Очами обладателя. ВАЗ 2108.
Очами обладателя. ВАЗ 2108.
20 ЛЕТ СПУСТЯ
В 1995 г. на замену ВАЗ-21013 в нашей семье появилась «восьмерка», при этом из числа первых – с «коротким» крылом, карим салоном и мотором объемом 1,3 л. К нам она была пригнана из примыкающей Венгрии, куда, в свою очередь, попала из Голландии.
Вначале на ней ездил отец, но после получения водительских прав «зубилка» цвета примула перебежала в моё распоряжение.
1-ые годы эксплуатации были классическими для энтузиастов, пытающихся перевоплотить старенькую машину в новейшую – либо, по последней мере, чтоб была не намного ужаснее. Прекрасный когда-то, но прокуренный и затертый салон обновили стопроцентно, хотя процесс смены деталей растянулся на пару лет. Панель устройств, пол и накладки на стойках я менял уже за свои Энциклопедия грузовых автомобилей, откладывая в студенческую бытность с нерегулярных гонораров. Параллельно салону «перетряхивалась» и «техника» - подвеска, тормоза, электрическое оборудование…
Когда машину приобрели, на одометре красовались 116 тыщ – если судить по износу главных узлов, похоже на правду. На данный момент, спустя 10 лет, к ним добавилось всего 60 тыщ – езжу я не каждый денек, ну и, в главном, только по родному Мукачеву.
За эти годы я старался баловать её – привозил из столичных отпусков различную «экзотику» вроде электростеклоподъемников и цифрового тахометра. С течением времени разжился дорогой музыкой, кожаным рулем, титановыми накладками на порогах, комфортными сиденьями от Форд Fiesta… При всем этом старался снаружи сохранить очень аутентичный вид, уделяя много внимания состоянию ЛКП и чистоте подкапотного места.
Как досадно бы это не звучало, за эти годы она пару раз ломалась на дороге – пару раз рвались патрубки системы остывания, хандрил карбюратор, рвался трос сцепления (а что поделать, если реализующиеся тросы старенького эталона – редчайшая дрянь)… Но «на галстуке» меня привезли в гараж всего в один прекрасный момент, когда из-за лопнувшего патрубка радиатора вытек антифриз.
Было и несколько ударов судьбы – два белоснежных «Фиата», сероватая «девятка»… Всякий раз при аварии с благодарностью вспоминал конструкторов короткокрылого передка, которые спроектировали его конкретно так, что он с честью держит даже достаточно сильные удары.
Существует мировоззрение, что русские машины делали еще лучше сегодняшних – наша «восьмерка» его стопроцентно подтверждает. До сего времени (спустя 20 лет!) на машине стоят родные стартер, генератор, коробка, корзина сцепления… Движок также не «точили», только поменяли на 120-й тыще клапана, и совершенно не так давно, на 170-й – поршневые кольца. Умели же делать!
Естественно, я отношусь к ней заботливо, ухаживая в меру сил и свободного времени. А больше всего веселит, что по маневренности и стойкости моя «старушка» сравнима и с еще более дорогими современными автомобилями. Довольно поездив на разных импортных машинах, я не чувствую себя ущербным по сопоставлению с обладателями экономных одноклассников вроде «сенса» либо Daewoo Lanos. Естественно, летом охото кондюка, а зимой – полного привода, но… Пока приходится решать квартирный вопрос, а «зубилка» еще поездит. Тем паче, что я помню все её трещинки и царапины… Ну и каждую зиму я вновь радуюсь тому, как «восьмерка» гребет по снегу, как хороша печка и прогнозируема маневренность.
Время от времени возникает желание поменять обычную старушку на новейшую «девятку», получив ноли на одометре и 100% ресурс. Тем паче, что владельца желтоватой «восьмерки» в нашем городке знают фактически все и время от времени схожая известность никак не на руку. Но прикинув масштаб доработок, после которых новенькая «зубила» по сумме потребительских свойств будет не ужаснее старенькой, поменять шило на мыло как-то не охото. Тем паче, что 1-ая машина – это как 1-ая любовь и 1-ая дама…
---------------
Олег Полажинец



г.