КРЭШ-ТЕСТ DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112. ЛОБОВАЯ АТАКА
КРЭШ-ТЕСТ: DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112. ЛОБОВАЯ АТАКА
БОЛЬШОЙ – Означает Неопасный?
Один знакомый, присматривая машину для супруги, приостановил выбор не на привлекательном малыше «Peugeot 206», не на пользующемся популярностью компакте « Форд Фокус», а на здоровом старом «Volvo 940»: «Этот танк в полтора раза тяжелее – пока он будет морщить собственный двухметровый нос, у других уже мотор в салоне вылезет!»
Что здесь возразишь? В теории все так, законы физики никто не отменял – два столкнувшихся автомобиля двигаются туда, куда до удара двигался более тяжкий. Он только замедлился, в то время как легкий тормознул и потом пошел вспять.
Соответственно и перегрузки будут разными, поточнее, назад пропорциональными массе. С зоной деформации тоже все понятно – чем она больше, тем ниже перегрузки, тут тоже справедлива оборотная пропорция. При соударении длиннющий моторный отдел выручает пассажиров в обоих автомобилях: зоны деформации суммируются. Словом, в большой тяжеленной машине есть реальный шанс остаться в живых, «вписавшись» в очень допустимую перегрузку для головы 88 g – это соответствует удару силой приблизительно полтонны! Если повезет, уложитесь в границы «зеленой зоны» – 72 g.
Но в крэш-тестах, предписанных и русскими, и европейскими правилами, воздействие массы автомобиля не учитывается – удары проводят в здоровый бетонный куб, массой более 70 т.
Неважно какая машина при всем этом замедляется до нулевой скорости – ни больше ни меньше. То, что на кубе установлено деформируемое препятствие (блок с сотовым наполнителем), дела не меняет – оно имитирует другой, но все-же закрепленный бездвижно автомобиль.
В жизни «противников» не выбирают – в лоб «Жигулям» могут вылететь и «Ока», и «Мерседес», и КамАЗ. Как различаются шансы их пассажиров? И как практика согласуется с теорией? Чтоб ответить на эти вопросы, мы отважились на необыкновенный, не предусмотренный никакими правилами крэш-тест – лобовое столкновение 2-ух машин...
СУДЬБА-ЗЛОДЕЙКА
КамАЗ, пожалуй, очень, а вот пара разнокалиберных легковых машин в самый раз. Роль малыша, не сговариваясь, отвели « Дэу Матиз» – современной, более пользующейся популярностью в Рф импортной машине А-класса. Насчет конкурента длительных размышлений не было – неважно какая модель «десятого» семейства ВАЗ, самого нового из российских. Это тоже фаворит продаж в собственном классе.
Чтоб приблизить условия теста к реальным, решили лупить не новые машины, а с пробегом – есть ведь такое понятие, как старение металла, ну и ржавчина может ослабить конструкцию, тут-то все и вылезет. Но брать «темную лошадку» нельзя – непонятно, была ли она в катастрофах ранее и как это сказалось на машине.
Скрепя сердечко дали на заклание науке два автомобиля из редакционного парка – « Дэу Матиз» 2002 года выпуска, только-только закончивший ресурсные тесты на отметке 100 тыс. км, и VAZ 2112 того же возраста, пробежавший 56 тыс. км. Биография их нам доподлинно известна – работали честно, в катастрофах увидены не были, маленькие повреждения кузовных панелей не в счет. Такая вот непризнательная судьба…
К БАРЬЕРУ!
Определение массы в оснащенном состоянии отдало 831 кг у «Матиза» и 1081 кг у «двенадцатой». Плюс пара манекенов в каждую машину и измерительная аппаратура – итого 991 и 1253 кг, соответственно. Разница составила 262 кг – небольшой автомобильчик легче на 21%.
Чтоб отличие в поведении «объектов» было очевидным, нужен удар очень жесткий, если не сказать ожесточенный.
Потому скорость автомобилям решили задать такую же, как предписано русскими правилами для удара с частичным перекрытием в недвижное деформируемое препятствие – 56 км/ч (в Европе по требованиям EuroNCAP лупят на скорости 64 км/ч). Но у нас-то «препятствия» как раз подвижные и движутся навстречу с суммарной скоростью намного большей – 112 км/ч! (Вы, кстати, не ездите по встречной?)
