Гробит людей вода
Гробит людей вода
Многие считают: почему бы не пропархать лужу на неплохой скорости, когда ты за рулем шикарного автомобиля! Шины глиссируют, как водные лыжи, управление и тормоза «никакие», чувство захватывающе острое – будет чем похвастать. Правда с обмолвкой, что лужа не очень пространна, трасса ровная, автомобиль не внесло и он не вылетел с дороги. Аквапланирование на повороте – верный путь к припаркованному на обочине грузовику либо в канаву. Хвастать будет нечем. Мораль: по лужам не гоняй!
Это справедливо и для другой ситуации, на которой остановимся подробней – ремонт здесь тоже не копеечный. Представьте: ливень преобразовал улицы в реки – Различное движутся осторожно, медлительно. А кому-то невтерпеж – и он, подняв водяной вал, демонстративно опереждает «тихоходов», но вдруг – бац! – мотор встал, стартером не провернешь. Что вышло?
Наука здесь нехитрая. Когда неосмотрительный шофер в глубочайшей луже поднимает волну, вода врывается под капот и окатывает движок с его системами. Тяжесть последствий находится в зависимости от особенностей конструкции передка, моторного отдела, подмоторного щита, системы впуска и т.д. Если вымокнут свечки, провода и т.д., мотор может заглохнуть. Если малость воды попадет в воздухозаборник, ситуация опять-таки терпимая – ну, подергается мотор и закончит.
Самая страшная тупость – азартно подгонять поднятый водяной вал, двигаясь совместно с ним. Пока шофер не сообразит, что пора снизить скорость, либо машина не встанет сама, уровень воды под капотом держится на максимуме – ей ничего не стоит просочиться в движок: воздушный фильтр для нее – такое же препятствие, как рыболовная сеть для цунами. Удар – и коленвал встал! Правда, «мертвецки напьется» только один цилиндр – тот, в каком воды больше, чем может поместиться над поршнем в конце сжатия, да и этого, как досадно бы это не звучало, хватит! Жидкость фактически несжимаема: поршень не пройдет ВМТ и остановится с жестким ударом – резче, чем если б ему мешала попавшая в цилиндр гайка! Последствия такового «клина» иногда самые томные, прямо до поломки коленвала. В особенности подвержены гидроудару дизели – у их степень сжатия выше, чем у бензиновых, а означает, объем камеры сгорания меньше.
Издавна многих учили рассекать брод на завышенных оборотах, чтоб вода не заливала выпускную систему и не глушила мотор. С этой точки зрения советы педагогов автошкол как бы разумны. Но только при одном условии: шофер должен исключить риск засасывания воды в цилиндры. Как он это сделает, вопрос особенный – может быть, воспользуется нашим опытом (ЗР, 2007, № 10).
В других случаях есть смысл ехать на первой передаче с «пешеходной» скоростью, чтоб и обороты были невелики. Дело в том, что с ростом оборотов и скорости кинетическая энергия крутящихся масс мотора, коробки и т.д., также автомобиля как целого возрастает по закону квадратов скоростей – чем быстрей движется в воде машина, тем опасней последствия «водяного удара», если он все таки случится! Если воды – по фартук передка и выше, то страшный водяной вал растет перед легковой машиной уже при скорости приблизительно 10–15 км/ч. Увидели? Притормозите – волна оторвется и уйдет вперед, энергично понизив уровень под капотом!
Естественно, чем поглубже лужа и ниже воздухозаборник, тем медленней нужно ехать. Непопросту ВАЗ изменил конструкцию воздухопоглотителя на «десятках» – прежний забирал воздух на уровне нижней кромки фары, из-за чего было поломано много моторов. Новый повыше. Но кто-то может поднять такую волну, что тяни воздуховод хоть с крыши – от дурачины не защитит. Бывает, впускной тракт делает петлю, которая имеет стык ниже воздухопоглотителя (к примеру, на автомобилях «Пежо»), потому стоит смотреть за плотностью всей системы.
Если вы считаете, что повинны в таких событиях заводы-изготовители автомобилей, то ошибаетесь. «По буковке закона» они чисты. Легковой автомобиль предназначен для езды в тех критериях, которые обсуждены в руководстве по эксплуатации. Насчет форсирования рек, озер, болот и морей нет там ни слова. Утопили – сетуйте на себя, ремонт – за ваш счет.
