Половинчатое решение
Половинчатое решение
Для опыта мы избрали два российских автомобиля – «Ладу-112» и «Шевроле-Нива». У обоих диагональные двухконтурные системы тормозов. Такая схема более современна, так как при отказе хоть какого контура эффективность оставшегося на теоретическом уровне должна составить ровно половину. Как на практике?
Нормативы эффективности торможения рабочей и запасной тормозными системами определены ГОСТ Р 51709-2001. В нем приведены величины тормозного пути и замедления со скорости 40 км/ч. Несовременно! Мы будем тормозить со 100 км/ч – уже издавна в мире пользуются конкретно таким порогом, оценивая эффективность тормозов на сухом асфальте.
Довольно 1-го неплохого торможения юзом, чтоб на протекторе появилась пролысина. Начинаем с «двенадцатой» – эта машина полегче, ну и к земле ближе – не так жутко прыгать в объятия загадочного опыта. Определяем тормозной путь при исправной системе. Тормозим на грани юза, добиваясь наибольшего замедления, другими словами шофер имитирует Абс, стараясь не допустить блокировки колес.
Несколько повторов – и удается изловить необходимое усилие на педали. Ее приходится плавненько дожимать – фронтальные тормоза греются и их эффективность падает. При всем этом тормозной путь со 100 км/ч – 43,9 м.
Отсоединив заднюю трубку от головного цилиндра, «половиним» тормоза: сейчас машина будет тормозить только 2-мя колесами – фронтальным левым и задним правым. Повторяем упражнение.
Синева диска тормоза «Шевроле-Нивы» выдает его недавнешний перегрев. Ход педали возрос приблизительно вдвое, но при всем этом она не провалилась до самого пола вопреки рассказам опытных. Машина норовит прыгнуть на лево – в сторону тормозящего фронтального колеса, и, чтоб удержать ее в границах полосы, приходится доворачивать руль на право приблизительно на 40–50 градусов. Да и тогда «Лада» рыскает по полосе.
За три пробы разброс тормозного пути – от 93,1 до 112,1 м. Средняя величина – 103,5 м, другими словами тормозной путь возрос в 2,36 раза! Причина в том, что часть сцепной силы, работающая при исправных тормозах лишь на замедление, при торможении одним контуром тратится на поддержание курса, другими словами на борьбу с уводом. Часть эта, как лицезреем, достаточно значимая.
Повторяем замеры с другим контуром. Сначала ставим трубку на место, прокачиваем систему и убеждаемся, что воздуха в ней нет – тормозной путь не превосходит 44 м. Потом отсоединяем трубку другого контура.
Повышение тормозного пути более чем в два раза разъясняется рвением водителя удержать автомобиль на собственной полосе. При критическом торможении эффект аналогичен – увод в сторону фронтального колеса с исправным тормозом, в нашем случае на право. Тормозной путь возрос до 101,2–110,8 м. Среднее значение – 105,1 м, другими словами повышение – в 2,39 раза.
Разница в эффективности контуров – всего 1,5%, средний тормозной путь – 104,3 м, среднее замедление – 3,68 м/с2.
Даже при «одноконтурном» торможении машину можно удержать в собственном ряду, если верно работать рулем. Проверим, как поведет себя автомобиль, если его курс при торможении не корректировать рулем. Очередной подход – руль только «прямо». Но когда автомобиль уходит на соседнюю полосу, приходится доворачивать баранку, чтоб удержаться от перестроения в последующий ряд. Если рулем не работать совсем, до полной остановки автомобиль сменит более 2-ух полос!
У нас за рулем был проф испытатель, нередко работающий в экстремальных режимах. К тому же торможение мы проводили на сухом асфальте с высочайшим коэффициентом сцепления. Вероятнее всего, на влажной либо обледеневшей дороге удержать машину на курсе будет нереально. На бытовом языке это значит занос и разворот, который может окончиться очень грустно.
Настает черед «Шевроле-Нивы». В штатном режиме при торможении с сотки тормозной путь составил в среднем 53,3 м. Но наша задачка – не ассоциировать машины меж собой, а оценить разницу в эффективности тормозов. Сколько же метров мы будем тормозить одним контуром?
Несколько заездов – и ответ готов: в среднем – 121,6 м. Но повышение пути меньше, чем на «двенадцатой», – всего в 2,28 раза. А вот чувства наименее приятные, и дело не в большенном ходе тормозной педали – он возрос приблизительно так же, как на «Ладе», – а в поведении автомобиля.
При торможении на грани юза машину тянет в сторону работающего фронтального тормоза, как и на «Ладе», только слабее. Корректирующее действие рулем, чтоб удержаться на собственной полосе, меньше – баранку необходимо повернуть на 30–40 градусов. В торможении без блокировки колеса, по мере нагрева тормозов, требуемое усилие на педали осязаемо вырастает. Но если колесо блокируется, от чего удержаться достаточно трудно, водителя ожидает противный сюрприз – «Шеви-Нива» рвется в обратную сторону, куда ее тянет повернутое для удержания курса фронтальное колесо с отключенным контуром.
Подведем результат: при отказе 1-го из контуров тормозной путь возрастает практически в два с половиной раза. При всем этом оба автомобиля приметно рыскают по дороге и норовят проскочить на соседнюю полосу, а если впору не отреагировать, то и далее. Поведение каждой машины имеет свои аспекты. «Ладу» тянет посильнее, чем «Шеви-Ниву». Зато внедорожник при блокировке фронтального колеса меняет направление «увода».
НАШИ Советы
При неожиданном резком увеличении хода педали тормоза не паникуйте, продолжайте давить на нее до включения в работу оставшегося исправного контура. Будьте готовы довернуть руль в подходящую сторону, чтоб удержать машину в собственном ряду.
Давите на педаль осторожно, стараясь точно дозировать прилагаемое усилие. Блокировка фронтального колеса приведет к повышению тормозного пути, а время от времени к смене направления увода.
При блокировке фронтального колеса (сопровождается специфичным свистящим звуком) немного ослабьте нажим на педаль, но стопроцентно ее не отпускайте.
Не пытайтесь качать педаль тормоза, отпуская ее стопроцентно даже на куцее время – подобные деяния приведут к излишнему расходу тормозной воды через неисправный контур, а потерянное время только прирастит остановочный путь.
При аварийном торможении пытайтесь объехать препятствие, если примыкающие полосы свободны, но помните, что столкновение на примыкающей полосе Правила дорожного движения трактуют не в вашу пользу.
При отказе 1-го из контуров тормозной путь возрастает практически в два с половиной раза.