально для «Калины» планируют ввести краски «манго», «киви», «дюшес» и т. п. Как покупателям, предпочитающим сегодня скучноватые цвета сероватого, придется по вкусу этот фруктовый сад, покажет время. Но то, что 50% деталей кузова изготовлено из покрытой цинком стали, повеселит всех.
Выражение «внутри больше, чем снаружи» в авто журналистике издавна стало штампом. И все же «Калина» такая. ВАЗ-1118 короче «десятки» на 225 мм, но база меньше всего на 22 мм. Новый автомобиль у'же VAZ 2110 на 4 мм, но на целых 80 мм выше. Благодаря обычной для машин такового класса вертикальной посадке автомобиль приметно просторней. В общем, «Калина» далековато не так мала, как кажется на 1-ый взор.
ОТ МОТОРА ДО КОЛЕС
Естественно, создавая новый автомобиль, конструкторы ориентировались на способности производства и отталкивались от имеющихся моделей. Но степень унификации VAZ 2110 и ВАЗ-1118 невелика (существенно ниже, чем меж семействами «самар» и «десяток»). Напротив, «Калина» станет донором для машин «десятого» семейства и тех, что придут прямо за ними.
Базисный движок – VAZ 21114 объемом 1,6 л, 8-клапанный сотворен из 1,5-литрового «десяточного» и имеет увеличенный ход поршня (подробнее о его конструкции – в одном из ближайших номеров ЗР). Мотор, с которым поедут 1-ые машины, удовлетворяет требованиям Евро III, а в перспективе уложится и в Евро IV. Правда, пока русское законодательство не просит соблюдать современные экологические европейские нормы, часть машин пойдет к дилерам с движками Евро II.
Последующий шаг – «Калина» с мотором VAZ 21124 – 90-сильным, 16-клапанным. Его, как и 114-й, покупатели увидят и под капотами «десяток». А в более далекой перспективе – движок VAZ 21124 увеличенной практически до 100 сил мощности и новые 1,6-литровые моторы с регулируемым впускным трактом – ВАЗ-11183 и ВАЗ-11193. Последний к тому же с регулировкой фаз.
Проектируя «Калину», конструкторы попытались очень расширить моторный отдел. Не исключено, что в дальнейшем до 50% «калин» будут оснащать движком ВАЗ-11187. Это модернизированная, с регулируемым впуском, версия мотора объемом 1,7 л, который на данный момент ставят на «Ниву».
Диски сцепления на «Калине» уникальные, обеспечивающие, по отзывам испытателей, мягкое и в то же время точное включение. Если смежники осилят их создание в достаточных количествах, новые Ремонт и эксплуатация перекочуют и на «десятки».
В модернизированной для «Калины» «десятой» коробке использованы многоконусные синхронизаторы, призванные облегчить переключение и сделать агрегат надежней. Есть и очередное принципиальное новаторство – электрическая блокировка задней передачи.
В фронтальной подвеске от VAZ 2110 только нижние рычаги и растяжки. Амортизаторные стойки – с коническими пружинами. Опора задней подвески – «десятая», с маленькими проставками, так как колея «Калины» расширена: 1410 мм против 1380 у VAZ 2110. Делать новейшую опору посчитали нецелесообразным, что отыщет осознание у ремонтников. Задняя подвеска «Калины» – со стабилизатором, полностью нужным высочайшему автомобилю. Этот элемент, может быть, тоже пропишется на машинах «десятого» семейства. По сопоставлению с ними плавность хода и маневренность «Калины» стали лучше, молвят заводские испытатели.
В управляющем управлении от предшествующей модели – только картер, все другое оригинальное. Естественно, самое главное новаторство – электроусилитель. Качество и свойства, говорят, доведены. А так как поставщиков этого принципиального узла несколько, ВАЗ сумеет выбирать наилучших.
В тормозной системе 9-дюймовый (заместо «десятого» 8-дюймового) вакуумный усилитель, взятый у «Нивы» VAZ 2123. Предусмотрена Абс, но не в базисном оборудовании. На «калины» с 8-клапанными моторами, как и на подобные «десятки», будут ставить 13-дюймовые колеса, на более массивные 16-клапанные машины – 14-дюймовые.