Многие считают: почему бы не пропархать лужу на неплохой скорости, когда ты за рулем шикарного автомобиля! Шины глиссируют, как водные лыжи, управление и тормоза «никакие», чувство захватывающе острое – будет чем похвастать. Правда с обмолвкой, что лужа не очень пространна, трасса ровная, автомобиль не внесло и он не вылетел с дороги. Аквапланирование на повороте – верный путь к припаркованному на обочине грузовику либо в канаву. Хвастать будет нечем. Мораль: по лужам не гоняй!
Это справедливо и для другой ситуации, на которой остановимся подробней – ремонт здесь тоже не копеечный. Представьте: ливень преобразовал улицы в реки – Различное движутся осторожно, медлительно. А кому-то невтерпеж – и он, подняв водяной вал, демонстративно опереждает «тихоходов», но вдруг – бац! – мотор встал, стартером не провернешь. Что вышло?
Наука здесь нехитрая. Когда неосмотрительный шофер в глубочайшей луже поднимает волну, вода врывается под капот и окатывает движок с его системами. Тяжесть последствий находится в зависимости от особенностей конструкции передка, моторного отдела, подмоторного щита, системы впуска и т.д. Если вымокнут свечки, провода и т.д., мотор может заглохнуть. Если малость воды попадет в воздухозаборник, ситуация опять-таки терпимая – ну, подергается мотор и закончит.
Самая страшная тупость – азартно подгонять поднятый водяной вал, двигаясь совместно с ним. Пока шофер не сообразит, что пора снизить скорость, либо машина не встанет сама, уровень воды под капотом держится на максимуме – ей ничего не стоит просочиться в движок: воздушный фильтр для нее – такое же препятствие, как рыболовная сеть для цунами. Удар – и коленвал встал! Правда, «мертвецки напьется» только один цилиндр – тот, в каком воды больше, чем может поместиться над поршнем в конце сжатия, да и этого, как досадно бы это не звучало, хватит! Жидкость фактически несжимаема: поршень не пройдет ВМТ и остановится с жестким ударом – резче, чем если б ему мешала попавшая в цилиндр гайка! Последствия такового «клина» иногда самые томные, прямо до поломки коленвала. В особенности подвержены гидроудару дизели – у их степень сжатия выше, чем у бензиновых, а означает, объем камеры сгорания меньше.
Издавна многих учили рассекать брод на завышенных оборотах, чтоб вода не заливала выпускную систему и не глушила мотор. С этой точки зрения советы педагогов автошкол как бы разумны. Но только при одном условии: шофер должен исключить риск засасывания воды в цилиндры. Как он это сделает, вопрос особенный – может быть, воспользуется нашим опытом (ЗР, 2007, № 10).
В других случаях есть смысл ехать на первой передаче с «пешеходной» скоростью, чтоб и обороты были невелики. Дело в том, что с ростом оборотов и скорости кинетическая энергия крутящихся масс мотора, коробки и т.д., также автомобиля как целого возрастает по закону квадратов скоростей – чем быстрей движется в воде машина, тем опасней последствия «водяного удара», если он все таки случится! Если воды – по фартук передка и выше, то страшный водяной вал растет перед легковой машиной уже при скорости приблизительно 10–15 км/ч. Увидели? Притормозите – волна оторвется и уйдет вперед, энергично понизив уровень под капотом!
Естественно, чем поглубже лужа и ниже воздухозаборник, тем медленней нужно ехать. Непопросту ВАЗ изменил конструкцию воздухопоглотителя на «десятках» – прежний забирал воздух на уровне нижней кромки фары, из-за чего было поломано много моторов. Новый повыше. Но кто-то может поднять такую волну, что тяни воздуховод хоть с крыши – от дурачины не защитит. Бывает, впускной тракт делает петлю, которая имеет стык ниже воздухопоглотителя (к примеру, на автомобилях «Пежо»), потому стоит смотреть за плотностью всей системы.
Если вы считаете, что повинны в таких событиях заводы-изготовители автомобилей, то ошибаетесь. «По буковке закона» они чисты. Легковой автомобиль предназначен для езды в тех критериях, которые обсуждены в руководстве по эксплуатации. Насчет форсирования рек, озер, болот и морей нет там ни слова. Утопили – сетуйте на себя, ремонт – за ваш счет.