Нос по ветру
Нос по ветру
Мысль эта родилась в один из воскресных дней, когда мы, вволю накатавшись на парусной доске – серфе, собрались домой. Паруса, доски, мачты и прочее снаряжение увязаны на верхнем багажнике, экипаж в машине, мотор работает на холостых – можно ехать! И как знать, если б все шло своим чередом, может, этот материал так и остался бы на деньке чернильницы. Положить его на бумагу посодействовало неожиданное событие: мотор «десятки», так бодро работавший на холостых, при попытке тронуться здесь же глох.
Причину, естественно, отыскали достаточно скоро – засорилась сетка электробензонасоса. И пока один из нас возился с машиной (двоим там делать нечего), 2-ой помогал советами. Ну а так как на скорость ремонта это никак не оказывало влияние, скоро замолк и стал что-то отрисовывать палочкой на песке.
Через час мотор «десятки» уже пел во всем спектре оборотов, а на берегу появились несколько схем и столбиков цифр.
Щитки, шлем и перчатки могли быть совершенно нелишними. Картинки НА ПЕСКЕ
Засорившаяся сетка фильтра – пустяк, а если б поломка была более суровой, поправить которую в полевых критериях нереально? И помощи по любым причинам ожидать неоткуда? Но в нашем распоряжении есть парус: попробуем-ка запрячь в машину ветер! Еще тыщи годов назад этим бесплатным движком воспользовались очень удачно, ну и на данный момент энтузиазм к нему только вырастает. Но управится ли маленький, площадью всего 8 м2, парус с машиной весом за тонну? При ветре, представим, 10 м/с? Учебника по аэродинамике с собой, естественно, не оказалось, потому расчеты были ориентировочными. Все же приведем их для пояснения хода наших рассуждений.
Палуба – крепкая фанера с шарниром для мачты. В первом приближении видно, что на такую площадь, если она перпендикулярна ветру, будет давить сила приблизительно 520 Н, либо 52 кгс. А беря во внимание, что сопротивление качению легковой машины по асфальту составляет приблизительно 1,5% от ее массы либо около 20 кгс, есть предмет для разговора.
Скорость всего 10 км/ч, зато безвозмездно и безобидно. И пусть ветер в 10 м/с взят только для простоты расчета, зато у нас реальный аэродинамический парус, а не тонкий лист фанеры. Означает, уже при 5 м/с можно рассчитывать на несколько 10-ов кг тяги. А если и колеса подкачать до 3 атм, снизив тем сопротивление качению?
Молвят, для практики нет ничего лучше неплохой теории. С ней как будто у нас все в порядке, только кто же поверит на слово – как рекомендовать, так все чатлане! Другими словами, нужно пробовать. Этим мы и занялись в последующие выходные. Задачка – подтвердить либо опровергнуть наши рассуждения в принципе.
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ
На крышу «десятки» устанавливаем багажник, сверху – фанерную площадку-палубу с креплением для шарнира мачты. Ехать под парусом по шоссе, пожалуй, не стоит, потому выбираемся на пустынную, отлично просматриваемую дорогу и там устанавливаем парусное оснащение. Ветерок около 5 м/с, по нашим расчетам, должно хватить в обрез, но другого не закажешь, потому поднимаем давление в шинах до 3,5 атм – и прочь сомнения!
Направление ветра нам способствует – дует малость с боковой стороны, так что крыло паруса будет работать с полной отдачей. Это в особенности принципиально к тому же поэтому, что дорога – не аква гладь, где вперед можно идти галсами. На 5 метрах асфальта не очень полавируешь, даже на пустой дороге, а тут, не считая нас, встречаются и другие машины.
Забираюсь на «палубу», вытягиваю за старт-шкот мачту, нащупываю ветер, закрываюсь – можно «отчаливать». Сотрудник, сидячий за рулем, отпускает тормоза, я делаю несколько энергичных рывков парусом на себя, и «десятка» бесшумно трогается. Динамика, естественно, слабовата – о разгоне до «сотни» речи не идет, но 10 км/ч спустя минутку, худо-бедно, набираем.
И впору – без этого разгона машина не победила бы подъемчик, который без нивелира и не заметишь. Очень прикрываю парус – несколько излишних кг тяги необходимы крайне! Замечу, что ехать на крыше по асфальту совершенно не то же самое, что скользить на серфе по воде. Мастерства мало, а падать ох как не охото. Задним разумом понимаю, что было надо надеть шлем да какую-нибудь защиту, но не кидать же настолько успешно начавшийся опыт на середине, может, обойдется…
Не обошлось. Лесок по обочине кончился, и дорога вышла на поле. Ветер сходу усилился. Машина пошла резвее, только короткая палуба на крыше не дает свободы маневра. При следующем порыве ветра пришлось покинуть «мостик». Прекрасно сделать это не удалось – беспорядочно приземляясь, ободрал об асфальт ладошки и набил пару шишек. Машина, парус и мачта не пострадали. 2-ой заезд прошел более успешно – появилась некая сноровка, ну и толстые кожаные перчатки поверх бинтов дали уверенность в движениях.
Что ж, опыт обосновал: силы даже маленького ветра довольно, чтоб вынудить автомобиль ехать по асфальту. Пусть медлительно, по равнине, на перекачанных шинах, но едет же! А если мачту закрепить агрессивно, как на яхте, а парусом управлять из салона, то передвигаться можно даже с комфортом. И что в особенности здорово – никакого вреда окружающей среде. Нефть в какой-то момент кончится, биотоплива, похоже, на всех не напасешься, тритий с Луны повезут еще не скоро, так, может, не стоит сбрасывать со счетов ветер – бесплатный источник незапятанной энергии? Наш опыт показал – тут есть над чем поразмыслить.