Предполагая, что если у кого и есть шанс уцелеть, то у пассажиров более томного VAZ 2112, также беря во внимание огромную распространенность схожих машин, конкретно в «двенадцатую» усадили снаряженные датчиками манекены «Гибрид-III», единственным комплектом которых мы располагали. «Матизу» достались седоки не настолько «умные».
Итак, все готово: в баки заместо горючего для безопасности залита вода, салоны и головы манекенов обработаны разноцветными меловыми смесями, чтоб фиксировать точки контакта, руки водителей скотчем закреплены на рулях.
Машины разведены в различные концы зоны разгона и прикреплены к железным ботинкам, которые кольцевой трос лебедки тянет по центральному рельсу. Отшумели из репродукторов команды отсчета готовности и, в конце концов… «Старт!»
Зажужжал трос, разгоняясь все резвее. Вот на размеченную площадку влетают две машины. Негромкий удар, фейерверк осколков, в просветах открытых окон мелькнули головы манекенов – и все одномоментно кончилось. Глаз фиксирует только медлительно откатывающийся «Матиз».
Все, финита. Оценим результаты.
ЧЕМ ЭТО Завершилось
«ДЭУ-МАТИЗ». Более легкий, он откатился вспять на 5,4 м. При этом конкретно откатился – колеса крутились свободно. Стопроцентно смята высшая часть моторного отдела, облицовка радиатора оказалась практически под обрезом ветрового стекла.
Чуток сместился вспять крепкий подрамник с элементами подвески, с виду целыми. Фронтальные колеса ушли вспять на 50 мм слева и на 65 мм справа. Мотор сместился вспять, но вниз не пошел. Аккумуляторная батарея разбилась, «застраховав» от недлинного замыкания и возгорания. Бак остался цел, не испытав ударов от каких-то других частей. Левая часть кузова деформирована чуток посильнее. Стойки, передав часть энергии удара крыше, приподняли ее, образовав щели над дверцами – 80 мм слева и 20 мм справа.
Левая стойка чуток сложилась и растеряла внутреннюю облицовку. На дверцах видимых следов деформации нет, все четыре раскрылись, водительская – с усилием, но без помощи инструмента. Три двери как и раньше можно закрыть. Все стекла целы, не считая ветрового – оно очень растрескалось в нижней части, но осталось в просвете. Внешние зеркала даже сохранили регулировки. В салоне деформированы каркасы фронтальных сидений – подушки приметно наклонены вниз, что спровоцировало подныривание седоков под ремни. Руль погнут, колонка смещена на 40 мм вспять и 45 мм вниз, на ней следы от удара головы водителя. Обломан левый подрулевой тумблер.
На фронтальной панели – отметки контакта с коленями, крышка перчаточного ящика проломлена. На коленях пассажира – следы удара головой. Контакта со стойками, крышей и фронтальной панелью не вышло. Ремни целы, механизмы их стопорения не повреждены. Деформация пола малозначительная, хотя передняя часть приметно вздыбилась.
Актуальное место в салоне сохранено стопроцентно. Так что малая машинка – не такая уж хрупкая мыльница.
VAZ 2112. После удара автомобиль остался на месте. У него посильнее деформирована нижняя часть передка, капот же смят только наполовину. С лонжеронов, как будто с шампуров, двинулась вспять вся «навеска», а сами они проткнули переднюю часть «Матиза». Повреждения частей фронтальной подвески более приметны. Боковины моторного отдела сложились вовнутрь, чашечки фронтальных стоек ушли к центру и вспять. Мотор смещен вспять до касания щита впускным коллектором.
Аккумуляторная батарея сохранила работоспособность (после удара в салоне горел свет), что увеличивает опасность пожара. Бензобак не поврежден, но есть следы удара выпускной системой. Деформация фронтальных стоек и крыши приметно меньше, чем у «Матиза». Двери – без видимых повреждений, хотя водительскую заклинило, пришлось действовать ломом.
Другие двери открыли без инструмента, переднюю правую – с усилием. А вот закрыть сейчас можно только задние двери. Ветровое стекло растрескалось у нижней кромки, но осталось в просвете.
В салоне видна деформация подушек фронтальных сидений, повреждены механизмы их продольного перемещения. Сами кресла несколько подались вперед из-за прогиба пола у фронтальных точек их крепления.
Передняя часть пола «стала дыбом», но место для ног, как и актуальное место в целом, сохранено. Деформированы обод и ступица руля, колонка сместилась (в главном вспять) на 80 мм. Кожух колонки разрушен, коленями пассажира сломана крышка перчаточного ящика, вылетел блок управления климатом. Ремни целы, механизмы их торможения работоспособны.
