20 КУБИКОВ НА Сотку?
20 КУБИКОВ НА Сотку?
Вправду, 3000 км на одном литре пока никто не проехал, но обмана нет - расход, приведенный к 100 км пути, указан правильно. Естественно, серийному автомобилю, даже самого "раскомпакт-класса", литра горючего хватит в наилучшем случае км на 30. Суперэкономичному "литровому" концепту "Фольксваген" - и тому, как надо из наименования, всего на сотку (ЗР, 2002, № 8). Но ведь экипаж, способный пройти неограниченное расстояние вообщем без капли бензина, появился даже ранее автомобиля. Чтоб раскрыть секреты сверхэкономичности, необходимо поначалу...
ИЗОБРЕСТИ Велик
Конкретно он - самый подходящий базисный элемент для "голодающих" бензиновых и дизельных машин. Вспомните, как просто крутятся велосипедные колеса: их узенькие шины делают малое сопротивление качению по жесткой поверхности; сколь мала масса рамы, в особенности из титана либо углепластика. Если поставить целью только низкое потребление горючего, забыв о обычных авто радостях - комфорте, вместимости, динамике, можно достигнуть очень впечатляющих результатов.
1-ый марафон "велоавтомобилей" под патронажем нефтяного концерна "Шелл" (Shell International Mileage Marathon) стартовал более полвека вспять в южноамериканском штате Иллинойс. Казалось бы, для чего нефтяникам мыслить об экономии горючего? Лучше, напротив, реализовать его как можно больше. Но это была прекрасная маркетинговая акция: она показывала ответственность концерна за окружающую среду и ресурсы, отдала стимул студенческому творчеству и притом никак не повредила сбыту нефтепродуктов. Ну кто, по правде, променяет обычный комфортный автомобиль на одноместную повозку, вяло катящуюся на жиденьких колесах?
В 1985 году подобные соревнования пришли в Европу под именованием Shell Eco-Marathon, их раз в год проводят во Франции и Англии.
МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ...
Как и на чем выступают студенты институтов и технических колледжей в "Эко-марафоне"? Регламент соревнований и требования к машинам занимают 30 страничек. Вот некие, самые свежайшие условия марафона, который проведут 13-16 мая на трассе Ногаро во Франции.
Зигзагообразный замкнутый маршрут необходимо проехать семь раз, накатав 25 272 метра. Средняя скорость не должна быть меньше 30 км/ч: на заезд отводят всего 50 с половиной минут. Посреди водителей, как и посреди жокеев, нет тяжеловесов, но очень увлекаться диетой нельзя: шофер не должен быть легче 45 кг и младше 13 лет. После заездов израсходованное в каждой попытке горючее пересчитывают в те же фантастические тыщи км на литре.
Здесь, кстати, нет большой натяжки: вмести бак литр бензина (как досадно бы это не звучало, разрешенные объемы всего 30, 100 либо 250 смз), автомобиль, может быть, и прошел бы объявленные 3000 км. Только навряд ли хватило бы ресурса микроскопичного мотора. Так что, строго говоря, рассерженный читатель прав.
Каковы требования к машинам? "Мопед" должен быть, как минимум, трехколесным с базой более метра и колеей 500-1100 мм. Это - для достаточной стойкости. Из авто опций нужны четырехточечный ремень, звуковой сигнал и двухконтурная тормозная система. Движок может работать на бензине, дизтопливе, сжиженном газе либо водороде, солнечных батареях и иной "кандидатуре". В любом случае спецы подсчитают израсходованную на дистанции энергию и по хитрецким формулам приведут расход к эквивалентному объему бензина марки "Шелл Формула Супер 95". Если команда предпочла обыденные виды горючего - естественно, другого, не считая "Шелл", лить в баки нельзя.
В этом году в первый раз выделили группу "урбан-концептов". Они, не считая перечисленного, обязаны иметь четыре колеса, закрытый кузов, ветровое стекло, дверь, багажник минимум на 40 л, зеркала заднего вида, светотехнику и... буксирный крюк. Без этого не получить допуск на дороги и улицы городов.
ПОД КОЛПАКОМ
Очевидно, в регламенте соревнований детально расписаны требования к условиям пробега и устройству автомобилей. Казалось бы, измерить истраченное на дистанции горючее очень легко: взвесить бак до и после заезда. Но ведь капли бензина могут остаться в трубопроводах, карбюраторе либо форсунках. Потому топливные системы делают легкосъемными и взвешивают полностью.
