Тяжело в учебке
Тяжело в учебке
Билет номер семь. Отрегулировать тросоукладчик лебедки. Поменять тормозную жидкость в гидроприводе тормозов. Побороть темный дымный выброс на всех режимах работы мотора и выполнить норматив N 9 (что в переводе с военного значит подготовку машины к движению в процессе марша). Просто, произнесет опытный автомобилист? Нет! Машина-то МАЗ-537 - здоровый армейский тягач. Его два денька кругом обходить только! На всякий случай, интересуюсь у сидячего рядом Алексея Микянца, справимся ли мы с заданием? Курсант Ле-ха, робко улыбаясь, успокаивает: «Справимся».
На зачетном маршруте - гусеничный транПодвескаер ГМ-569. Броня крепка! В/ч 20115 - учебка. Да не обычная, а наша, авто. Появившись на свет в суровом 1942 году, за 65 лет она перевоплотился в 37-ю учебную автобригаду при Главном автобронетанковом управлении МО РФ. В каждой восковой части на всей местности страны встретишь ее выпускника. К военным автомобилистам мы наведались, говоря языком русского плаката, в самую жаркую пору - шли экзамены.
Самая военная деталь в интерьере БАЗ 531 - подставка под сапог на педали акселератора. На самом деле, учеба подошла к концу: на данный момент мы с Лехой быстренько ответим на все четыре вопроса и поедем на автодром сдавать практику. Он на собственном МАЗе, я на гусеницах. Мне все более-менее понятно, а вот фотографу плохо - он на флоте служил, ему гусеничная машина ГМ-569 в диковину. А тем паче не по привычке управлять таким аппаратом. Вобщем, где наша не пропадала!
За рулем ГМ-569 (на ее базе именитая «Тунгуска») курсант Приходько. Трепещите, супостаты! Полигон части - большущее поле с разными препятствиями, рвами и канавами. Нас выпустят на маршрут последними - техника безопасности, не достаточно ли чего! Это ранее были перебои с горючим. Сейчас его, как и всего остального для учебного процесса, не жалеют. Стоя на пронизывающем ветру, под негромкий комментарий майора Борисова смотрим, как курсанты сдают экзамены. Вобщем, это вчера он был неприступным майором, а сейчас Дмитрий нам - 1-ый друг! Мы практически одногодки, масса тем для объединения, плюс армейские байки, коих майор знает намного больше меня - вот и пропархал вечер под армейские 100 гр:
- Главное, слушай команды инструктора и ничего не страшись, это военная машина, тут нечему ломаться.
- Да я и не боюсь, но все-же…
- Расслабленно. Твой лючок не будут закрывать, все узреешь. Здесь, как в «Жигулях», только лучше.
- ???
- Там усвоишь, о чем я. Мать дорогая, вот это кайф!
Злостно рыкнув, гусеничный монстр плавненько набирает скорость. Это что, я им управляю?! Обалдеть! Через три минутки кажется, что ты водил эту машину всегда, до того она легка в управлении.
- Давай вправо, - командует инструктор.
- Тактам же… -Направо!
- Есть!
Это агрегаты БАЗ-521. На его шасси устанавливают разные ракетные комплексы. Машина, для которой нет препятствий, - вот главное воспоминание от управления ГМ-569. Тот ров как будто и не увидела. Раз - и мы уже штурмуем пологий бугор, чтоб позже проехаться по мосту. А вы бы лицезрели глаза моего фотокорреспондента, когда он возвратился с маршрута! Ну, флотским-то все сухопутное в новинку. Естественно, за компьютерным тренажером (!) либо в классе самоподготовки сердечко билось ровнее, но основательность, с которой тут подходят к учебному процессу, произвела воспоминание: макеты и стенды, техно библиотека. Картину дополнил серьезный разговор с командиром части полковником Цыбульниковым.
Кстати, для полноты чувств я и полы мыл, и пробовал «вспомнить» упражнения на брусьях и турнике, и горланил культовую песню «У бойца выходной». Все три денька, что мы с фотографом провели в части, обоих не покидало чувство, как будто мы переместились на машине времени вспять, в свою армейскую молодость. И уж совершенно поборола нас ностальгия в чайной учебки: лимонад и коржи. Те, кто служил, меня усвоют. Ну разве что лимонад сегодня в пластмассовых бутылках, а не в стеклянных. Расставаясь, майор Борисов подарил нам по нагрудному знаку «Классный специалист»: «А как, теорию и практику прошли, экзамен сдали - означает, специалисты». Пожали руки на КПП части и разъехались.
РS. За 65 лет 37-я учебная бригада выпустила выше 220 тыщ высококвалифицированных профессионалов - и двоих просто профессионалов, коими стали мы, рядовой припаса Максим Приходько и матрос Александр Кульнев. Поздравляем, мужчины!