А Разное-ТО КАК?
Главный вывод в отношении пассажиров VAZ 2112 – с высочайшей степенью убежденности можно утверждать, что манекены остались «живы». Хотя шофер, вероятнее всего, получил сотрясение мозга, травмы шейки и правой голени, а пассажир – травмы шейки и грудной клеточки: характеристики травмирования по этим зонам добиваются 80–90% от очень допустимых.
С экипажем «Матиза» не все настолько совершенно точно. К огорчению, тут манекены не в состоянии рассказать о перенесенном, поэтому точность наших заключений ниже, чем для VAZ 2112. Манекены не защемлены, двери раскрылись свободно, риск возгорания машины невысок – это уже отлично.
Но разница в массах машин (у «Матиза» на 21% наименьшая) обусловливает так же более насыщенное его замедление при соударении. Означает, приблизительно так же увеличатся и характеристики травмирования, хотя наименьший встречный ход управляющий колонки понизит самую максимальную нагрузку – на шейку и голову водителя. В общем, удар таковой силы для «Матиза» окажется, вероятнее всего, предельным – когда у экипажа еще сохраняется шанс выжить. А финал реального столкновения будет зависеть уже от случайных причин – направления и угла удара, положения седоков в креслах, их роста, веса, физической крепости, в конце концов.
К огорчению, мы непростительно наплевательски относимся к собственному здоровью и безопасности – и ремнем-то пристегиваются далековато не все, а «переплачивать» за дополнительные средства безопасности, когда только что наскреб на недорогую машину, и совсем ни к чему. Но ведь если кому и нужна дополнительная защита, то сначала «малышам»! В Европе тот же «Матиз», к примеру, непременно комплектуют пиротехническими натяжителями ремней и передними подушками безопасности – с таким набором он наверное сберег бы жизнь экипажа.
РЕЗЮМЕ
При встречном столкновении на 112 км/ч VAZ 2112 сохранил жизнь экипажу. Для « Дэу Матиз» настолько жесткий удар – тот предел, на котором пассажиры имеют шанс выжить. А куда качнется чаша весов в каждом определенном случае – будут решать неучтенные причины.
ЮРИЙ НЕЧЕТОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ, Жора САДКОВ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
г.
БОЛЬШОЙ – Означает Неопасный?
Один знакомый, присматривая машину для супруги, приостановил выбор не на привлекательном малыше «Peugeot 206», не на пользующемся популярностью компакте « Форд Фокус», а на здоровом старом «Volvo 940»: «Этот танк в полтора раза тяжелее – пока он будет морщить собственный двухметровый нос, у других уже мотор в салоне вылезет!»
Что здесь возразишь? В теории все так, законы физики никто не отменял – два столкнувшихся автомобиля двигаются туда, куда до удара двигался более тяжкий. Он только замедлился, в то время как легкий тормознул и потом пошел вспять.
Соответственно и перегрузки будут разными, поточнее, назад пропорциональными массе. С зоной деформации тоже все понятно – чем она больше, тем ниже перегрузки, тут тоже справедлива оборотная пропорция. При соударении длиннющий моторный отдел выручает пассажиров в обоих автомобилях: зоны деформации суммируются. Словом, в большой тяжеленной машине есть реальный шанс остаться в живых, «вписавшись» в очень допустимую перегрузку для головы 88 g – это соответствует удару силой приблизительно полтонны! Если повезет, уложитесь в границы «зеленой зоны» – 72 g.
Но в крэш-тестах, предписанных и русскими, и европейскими правилами, воздействие массы автомобиля не учитывается – удары проводят в здоровый бетонный куб, массой более 70 т.
Неважно какая машина при всем этом замедляется до нулевой скорости – ни больше ни меньше. То, что на кубе установлено деформируемое препятствие (блок с сотовым наполнителем), дела не меняет – оно имитирует другой, но все-же закрепленный бездвижно автомобиль.
В жизни «противников» не выбирают – в лоб «Жигулям» могут вылететь и «Ока», и «Мерседес», и КамАЗ. Как различаются шансы их пассажиров? И как практика согласуется с теорией? Чтоб ответить на эти вопросы, мы отважились на необыкновенный, не предусмотренный никакими правилами крэш-тест – лобовое столкновение 2-ух машин...