ПРИНИМАЯ УДАР НА СЕБЯ
Очевидно, автомобиль особо серьезно прорабатывали исходя из убеждений безопасности. Хотя тут приходилось иногда догонять – ведь европейские требования повсевременно ужесточают.
Естественно, кузов «Калины» имеет крепкую клеточку безопасности и предохранительные брусья в дверцах. Боковой удар смягчат обивки дверей, заполненные особым сотовым материалом. В базисной комплектации – ремни с преднатяжителями, при этом сзади все три – настоящие, трехточечные. Подушки появятся позже. Без их на крэш-тестах по методике EuroNCAP ВАЗ-1118 заработал три звезды.
Кстати, 1-ые удары макеты «Калины» проходили «живьем». Позже появилась возможность лупить автомобиль виртуально. Инженеры с гордостью демонстрируют графики, где теоретическая кривая замедления практически совпадает с теми, что получили при реальных крэш-тестах.
Справедливости ради отметим, что поводы для мигрени у конструкторов есть еще. А именно, необходимо подтянуть «Калину» к тем требованиям по безопасности при наезде на пешехода, которые скоро введут в Европе. Вобщем, здесь компанию ей составляют и многие сегодняшние иномарки. Инженеры вместе с дизайнерами уже решают эту делему, так что рестайлинга ожидать относительно недолго.
НА СТАРТЕ
Из «роскоши» в «Калине» пока будут только фронтальные электростеклоподъемники. Позже появятся уже упомянутые Абс и подушки безопасности, кондюк. Место для него предусмотрели еще на стадии проектирования. Чтоб сделать вентиляционную систему действенной, но тихой, вентилятор расположили над правой колесной аркой. С «печкой», расположенной в центре под панелью устройств, его соединяет длиннющий воздуховод, куда несложно «врезать» кондюк.
Непременно, «Калина» для Волжского автозавода – модель этапная. Если отвлечься от вседорожников, она – 3-ий после VAZ 2101 и VAZ 2108 вправду новый, а не в той либо другой степени модернизированный автомобиль. «Копейка» вошла в жизнь без заморочек, установив новые для страны эталоны свойства, комфорта, надежности. Путь «самар» к сердцам покупателей был не настолько гладким, хотя с течением времени главные детские заболевания удалось изжить.
Задачки произвести переворот, как некогда было с VAZ 2101, перед ВАЗ-1118, естественно, не ставят. Но очень охото, чтоб вкус даже самых первых «калин» не вызывал у покупателей горчинки.
ЧТО – КОГДА?
Товарная продукция начнется с автомобиля – в «бюджетной» версии 11183 с восьмиклапанным мотором (см. таблицу). Приблизительно с середины года добавится и поболее высокоскоростная – 11186. Ее отличают 16-клапанный мотор, 14-дюймовые колеса и фронтальные тормоза увеличенной размерности. Те же градации заложены и в другие модели «Калины».
В конце 2005 года появится 5-и дверный хэтчбек 1119 с уникальными вертикальными задними габаритами. Эта модель адресована водителям со Подвескаивной жилкой. Она первой и примерит более мощнейший 1,8-литровый мотор, как тот окажется на конвейере. Ну и экПодвеска планируют начать конкретно с хэтчбека – спрос на автомобили такового класса за рубежом невелик.
Модельный ряд окончит универсал 1117. Его возникновение запланировано на вторую половину 2006 года, хотя не исключено, что 1-ые партии начнут собирать в ОПП – так освоение машины пойдет резвее, ну и появится она ранее.
В «Калине» нам удалось воплотить почти все из загаданного, автомобиль, считаю, удался. Очень принципиально, что в процессе работы сложилась команда единомышленников, освоены новые методики проектирования. Мы в первый раз в достаточно большенном объеме использовали компьютерную графику – поначалу для кузова, дальше для сборки, агрегата, других узлов. На Вуале разработали также расчетные программки для концептуального поиска и оптимизации посадки водителя и пассажиров, кинематических расчетов подвесок и линии движения хода педалей.
В процессе сотворения «Калины» подросло целое поколение профессионалов, которое, перенимая опыт старших и сразу используя современные способы, способно без помощи других вести новые проекты. Это уже подтверждается работой над многообещающими моделями.
