РЯДОВОЙ ЗАХАР ИВАНЫЧ
РЯДОВОЙ ЗАХАР ИВАНЫЧ
О машинах Величавой Российскей, естественно, написаны сотки страничек. Но мы желаем совместно с вами снова вспомнить авто, которые посодействовали одержать Победу, проследить хотя бы отдельные странички их нелегких военных биографий...
ЗИС-5, один из самых массовых автомобилей Величавой Российскей, выпускал столичный Завод имени Сталина (ЗИС) с 1934 года. Машина грузоподъемностью 3 т, с шестицилиндровым движком рабочим объемом 5555 см3 мощностью 73 л. с. при 2300 об/мин и четырехступной коробкой представляла собой глубоко модернизированный АМО-3. Последний, на самом деле, был копией южноамериканского «Автокара».
Водители называли грузовик «трехтонкой» и «Захаром Иванычем» (от ЗИС) – сокращенно «Захар». ЗИС-5 слыл надежным и обычным в обслуживании. Он, кстати, стал первой российскей машиной, которую еще в 1930-х поставляли на экПодвеска – в Турцию, Иран, Прибалтику.
Кроме базисной модели, выпускали удлиненные (база – 4420 мм, против стандартной 3810 мм) версии: ЗИС-11 – шасси для пожарных, ЗИС-12 и ЗИС-14 – для специализированных автомобилей. Во время войны на такие ставили, а именно, зенитные и прожекторные установки.
В 1930-х производили газогенераторный ЗИС-13, седельный тягач ЗИС-10. Строили несколько полугусеничных версий (во время войны ЗИС-42 и ЗИС-42М), автобусы и фургоны. Вэдовых ЗИС-32 выпустили наименее 2-ух сотен. Была и трехосная модификация ЗИС-6. На ее шасси монтировали 1-ые реактивные установки БМ-13 – знаменитые «катюши».
Во время войны освоили модификацию, которую условно называли ЗИС-5В. У него была облегченная кабина с древесными панелями, другие крылья, часть машин даже с одной фарой и тормозами только на задних колесах. С 1942 года такие грузовики делал завод УльЗИС (позже УАЗ) в Ульяновске, с 1944-го – УралЗИС в Миассе.
Всего выстроили около 1 млн. ЗИС-5 (на Урале грузовики выпускали до середины 1950-х), из их в период войны – более 130 тыщ.