СУДЬБА-ЗЛОДЕЙКА
КамАЗ, пожалуй, очень, а вот пара разнокалиберных легковых машин в самый раз. Роль малыша, не сговариваясь, отвели « Дэу Матиз» – современной, более пользующейся популярностью в Рф импортной машине А-класса. Насчет конкурента длительных размышлений не было – неважно какая модель «десятого» семейства ВАЗ, самого нового из российских. Это тоже фаворит продаж в собственном классе.
Чтоб приблизить условия теста к реальным, решили лупить не новые машины, а с пробегом – есть ведь такое понятие, как старение металла, ну и ржавчина может ослабить конструкцию, тут-то все и вылезет. Но брать «темную лошадку» нельзя – непонятно, была ли она в катастрофах ранее и как это сказалось на машине.
Скрепя сердечко дали на заклание науке два автомобиля из редакционного парка – « Дэу Матиз» 2002 года выпуска, только-только закончивший ресурсные тесты на отметке 100 тыс. км, и VAZ 2112 того же возраста, пробежавший 56 тыс. км. Биография их нам доподлинно известна – работали честно, в катастрофах увидены не были, маленькие повреждения кузовных панелей не в счет. Такая вот непризнательная судьба…
К БАРЬЕРУ!
Определение массы в оснащенном состоянии отдало 831 кг у «Матиза» и 1081 кг у «двенадцатой». Плюс пара манекенов в каждую машину и измерительная аппаратура – итого 991 и 1253 кг, соответственно. Разница составила 262 кг – небольшой автомобильчик легче на 21%.
Чтоб отличие в поведении «объектов» было очевидным, нужен удар очень жесткий, если не сказать ожесточенный.
Потому скорость автомобилям решили задать такую же, как предписано русскими правилами для удара с частичным перекрытием в недвижное деформируемое препятствие – 56 км/ч (в Европе по требованиям EuroNCAP лупят на скорости 64 км/ч). Но у нас-то «препятствия» как раз подвижные и движутся навстречу с суммарной скоростью намного большей – 112 км/ч! (Вы, кстати, не ездите по встречной?)
Предполагая, что если у кого и есть шанс уцелеть, то у пассажиров более томного VAZ 2112, также беря во внимание огромную распространенность схожих машин, конкретно в «двенадцатую» усадили снаряженные датчиками манекены «Гибрид-III», единственным комплектом которых мы располагали. «Матизу» достались седоки не настолько «умные».
Итак, все готово: в баки заместо горючего для безопасности залита вода, салоны и головы манекенов обработаны разноцветными меловыми смесями, чтоб фиксировать точки контакта, руки водителей скотчем закреплены на рулях.
Машины разведены в различные концы зоны разгона и прикреплены к железным ботинкам, которые кольцевой трос лебедки тянет по центральному рельсу. Отшумели из репродукторов команды отсчета готовности и, в конце концов… «Старт!»
Зажужжал трос, разгоняясь все резвее. Вот на размеченную площадку влетают две машины. Негромкий удар, фейерверк осколков, в просветах открытых окон мелькнули головы манекенов – и все одномоментно кончилось. Глаз фиксирует только медлительно откатывающийся «Матиз».
Все, финита. Оценим результаты.
ЧЕМ ЭТО Завершилось
«ДЭУ-МАТИЗ». Более легкий, он откатился вспять на 5,4 м. При этом конкретно откатился – колеса крутились свободно. Стопроцентно смята высшая часть моторного отдела, облицовка радиатора оказалась практически под обрезом ветрового стекла.
Чуток сместился вспять крепкий подрамник с элементами подвески, с виду целыми. Фронтальные колеса ушли вспять на 50 мм слева и на 65 мм справа. Мотор сместился вспять, но вниз не пошел. Аккумуляторная батарея разбилась, «застраховав» от недлинного замыкания и возгорания. Бак остался цел, не испытав ударов от каких-то других частей. Левая часть кузова деформирована чуток посильнее. Стойки, передав часть энергии удара крыше, приподняли ее, образовав щели над дверцами – 80 мм слева и 20 мм справа.
Левая стойка чуток сложилась и растеряла внутреннюю облицовку. На дверцах видимых следов деформации нет, все четыре раскрылись, водительская – с усилием, но без помощи инструмента. Три двери как и раньше можно закрыть. Все стекла целы, не считая ветрового – оно очень растрескалось в нижней части, но осталось в просвете. Внешние зеркала даже сохранили регулировки. В салоне деформированы каркасы фронтальных сидений – подушки приметно наклонены вниз, что спровоцировало подныривание седоков под ремни. Руль погнут, колонка смещена на 40 мм вспять и 45 мм вниз, на ней следы от удара головы водителя. Обломан левый подрулевой тумблер.