Можно ли, обманув арбитров, проехать часть пути на электростартере (если он есть)? Не получится! Перед гонкой особая комиссия дотошно изучает машину, чтоб убедиться - стартер срабатывает только при включенной "нейтрали". Да еще сразу зажигается отлично видимый арбитрам красноватый сигнал на "крыше" экипажа.
Это, кстати, не единственная проверка перед дорогой. "Нутро" машины придирчиво осматривают, чтоб выявить подозрительные бачки, электромоторы, баллоны со сжатым воздухом либо... велосипедные педали.
Заглянем и мы "под капот" одной из машин. Там комфортно (в отличие от пилота!) разместился единственный цилиндрик - крохотный, объемом всего 26,6 смз. Он выдает мощность 0,573 кВт/0,768 л. с. и вращающий момент 1,8 Н.м при 3000 об/мин. Зато степень сжатия - 13:1. Невзирая на умеренные размеры головки, в ней расположили два кулачковых вала, два клапана и две свечки! В отличие от мопедных движков, этот - водяного остывания.
Масса трехколесной повозки "Революшн"... 38 кг. У обтекаемого кевларового колпака Сх=0,158, а площадь лобового сечения всего 0,67 м2. Пилот скрючился меж фронтальными колесами, а мотор через велосипедную цепь приводит единственное заднее. Рост водителя, как и вес, должен быть маленьким: по другому не уложиться (в буквальном смысле) в длину машины 2,65 м. Этот экипаж, кстати, далековато не рекордсмен: литра ему хватило бы "всего" на 1264 км. В перспективе создатели "Революшна" собираются отрешиться от кулачков распредвала, заменив их управляющими соленоидами.
Любопытно, что прямой зависимости меж экономичностью и рабочим объемом мотора нет. К примеру, рекордная дизельная "Минерва", сделанная студентом 1-го из институтов Англии Карлом Уиллисом, имела цилиндр размером с целый стакан - 232 смз, что не воспрепядствовало ей проехать 1275,6 км.
Малость? В отличие от обыденных автомобилей, абсолютные рекорды в "Эко-марафоне" устанавливают не дизельные, а бензиновые машины. Такой и рекордный экипаж из Франции (на заставке), которому 1 литра хватило бы на те же 3789 км.
Может, и это не предел? Надежды юношей питают. По последней мере, юные конструкторы "велоавтомобилей" убеждены, что новые сказки о сверхэкономичности тоже станут бывальшиной.
Вправду, 3000 км на одном литре пока никто не проехал, но обмана нет - расход, приведенный к 100 км пути, указан правильно. Естественно, серийному автомобилю, даже самого "раскомпакт-класса", литра горючего хватит в наилучшем случае км на 30. Суперэкономичному "литровому" концепту "Фольксваген" - и тому, как надо из наименования, всего на сотку (ЗР, 2002, № 8). Но ведь экипаж, способный пройти неограниченное расстояние вообщем без капли бензина, появился даже ранее автомобиля. Чтоб раскрыть секреты сверхэкономичности, необходимо поначалу...
ИЗОБРЕСТИ Велик
Конкретно он - самый подходящий базисный элемент для "голодающих" бензиновых и дизельных машин. Вспомните, как просто крутятся велосипедные колеса: их узенькие шины делают малое сопротивление качению по жесткой поверхности; сколь мала масса рамы, в особенности из титана либо углепластика. Если поставить целью только низкое потребление горючего, забыв о обычных авто радостях - комфорте, вместимости, динамике, можно достигнуть очень впечатляющих результатов.
1-ый марафон "велоавтомобилей" под патронажем нефтяного концерна "Шелл" (Shell International Mileage Marathon) стартовал более полвека вспять в южноамериканском штате Иллинойс. Казалось бы, для чего нефтяникам мыслить об экономии горючего? Лучше, напротив, реализовать его как можно больше. Но это была прекрасная маркетинговая акция: она показывала ответственность концерна за окружающую среду и ресурсы, отдала стимул студенческому творчеству и притом никак не повредила сбыту нефтепродуктов. Ну кто, по правде, променяет обычный комфортный автомобиль на одноместную повозку, вяло катящуюся на жиденьких колесах?
В 1985 году подобные соревнования пришли в Европу под именованием Shell Eco-Marathon, их раз в год проводят во Франции и Англии.
МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ...
Как и на чем выступают студенты институтов и технических колледжей в "Эко-марафоне"? Регламент соревнований и требования к машинам занимают 30 страничек. Вот некие, самые свежайшие условия марафона, который проведут 13-16 мая на трассе Ногаро во Франции.
