Парк ЗР Тоета Королла, Митсубиши Ланцер. На космодром!
Парк ЗР: Тоета Королла, Митсубиши Ланцер. На космодром!
То, что едем на север – решено. Но вот в каком направлении? И здесь в редакцию приходит необыкновенное приглашение: посетить космодром «Плесецк», мол, познакомимся, поглядите, как живем. А что? Интригующе! Хотя сомнения, естественно, есть. Что там узреешь? Маленький городишко, тайга, разбросанные на многие километры стартовые площадки да нехитрый солдатский быт. И все таки любопытство пересиливает. Решено: в преддверии Денька заступника Отечества едем знакомиться с главной галлактической гаванью страны. Маршрут не непростой: с архангельской трассы за Вельском нужно свернуть на Няндому и Каргополь, а потом по указателю «Плесецк 176 км». Местные, правда, предупреждают о поганеньком грейдере в оканчивающей части пути, но в зимнее время он должен быть полностью подходящ для «нежных» импортных машин. Что все-таки, поглядим, нам подобные сюрпризы не впервые.
Но перед стартом маленький экзамен, предусмотренный программкой редакционных испытаний.
В МОРОЗИЛЬНИКЕ
Да, да, не удивляйтесь. Север севером, но тридцатиградусный мороз уникальность даже там. Так как синоптики в запланированные сроки глубочайшего похолодания не обещают, загоняем машины в уже знакомую читателям аэроклиматическую камеру КЭИР АМО «ЗИЛ».
И вот парочку, обвешанную термопарами, обдувает ледяной ветерок. На дисплее монитора столбцы цифр: температуры воздуха, «Тосола», масла в движках и электролита в аккумуляторных батареях. 1-ый шаг – минус 25°С. Чувствую, что волнуюсь, хотя машина испытана. Ну и сотрудник весь подобрался – на последнем ТО свечки на «Тойоте» не меняли, мол, работоспособны.
Бодро зажужжал стартер «Короллы»: секунда, две, три, в конце концов, 1-ые вспышки и на пятой мотор уверенно заработал. Сейчас очередь «Лансера». Стартер как-то лениво страгивает маховик, но мотор откликается фактически одномоментно.
Перед последующим тестом – маленькое совещание. Дело в том, что в «Королле» моторное масло SAE 5W40, а в «Лансере» – 0W40. И это, естественно, воздействует на пусковые характеристики машин. Решаем морозить «Тойоту» до –28°С, «Мицубиси» эту точку пропускает, рискнув сходу пойти на –30°С.
Еще день холода… Эту пытку «Короллы» испытатели оценивают как критичную. Мотор все таки завелся, но стартер работал 9 секунд, ну и напряжение в бортовой сети в момент запуска свалилось до 8,7 В. Естественно, можно экспериментировать и далее, но лучше поменять масло и свечки. Тогда движок, вероятнее всего, преодолеет 30-градусный предел. Нашей программкой испытаний этого не предвидено, ведь машина должна эксплуатироваться на том, что предлагает официальный представитель.
«Мицубиси» остается в одиночестве. И вот давно ожидаемые минус 30°С. Ощущаем, стартеру тяжело несусветно. Проходит секунда, 3-я, 5-ая… Ну! На седьмой появились 1-ые вспышки, и в конце концов на десятой мотор заурчал. Победа?! Добыта она из последних сил: напряжение 7,8 В, ну и обороты мотора в момент запуска всего 90, заместо хотимых 100–130. И здесь всесущий фотограф уделяет свое внимание на лужицу масла, вдруг показавшуюся под мотором. Что это? Беглый осмотр показал – потек масляный фильтр. Где конкретно, не понятно, потому отправляемся в ближний фирменный сервис. Там по гарантии меняют давшую слабину деталь. В путь!