Мысль эта родилась в один из воскресных дней, когда мы, вволю накатавшись на парусной доске – серфе, собрались домой. Паруса, доски, мачты и прочее снаряжение увязаны на верхнем багажнике, экипаж в машине, мотор работает на холостых – можно ехать! И как знать, если б все шло своим чередом, может, этот материал так и остался бы на деньке чернильницы. Положить его на бумагу посодействовало неожиданное событие: мотор «десятки», так бодро работавший на холостых, при попытке тронуться здесь же глох.
Причину, естественно, отыскали достаточно скоро – засорилась сетка электробензонасоса. И пока один из нас возился с машиной (двоим там делать нечего), 2-ой помогал советами. Ну а так как на скорость ремонта это никак не оказывало влияние, скоро замолк и стал что-то отрисовывать палочкой на песке.
Через час мотор «десятки» уже пел во всем спектре оборотов, а на берегу появились несколько схем и столбиков цифр.
Щитки, шлем и перчатки могли быть совершенно нелишними. Картинки НА ПЕСКЕ
Засорившаяся сетка фильтра – пустяк, а если б поломка была более суровой, поправить которую в полевых критериях нереально? И помощи по любым причинам ожидать неоткуда? Но в нашем распоряжении есть парус: попробуем-ка запрячь в машину ветер! Еще тыщи годов назад этим бесплатным движком воспользовались очень удачно, ну и на данный момент энтузиазм к нему только вырастает. Но управится ли маленький, площадью всего 8 м2, парус с машиной весом за тонну? При ветре, представим, 10 м/с? Учебника по аэродинамике с собой, естественно, не оказалось, потому расчеты были ориентировочными. Все же приведем их для пояснения хода наших рассуждений.
Палуба – крепкая фанера с шарниром для мачты. В первом приближении видно, что на такую площадь, если она перпендикулярна ветру, будет давить сила приблизительно 520 Н, либо 52 кгс. А беря во внимание, что сопротивление качению легковой машины по асфальту составляет приблизительно 1,5% от ее массы либо около 20 кгс, есть предмет для разговора.
Скорость всего 10 км/ч, зато безвозмездно и безобидно. И пусть ветер в 10 м/с взят только для простоты расчета, зато у нас реальный аэродинамический парус, а не тонкий лист фанеры. Означает, уже при 5 м/с можно рассчитывать на несколько 10-ов кг тяги. А если и колеса подкачать до 3 атм, снизив тем сопротивление качению?
Молвят, для практики нет ничего лучше неплохой теории. С ней как будто у нас все в порядке, только кто же поверит на слово – как рекомендовать, так все чатлане! Другими словами, нужно пробовать. Этим мы и занялись в последующие выходные. Задачка – подтвердить либо опровергнуть наши рассуждения в принципе.
СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ
На крышу «десятки» устанавливаем багажник, сверху – фанерную площадку-палубу с креплением для шарнира мачты. Ехать под парусом по шоссе, пожалуй, не стоит, потому выбираемся на пустынную, отлично просматриваемую дорогу и там устанавливаем парусное оснащение. Ветерок около 5 м/с, по нашим расчетам, должно хватить в обрез, но другого не закажешь, потому поднимаем давление в шинах до 3,5 атм – и прочь сомнения!
Направление ветра нам способствует – дует малость с боковой стороны, так что крыло паруса будет работать с полной отдачей. Это в особенности принципиально к тому же поэтому, что дорога – не аква гладь, где вперед можно идти галсами. На 5 метрах асфальта не очень полавируешь, даже на пустой дороге, а тут, не считая нас, встречаются и другие машины.
Забираюсь на «палубу», вытягиваю за старт-шкот мачту, нащупываю ветер, закрываюсь – можно «отчаливать». Сотрудник, сидячий за рулем, отпускает тормоза, я делаю несколько энергичных рывков парусом на себя, и «десятка» бесшумно трогается. Динамика, естественно, слабовата – о разгоне до «сотни» речи не идет, но 10 км/ч спустя минутку, худо-бедно, набираем.
И впору – без этого разгона машина не победила бы подъемчик, который без нивелира и не заметишь. Очень прикрываю парус – несколько излишних кг тяги необходимы крайне! Замечу, что ехать на крыше по асфальту совершенно не то же самое, что скользить на серфе по воде. Мастерства мало, а падать ох как не охото. Задним разумом понимаю, что было надо надеть шлем да какую-нибудь защиту, но не кидать же настолько успешно начавшийся опыт на середине, может, обойдется…
Не обошлось. Лесок по обочине кончился, и дорога вышла на поле. Ветер сходу усилился. Машина пошла резвее, только короткая палуба на крыше не дает свободы маневра. При следующем порыве ветра пришлось покинуть «мостик». Прекрасно сделать это не удалось – беспорядочно приземляясь, ободрал об асфальт ладошки и набил пару шишек. Машина, парус и мачта не пострадали. 2-ой заезд прошел более успешно – появилась некая сноровка, ну и толстые кожаные перчатки поверх бинтов дали уверенность в движениях.
Что ж, опыт обосновал: силы даже маленького ветра довольно, чтоб вынудить автомобиль ехать по асфальту. Пусть медлительно, по равнине, на перекачанных шинах, но едет же! А если мачту закрепить агрессивно, как на яхте, а парусом управлять из салона, то передвигаться можно даже с комфортом. И что в особенности здорово – никакого вреда окружающей среде. Нефть в какой-то момент кончится, биотоплива, похоже, на всех не напасешься, тритий с Луны повезут еще не скоро, так, может, не стоит сбрасывать со счетов ветер – бесплатный источник незапятанной энергии? Наш опыт показал – тут есть над чем поразмыслить.