Творение Данте
Творение Данте
Год 1937-й ознаменовался для итальянского концерна выпуском новейшей модели 1100, которая пришла на замену очень удачному, но очень устаревшему к тому моменту 508 Balilla. Создателем 1100 был юный конструктор Данте Джакоза, уже спроектировавший ранее малолитражку 500 Topolino, самую массовую машину Европы. 2-ой фортуной Джакозы стал 1100. На момент возникновения модели ему исполнилось только 32 года. Конкретно эти две модели – малая 500 и большая 1100 – и были основной продукцией концерна.
Смещение акцентов
FIAT 1100L Основой силового каркаса являлась лонжеронная Х-образная рама – традиционное решение для тех пор. Мотор – рядный 4-цилиндровый, рабочим объемом 1089 см3, отсюда и индекс модели. Мощность от 30 до 32 л.с. Инженеры применили верхнеклапанное газораспределение, что во 2-ой половине 30-х годов было редчайшим явлением, тем паче на автомобилях среднего класса. Техническим новаторством являлись и поршни из дюралевого сплава. Вращающий момент передавался на задние колеса через однодисковое сцепление и 4-ступенчатую коробку с синхронизаторами на третьей и четвертой ступенях. Наибольшая скорость составляла 100–105 км/ч, а расход горючего не превосходил 8 л на 100 км.
FIAT 1100L Независимую подвеску фронтальных колес Джакоза выстроил по схеме Дюбонне с рычагами и заключенными в капсулу пружинами – приблизительно такую же конструкцию немцы применяли на малолитражке Опель Kadett К38, который после 1945 года стал «Москвичом-400». Задний мост висел на обыденных продольных полуэллиптических рессорах – он был неразрезным, а подвеска зависимой. Но маркетинговые буклеты FIAT 1100 не акцентировали на этом внимание, упирая на плюсы независящей подвески, хотя по-настоящему независящей была только передняя. Всасывать дорожные неровности помогали и рычажные гидравлические рессоры, а барабанные тормоза на всех колесах снабжались гидроприводом.
Задние двери FIAT 1100L раскрывались против хода, центральной стойки не было Внешний вид автомобиля диктовали законы аэродинамики. Кузов лишился угловатости, присущей предшествующей модели, – 508-й стал обтекаемым. Салон – обширнее, а подножки – уже. Облицовка радиатора была покатой, что облагораживало обзорность. Все избыточное и выступающее над поверхностью кузова убрали. Расположенные вертикально дверные ручки упрятали в место кузова. Точно так же поступили и с указателями поворотов семафорного типа – они размещались либо по краям моторного щита, либо на задних стойках. Отдельной крышки багажника у 1100 не было – на этом месте находилось утопленное в нишу запасное колесо, а добраться к поклаже в багажнике можно было через откинутую спинку заднего сидения. Истинной роскошью для машины среднего класса стали два стеклоочистителя с электроприводом. Кстати, электрическое оборудование «итальянцам» поставляла германская компания Bosch – оно было уже современным, 12-вольтовым.
Большой нос
Ручки дверей очень оригинальны 4-х дверные модификации FIAT 1100 могли изумить распашными дверьми без центральной стойки – защелки замков находились сверху и снизу. Не считая того, по заказу ставили скатывающийся в рулон матерчатый лючок. Впечатляло обилие типов кузова, которые устанавливались на два типа шасси – обыденное и длинноватое (1100L). На базе первого выпускались автомобили, купе, автомобили с откидным верхом и фаэтоны, второго – шестиоконные лимузины с внутренней перегородкой, служившие в такси, также коммерческие модификации furgoncino и camioncino: «фургончино» был обыденным фургоном, а «камиончино» – бортовым пикапом.
Два года спустя после начала производства FIAT 1100 пережил маленький рестайлинг – получил капот аллигаторного типа и своеобразную облицовку радиатора. Модифицированная модель получила индекс 1100В и прозвище musone, другими словами «большой нос». Еще ранее – в 1938-м – 1100 стали по лицензии выпускать в Германии в Хайльбронне как NSU-FIAT 1100 и во Франции под маркой Simca 8. В том же году итальянский FIAT 1100 начали выпускать в вариантах Coloniale и Militare – так называли открытый автомобиль, адаптированный для нужд армии.
В 1949 году, после очередной модернизации, ему присвоили буковку Е в обозначении – главные конфигурации задели мотора, который форсировали до 35 л.с. Как и до этого, автомобиль предлагался в вариантах с длинноватой и недлинной базой, при этом длиннобазная модификация как и раньше обозначалась буковкой L. Создание модели закончилось исключительно в 1953 году, за 16 лет выпустили около 181 000 экземпляров 1100 во всех вариантах, включая приблизительно 5000 такси.
Особенная миссия
В 30-е годы такая светотехника была редкостью Модель 1100 отлично экПодвескаировалась в страны Европы, при этом на экПодвеска шли не только лишь обыденные модели, но даже такси. Представленный экземпляр модели 1100L 1947 года выпуска оказался в Венгрии. Откатавшись по улицам Будапешта, он сменил владельца – им стал сотрудник русского посольства. Когда срок аккредитации истек, автомобиль прямо за новым обладателем отправился в Русский Альянс и прописался в городке Жуковске Столичной области. Там его и нашли пару лет вспять сотрудники Музея экипажей и автомобилей газеты «АвтоРевю». Продавал FIAT уже отпрыск дипломата, при этом о наличии у собственного отца машины вызнал совсем случаем – после его погибели стали подымать бумаги о принадлежности и нашли гараж, в каком находился автомобиль. Состояние автомобиля удивило – около 85% уникальных деталей, никаких суровых переделок.
Да и это не высвободило от необходимости проф реставрации, которую и провели в Музее экипажей и автомобилей. Недостающие Ремонт и эксплуатация помогали доставать журналисты, привозя их из зарубежных командировок. Так FIAT и вернули до стопроцентно необычного состояния, и на данный момент он находится в экспозиции музея.