В общем, «Калина» – автомобиль для нас и для всего завода очень принципиальный, почти во всем даже эпохальный.
СКОЛЬКО ВАМ КОМФОРТА?
Любая модель будет выпускаться в 3-х вариантах выполнения. Самый умеренный – «стандарт»: цельноформованная обивка дверей без тканевых вставок, ручная регулировка внешних зеркал, композиция устройств со встроенными часами. Но здесь же, в базисной комплектации – электроусилитель руля, фильтр системы вентиляции и отопления, разрезное заднее сидение (1/3 и 2/3).
«Норма» – золотая середина, узнаваема по термоизолирующим стеклам и расцветке металлик. Обивки дверей с тканевыми вставками (из твида), в фронтальных дверцах – электростеклоподъемники, а у замков – электроблокировка, управлять ею, также иммобилайзером, можно кнопками на ключе.
Наружные отличия «люкса» – легкосплавные диски колес и противотуманки, задний спойлер и щитки-обтекатели перед колесами. В композиции устройств бортовик, внешние зеркала – с электрорегулировкой и обогревом, на потолке около зеркала – футляр для очков. Но главное – подушки безопасности для водителя и фронтального пассажира. Для обшивки сидений и дверных вставок применен более дорогой материал. Задние пассажиры также сумеют воспользоваться электростеклоподъемниками, а благодаря подголовникам ощущать себя более защищенными.
НА ДОРОГЕ
Не так давно довелось опробовать различные «калины», предоставленные заводом на тест в рамках МИМС-2004. 16-клапанный мотор 1,6 л с новыми калибровками – это совершенно не «двенадцатый», который оживает только после 3-х тыщ оборотов. «Калину» отличает, по нашим ощущениям, «паровозная» тяга с самых «низов». На четвертой передаче можно начинать уверенный, без провалов и рывков, разгон с 40, а то и с 30 км/ч. Да и «верхи» неплохи, что позволяет просто выкручивать мотор для оживленного обгона.
Хэтчбек 11196 – просто пушка! Более точное управление и отзывчивый руль – не плод воображения: тут стоит реальная «калиновая» рейка – 3,1 оборота от упора до упора. Не напрасно заводчане предопределяют модель водителям Подвескаивного характера и планируют огромную часть автомобилей оснащать более сильными моторами. А Различное с более умеренными запросами изберут версию 11193 с мотором наименьшей мощности.
Универсалом 11176, от которого мы ожидали «вагонных» реакций, управлять оказалось приятнее, чем седаном. И дело не в настройках подвески – просто на этой машине стоит та же рейка, что на хэтчбеке. Поэтому универсал охотнее исполняет команды водителя на зигзагообразной дороге. Вообщем управление этим небольшим «вагончиком» доставило наслаждение.
Жалко, что 1-ое время «калины» будут оснащаться управляющим механизмом с обыкновенной, а не укороченной рейкой. Кому-то придется до поры умерить собственный пыл, наслаждаясь другими плюсами нового автомобиля.
ПО Страничкам БИОГРАФИИ
«За рулем» смотрел за «Калиной» с момента рождения прототипов. 1-ая публикация, еще не с фото, а с рисунком грядущего автомобиля появилась в апрельском номере 1998 года. Потом мы тщательно ведали об эволюции первых образцов, макетах с разными кузовами.
В конце концов, мы смогли опробовать предсерийный ВАЗ-1118 в деле, поездив по сухим дорогам юга и заснеженным средней полосы (ЗР, 2004, № 2). А зимой даже сравнили опытную «Калину» с несколькими ввезенными одноклассниками (ЗР, 2004, № 4). Предсерийный эталон ВАЗ-1118 совместно с другими русскими автомобилями участвовал в пробеге Москва – Владивосток (ЗР, 2004, № 7, 8). Скоро возьмемся и за серийный автомобиль... ВАЗ-1117, ВАЗ-1118 и ВАЗ-1119
ВАЗ-1118ВАЗ-1117


ВАЗ-1119ВАЗ-1119

ВАЗ-1118
ВАЗ-1117, ВАЗ-1118 и ВАЗ-1119
г.