Галлактические ВОЙСКА
Тоета Королла, Митсубиши Ланцер Сзади тыща с излишним км, из которых половина – отшлифованный до зеркального блеска лед, местами присыпанный песком. Машины выдержали, хотя их малость и потрепал стокилометровый грейдер под Плесецком. Тут водителю «Лансера» вновь пришлось уворачиваться от колдобин, сбивая данный «Короллой» темп. Все же добираемся без утрат и, что в особенности принципиально, впору. Несмотря на морозец и пронизывающий ветерок нас ожидают. Оказывается, Плесецк – это не главное, территория космодрома начинается далее, после серьезного КПП и стелы с бесхитростным заглавием Мирный. Светло, чисто, комфортно. Различное, окружившие машины, глядят с настоящим энтузиазмом. И вопросы, вопросы, вопросы. Через пару минут дорожной вялости как не бывало, так увлекательным оказалось общение.
На последующий денек их черед делиться секретами профессии, а нам, открыв рты, восхищенно покачивать головой при виде масштабов созидаемого. Думали-то как – ткнут пальцем в лес, мол, вот отсюда и покоряем космос. На самом деле все оказалось куда серьезнее, с внезапным размахом и развитой инфраструктурой. Мы узрели, как увлеченные Различное делают тяжелую, тщательную, но очень увлекательную работу. Хоть какой рассказ начинается со слов: «А какой у нас превосходный, современный, большой…». Уезжать не хотелось, так доброжелательным оказался этот городок.
Но вот лента дороги раскручивается в оборотном направлении, пора и о машинах.
30 – НЕ ВОЗРАСТ…
Тоета Королла, Митсубиши Ланцер но без утрат не обходимся. « Тойота Королла» по возвращении из Екатеринбурга (2004, № 9) недолго веселила безупречностью. Чуть раньше в фронтальной подвеске раздался лязгающий звук. Поначалу грешили на «резинки» стабилизатора, но стук прогрессировал. Пришлось отчаливать на диагностику. Левая амортизаторная стойка на 70% растеряла демпфирующие возможности. На «тойотовском» сервисе диагноз никого не изумил. Схожий недостаток встречается. Стойку поменяли по гарантии; остальное без замечаний.
« Мицубиси Лансер» данный предел преодолел по стандартной схеме: фильтры, масло и неотклонимая подмена тормозной воды. Дополнительно проверили подвески, углы установки колес и системы мотора на мотор-тестере. Последнюю функцию сочли нужной перед морозильной камерой – не достаточно ли что.
Не считая свеч зажигания, все оказалось работоспособным. Даже рессоры, по ощущениям уже отчасти подрастерявшие былую упругость, показали 62–64% остаточной энергоемкости впереди и 63–67% сзади. Так что и «Лансер» держится молодцом.
Любопытно, но на 1-ый взор этот «японец» дороже в обслуживании. Но скрупулезный подсчет издержек на ТО указывает: как будто сговорившись, авто расходуют редакционные Энциклопедия грузовых автомобилей «ноздря в ноздрю», не позволяя выделить транжиру.
А вот по среднему расходу горючего «Королла» маленький, но все таки фаворит. В нашем зимнем пробеге она «съела» 7,8 л/100 км против «лансеровских» 8,0 л/100 км.
Итак, дружеский визит «японцев» на космодром удачно завершен. Особенных морок авто не доставляют. Так бы и далее!
С Деньком заступника Отечества, дорогие друзья!
Тоета Королла
Изготовитель: «ТОЙОТА», ТУРЦИЯ
Год выпуска: 2003
В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с марта 2004
Пробег на момент отчета: 35 тыс. км
Прошлые публикации в журнальчике: 2004, № 5, 6, 9
Митсубиши Ланцер
Изготовитель: «МИЦУБИСИ», ЯПОНИЯ
Год выпуска: 2003
В эксплуатации «ЗА РУЛЕМ»: с марта 2004
Пробег на момент отчета: 33 тыс. км
Прошлые публикации в журнальчике: 2004, № 5, 6, 9
Создатели: Сергей Воскресенский, Анатолий Карпенков. Фото: Константин Якубов г.