На фронтальной панели – отметки контакта с коленями, крышка перчаточного ящика проломлена. На коленях пассажира – следы удара головой. Контакта со стойками, крышей и фронтальной панелью не вышло. Ремни целы, механизмы их стопорения не повреждены. Деформация пола малозначительная, хотя передняя часть приметно вздыбилась.
Актуальное место в салоне сохранено стопроцентно. Так что малая машинка – не такая уж хрупкая мыльница.
VAZ 2112. После удара автомобиль остался на месте. У него посильнее деформирована нижняя часть передка, капот же смят только наполовину. С лонжеронов, как будто с шампуров, двинулась вспять вся «навеска», а сами они проткнули переднюю часть «Матиза». Повреждения частей фронтальной подвески более приметны. Боковины моторного отдела сложились вовнутрь, чашечки фронтальных стоек ушли к центру и вспять. Мотор смещен вспять до касания щита впускным коллектором.
Аккумуляторная батарея сохранила работоспособность (после удара в салоне горел свет), что увеличивает опасность пожара. Бензобак не поврежден, но есть следы удара выпускной системой. Деформация фронтальных стоек и крыши приметно меньше, чем у «Матиза». Двери – без видимых повреждений, хотя водительскую заклинило, пришлось действовать ломом.
Другие двери открыли без инструмента, переднюю правую – с усилием. А вот закрыть сейчас можно только задние двери. Ветровое стекло растрескалось у нижней кромки, но осталось в просвете.
В салоне видна деформация подушек фронтальных сидений, повреждены механизмы их продольного перемещения. Сами кресла несколько подались вперед из-за прогиба пола у фронтальных точек их крепления.
Передняя часть пола «стала дыбом», но место для ног, как и актуальное место в целом, сохранено. Деформированы обод и ступица руля, колонка сместилась (в главном вспять) на 80 мм. Кожух колонки разрушен, коленями пассажира сломана крышка перчаточного ящика, вылетел блок управления климатом. Ремни целы, механизмы их торможения работоспособны.
А Разное-ТО КАК?
Главный вывод в отношении пассажиров VAZ 2112 – с высочайшей степенью убежденности можно утверждать, что манекены остались «живы». Хотя шофер, вероятнее всего, получил сотрясение мозга, травмы шейки и правой голени, а пассажир – травмы шейки и грудной клеточки: характеристики травмирования по этим зонам добиваются 80–90% от очень допустимых.
С экипажем «Матиза» не все настолько совершенно точно. К огорчению, тут манекены не в состоянии рассказать о перенесенном, поэтому точность наших заключений ниже, чем для VAZ 2112. Манекены не защемлены, двери раскрылись свободно, риск возгорания машины невысок – это уже отлично.
Но разница в массах машин (у «Матиза» на 21% наименьшая) обусловливает так же более насыщенное его замедление при соударении. Означает, приблизительно так же увеличатся и характеристики травмирования, хотя наименьший встречный ход управляющий колонки понизит самую максимальную нагрузку – на шейку и голову водителя. В общем, удар таковой силы для «Матиза» окажется, вероятнее всего, предельным – когда у экипажа еще сохраняется шанс выжить. А финал реального столкновения будет зависеть уже от случайных причин – направления и угла удара, положения седоков в креслах, их роста, веса, физической крепости, в конце концов.
К огорчению, мы непростительно наплевательски относимся к собственному здоровью и безопасности – и ремнем-то пристегиваются далековато не все, а «переплачивать» за дополнительные средства безопасности, когда только что наскреб на недорогую машину, и совсем ни к чему. Но ведь если кому и нужна дополнительная защита, то сначала «малышам»! В Европе тот же «Матиз», к примеру, непременно комплектуют пиротехническими натяжителями ремней и передними подушками безопасности – с таким набором он наверное сберег бы жизнь экипажа.
РЕЗЮМЕ
При встречном столкновении на 112 км/ч VAZ 2112 сохранил жизнь экипажу. Для « Дэу Матиз» настолько жесткий удар – тот предел, на котором пассажиры имеют шанс выжить. А куда качнется чаша весов в каждом определенном случае – будут решать неучтенные причины.
ЮРИЙ НЕЧЕТОВ. ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ, Жора САДКОВ, КОНСТАНТИН ЯКУБОВ DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112DAEWOO MATIZ И ВАЗ-2112
г.