Джентльменский набор
Джентльменский набор
От Ковентри до Лондона всего-то чуток больше 130 км, точнее – 80 миль. Для промышленного испытателя компании «Ягуар» Боба Берри этот отрезок – «семечки». В особенности на таковой машине…
РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬ
Прошло без малого полста лет – история, как Берри весной 1961-го гнал машину из Ковентри в Женеву, чтоб успеть к открытию автомобильного салона (другие методы доставки не позволяли прибыть к сроку), сейчас кажется легендой. Но даже будь она такой, отлично шла бы «Ягуару-E Tайп», в каком знаменитого чуть ли меньше, ежели железного, дюралевого, кожаного.
Никаких электроприводов! Две нехитрые защелки на рамке ветрового стекла и одно движение рукою. Благословенное время! Сначала 1960-х на европейских дорогах не было ни сегодняшнего трафика, ни всевидящих радаров. Боб мог показать свое мастерство и пройти еще 120 км до Дувра «со свистом»… Как досадно бы это не звучало, только маленькую часть того, на что способна эта машина, можно оценить даже на самых свободных дорогах нашего времени. А ведь этот желтоватый автомобиль с откидным верхом хоть и немолод – рожден в 1974-м – обустроен не рядной «шестеркой», как 1-ые «ягуары-Е», а шикарным 272-сильным V12.
Посиживать умопомрачительно комфортно, если до отказа двинуть кресло вспять, пренебрегая дополнительным местом для багажа и понимая, что на лавочке сзади все равно никто не сядет. В формуле 2+2 2-ая двойка, – быстрее шуточка. Охото просочиться в машину резвее – весь вид ее призывает к стремительности. Но миновать широкий, высочайший порог и протиснуться меж рулем и креслом просто и элегантно сумеет только некто низкий и стройный, к тому же натренированный. Ничего, буду вылезать реже! Тем паче тут умопомрачительно комфортно: вытянутые ноги стремительно отыскали педали, тело обрело уверенное положение меж дверцей и центральным тоннелем. У кресла нет «развитой боковой поддержки»? И так никуда не денусь! Тонковат руль? Зато изящен и со известной оскаленной рожой посредине. Глядит грозно, как будто спрашивая: «А ты готов к общению с таковой машиной?»
12-цилиндровый красавчик с 4-мя карбюраторами «Зенит» выдает 272 л.с. при 5800 об/мин. Посреди ветрового стекла странноватая конструкция – блестящяя стойка, по которой двигают зеркало. Кстати, обзорность на удивление применимая – не ужаснее, чем у других современных аналогов. Посиживать под мягенькой крышей малость тесно (Боб Берри-то гнал в Женеву купе!), но терпимо, хотя, естественно, автомобиль с откидным верхом сотворен не для того, чтоб скрываться под тентом. Поворот ключа – сочно зарычал V12 (англичане почаще гласили – «двойная «шестерка») – симфония!
ВИРУС СКОРОСТИ
Из Кале Берри, возможно, пошел поначалу на юго-восток по побережью, но скоро свернул на Бове. Бобу проще обойти Париж с юга, а потом навести длиннющий капот «Ягуара» на Осер…
У американской версии клыки бампера, изготовленные по тамошним нормам безопасности, достают до земли. Капот желтоватого автомобиля с откидным верхом еще длиннее. Ведь на машинах третьей серии появились V12 и автоматическая коробка. «Ягуар-Е» сходу, с 1960-х, ориентировали на южноамериканский рынок. А так как спрос там, вправду, был в особенности высок, с 1971-го авто стали предлагать и с автоматом. Очевидно, последний не отягощен электроникой, но работает на удивление плавненько и скоро. Если глубоко и резко вмять педаль акселератора, коробка стремительно осознает, что требуется. Задние колеса шлифанули асфальт, тело вдавило в кресло, стрелка стремительно помчалась к отметке 5000… Сбрасываю – больше не позволяет дорога.
