Дело поправимое
Дело поправимое
Напомним, что очередной тест «60 часов «За рулем» (ЗР, 2007, № 9) завершился триумфом «ФИАТ-Албеа» и неудачей вазовской новинки – «Приоры». «Лада» сошла с дистанции из-за поломки коробки. ВАЗ отреагировал стремительно, прислав новейшую коробку для подмены и спеца для исследования дефектного агрегата. Причину отказа длительно находить не пришлось – разрушился задний подшипник первичного вала: рассыпался сепаратор, на беговых дорожках – питтинг, от 1-го из шариков откололся маленький кусочек и попал меж зубьями главной передачи. «Прожевать» кусок твердого шарика, не подавившись, шестерни не смогли. Коробку на ходу заклинило, что привело к разрушению демпфера ведомого диска сцепления. Подготовительный диагноз поставлен, но важнее узнать первопричину.
Александр Перевозчиков, начальник цеха сборки коробок передач: «C 27 июля во все коробки устанавливаем новый подшипник». Убиенная коробка уехала на родину в Тольятти, а мы, зная особенности работы большого предприятия, приготовились к долгому ожиданию. Пока будут определять, инспектировать, согласовывать, пройдут месяцы... Но приглашение посетить завод пришло внезапно стремительно. Причина отказа найдена, внесены конфигурации в технологию сборки, сможете сами в этом убедиться. Вылетаем в Тольятти!
Разрушившийся подшипник – причина поломки коробки. Заводчане провели огромную работу. Пред нами впечатляющее досье с картами замеров картеров, валов, шестерен. Как оказывается, все размеры в границах допуска, кроме поперечника внутренней обоймы злосчастного подшипника – он меньше, чем положено, и намного. Ужаснее того, посадочная поверхность внутренней обоймы оказалась бочкообразной. При установке такового подшипника на вал он деформируется, нарушается геометрия беговой дорожки. Нагрузки при движении на очень вероятной скорости очень высоки, и дефектный подшипник их, естественно, не выдержал.
Покоробленные зубья ведущей шестерни главной передачи. Чтоб избежать схожих казусов в предстоящем, конструкторы решили поменять штатный подшипник 6-50305А2ЕШ1 более крепким 750305АУ. Его динамическая грузоподъемность 20 800 Н против 19 000 Н у старенького. Новый подшипник получил двухстороннее уплотнение, которое препятствует попаданию на поверхности качения товаров износа и приработки деталей. Казалось бы, для сбора железных частиц в картере есть магнит. Но ему неподвластны дюралевые и латунные частицы, которые числятся самыми небезопасными. Они крепко вдавливаются в дорожки обойм, создавая помехи для шариков, что приводит к шумам и стукам.
По соседству с задним подшипником первичного вала трудится аналогичный на вторичном валу. Этот вроде в порядке, да и его решили поменять новым – так надежнее, ну и неурядицы при сборке не будет.
Слева – новый подшипник закрытого типа с увеличенной грузоподъемностью. Справа – деталь старенького эталона. Коробка на редакционной «Приоре» сломалась 19 июля, а уже 27 июля новый подшипник получил прописку на конвейере. Изменение касается всех коробок передач: и для «Калины», и для сейчас выпускаемых моделей «десятого» семейства, и для «Приоры».
Приятное пособие на сборочной полосы. Как быть обладателям машин, на которых коробка с устаревшим подшипником? Спецы говорят: наш случай – единичный, отзывать авто нет нужды. На заводе не один раз проводили тесты, и задний подшипник справлялся со собственной задачей. Ну а случись что – есть ведь заводская гарантия.
Все агрегаты без исключения инспектируют на щите. На этом рассказ можно окончить – противная история стремительно и счастливо закончилась. Есть, правда, одно «но». Злосчастный задний подшипник издавна волнует хозяев переднеприводных ВАЗов. Даже на автомобилях с малым пробегом он начинает петь на холостом ходу, а к 60 тыс. км его шум становится раздражающим.
Навряд ли заводчане этого не знали. В отличие от устаревшего 1,5-литрового карбюраторного мотора с моментом около 106 Н.м, освеженные 1,6-литровые ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 выдают уже 120 и 131 Н.м соответственно. Нагрузка на все Ремонт и эксплуатация коробки, в том числе и на подшипники, возросла. И если б описанная тут модернизация коробки была проведена вовремя, «Приора» финишировала бы в нашем тесте с триумфом, а не на веревке.
P.S. Любопытно, а что задумывается по этому поводу изготовитель «кривых» подшипников?
Благодаря «За рулем» устранено слабенькое место в коробке «Лады-Приора».