Зигзагообразный замкнутый маршрут необходимо проехать семь раз, накатав 25 272 метра. Средняя скорость не должна быть меньше 30 км/ч: на заезд отводят всего 50 с половиной минут. Посреди водителей, как и посреди жокеев, нет тяжеловесов, но очень увлекаться диетой нельзя: шофер не должен быть легче 45 кг и младше 13 лет. После заездов израсходованное в каждой попытке горючее пересчитывают в те же фантастические тыщи км на литре.
Здесь, кстати, нет большой натяжки: вмести бак литр бензина (как досадно бы это не звучало, разрешенные объемы всего 30, 100 либо 250 смз), автомобиль, может быть, и прошел бы объявленные 3000 км. Только навряд ли хватило бы ресурса микроскопичного мотора. Так что, строго говоря, рассерженный читатель прав.
Каковы требования к машинам? "Мопед" должен быть, как минимум, трехколесным с базой более метра и колеей 500-1100 мм. Это - для достаточной стойкости. Из авто опций нужны четырехточечный ремень, звуковой сигнал и двухконтурная тормозная система. Движок может работать на бензине, дизтопливе, сжиженном газе либо водороде, солнечных батареях и иной "кандидатуре". В любом случае спецы подсчитают израсходованную на дистанции энергию и по хитрецким формулам приведут расход к эквивалентному объему бензина марки "Шелл Формула Супер 95". Если команда предпочла обыденные виды горючего - естественно, другого, не считая "Шелл", лить в баки нельзя.
В этом году в первый раз выделили группу "урбан-концептов". Они, не считая перечисленного, обязаны иметь четыре колеса, закрытый кузов, ветровое стекло, дверь, багажник минимум на 40 л, зеркала заднего вида, светотехнику и... буксирный крюк. Без этого не получить допуск на дороги и улицы городов.
ПОД КОЛПАКОМ
Очевидно, в регламенте соревнований детально расписаны требования к условиям пробега и устройству автомобилей. Казалось бы, измерить истраченное на дистанции горючее очень легко: взвесить бак до и после заезда. Но ведь капли бензина могут остаться в трубопроводах, карбюраторе либо форсунках. Потому топливные системы делают легкосъемными и взвешивают полностью.
Можно ли, обманув арбитров, проехать часть пути на электростартере (если он есть)? Не получится! Перед гонкой особая комиссия дотошно изучает машину, чтоб убедиться - стартер срабатывает только при включенной "нейтрали". Да еще сразу зажигается отлично видимый арбитрам красноватый сигнал на "крыше" экипажа.
Это, кстати, не единственная проверка перед дорогой. "Нутро" машины придирчиво осматривают, чтоб выявить подозрительные бачки, электромоторы, баллоны со сжатым воздухом либо... велосипедные педали.
Заглянем и мы "под капот" одной из машин. Там комфортно (в отличие от пилота!) разместился единственный цилиндрик - крохотный, объемом всего 26,6 смз. Он выдает мощность 0,573 кВт/0,768 л. с. и вращающий момент 1,8 Н.м при 3000 об/мин. Зато степень сжатия - 13:1. Невзирая на умеренные размеры головки, в ней расположили два кулачковых вала, два клапана и две свечки! В отличие от мопедных движков, этот - водяного остывания.
Масса трехколесной повозки "Революшн"... 38 кг. У обтекаемого кевларового колпака Сх=0,158, а площадь лобового сечения всего 0,67 м2. Пилот скрючился меж фронтальными колесами, а мотор через велосипедную цепь приводит единственное заднее. Рост водителя, как и вес, должен быть маленьким: по другому не уложиться (в буквальном смысле) в длину машины 2,65 м. Этот экипаж, кстати, далековато не рекордсмен: литра ему хватило бы "всего" на 1264 км. В перспективе создатели "Революшна" собираются отрешиться от кулачков распредвала, заменив их управляющими соленоидами.
Любопытно, что прямой зависимости меж экономичностью и рабочим объемом мотора нет. К примеру, рекордная дизельная "Минерва", сделанная студентом 1-го из институтов Англии Карлом Уиллисом, имела цилиндр размером с целый стакан - 232 смз, что не воспрепядствовало ей проехать 1275,6 км.
Малость? В отличие от обыденных автомобилей, абсолютные рекорды в "Эко-марафоне" устанавливают не дизельные, а бензиновые машины. Такой и рекордный экипаж из Франции (на заставке), которому 1 литра хватило бы на те же 3789 км.
Может, и это не предел? Надежды юношей питают. По последней мере, юные конструкторы "велоавтомобилей" убеждены, что новые сказки о сверхэкономичности тоже станут бывальшиной.