Бобу Берри было труднее – шины-то на ранешних «ягуарах» были существенно уже. У машины 3-й серии и база подлиннее – 2667 мм против 2440. А вот стопроцентно независящие подвески появились уже в 1961-м. Хитра задняя – роль верхнего рычага делает полуось! Эту подвеску, как и переднюю, необходимо регулировать. Мастера, способные на это, сегодня, очевидно, наперечет. Но если сделать все по разуму да прирастить твердость амортизаторов (очевидно, тоже без всякой электроники), автомобиль будет славно держать прямую и уверенно, практически не кренясь, «пожирать» повороты. При всем этом уплотненная подвеска комфортабельна – отменно глотает выпуклости даже наших дорог. Что уж гласить о Франции, по которой Боб Берри гнал выставочный «Ягуар». Руль его машины, кстати, наверняка, был почувствительней. В этой – на малых углах пустоват. Но как янки без усилителя?
Посреди машин ХХ столетия «Ягуар-Е» по праву считают одной из самых прекрасных. Дисковые тормоза осаживают зверька практически по-современному. На желтоватом автомобиле с откидным верхом, правда, поздний тюнинговый набор; стандартные, возможно, послабее. Тяжело сдержаться: вновь атакую педаль акселератора, чтоб еще хоть раз услышать сладостный бас и ощутить, как спина давит спинку красноватого кресла…
МАШИНА, СЭР!
Свернув влево, на Дижон, Боб прошел уже около 300 миль. До швейцарской границы неподалеку. Мерцают французские городки – Осон, Шампаньоль. Вот и граница, а здесь и Женева…
По заводским данным, «Ягуар» с V 12 разгоняется до 100 км/ч наименее чем за 7 с! Проверить не сумел, но веровать очень охото. На автомобильном салоне 1961-го «E-Tайп» произвел фурор. Его ожидал длинный и звучный фуррор – Подвескаивные победы, большая армия поклонников, обложки журналов, роль в фильмах, в том числе именитом «Как украсть миллион» Уильяма Уайлера, и даже слава поп-звезды. В свое время шведская группа «E-Tайп» была достаточно известной. Mного машин ушло за океан, ну а этот автомобиль с откидным верхом пересек его снова…
Британия – все таки поразительная страна. Самые превосходные сыщики, по воззрению британских писателей, – любители типа Шерлока Холмса либо Эркюля Пуаро. Мастера – милы, но малость тугодумы. Шекспировский полет мысли и эмоций неотрывен от постулата, что днем необходимо есть овсянку, а чай следует наливать в молоко – ни при каких обстоятельствах не напротив.
Вот и в «Ягуаре» отменные инженерные решения – независящие подвески, дисковые тормоза, мощнейший мотор, очень благопристойная коробка – соседствуют… ну, скажем, со спорными. Сколько необходимо переключателей, чтоб включить внешнее освещение и осветить панель устройств? Три! Один активирует габариты, 2-ой (включать сразу!) – фары, третьим (двухпозиционным: меркло – ярко!) озаряют приборы.
Сделать приметным выключатель аварийной сигнализации? Джентльмен должен знать свою машину назубок! Держать в голове, что переключатель «аварийки» 1-ый слева, омывателя – 3-ий справа, ну а стеклоочистителя, естественно, – 4-ый с той же стороны! Придется научиться ориентироваться в лампочках, разбросанных там и сям по принципу «где осталось место», приноровиться к рахитичным выдвижным фитюлькам управления отопителем.
И все-же «Ягуар-Е-Tайп» – шедевр, на котором и сейчас (правда, попривыкнув к длиннющему капоту, отрегулировав углы всех колес, хорошо настроив четыре карбюратора) можно потягаться с другими современными моделями, претендующими на Подвескаивность. В общем, ездить на нем – можно… А выходить, если честно – не охото!
«Ягуар-Е» представили весной 1961-го с рядным 6-цилиндровым движком объемом 3,8 л, с 1964-го ставили 4,2-литровый мотор. Выпускали купе и автомобили с откидным верхом. С 1968-го строили модернизированные машины 2-й серии, с 1971-го 3-й. У этих машин была длиннее база, мотор V12 объемом 5,3 л, мощностью 272 л.с., изменены Ремонт и эксплуатация кузова и интерьера. Кроме 4-ступенчатой коробки предлагали автомат. Последний «Ягуар-Е» собрали 12 февраля 1975-го, остановившись на отметке 72 520 экземпляров. Из их купе 3-й серии – 7397, кабриолетов – 7990.