ПОЛТОРЫ СУДЬБЫ
ПОЛТОРЫ СУДЬБЫ
На нем были установлены 4-х цилиндровый мотор рабочим объемом 3,3 л, развивавший 40 л.с. (позже – 42 л.с.) и четырехступная коробка. Грузовик, достигавший скорости 70 км/ч, слыл очень нетребовательным, обычным в обслуживании и ремонте. После очередной модернизации в 1938 году (маленькие конфигурации в конструкцию грузовиков вносили повсевременно), когда мощность мотора возросла до 50 л. с., автомобиль получил индекс ГАЗ-ММ.
Но «в быту» и даже в милицейских документах машину называли, обычно, как и раньше; а часто назвали просто полуторкой, другими словами грузоподъемностью 1,5 т. В 1930-х ГАЗ был самым всераспространенным автомобилем в СССР. В Красноватой Армии в июне 1941-го числилось более 151 тыщи машин.
На базе полуторки делали много модификаций: самосвалы ГАЗ-410 (преждевременное заглавие ГАЗ-С1), 17-местные автобусы ГАЗ-03-30, санитарные фургоны ГАЗ-55, газогенераторные. Они работали на древесных чурках. Выбирали, обычно, березу либо осину – они давали много тепла и не достаточно смолы. После розжига «печки» ожидали, когда подымется давление газа, позже пускали движок. Припаса чурок хватало максимум на 80 км. А скорость ГАЗ-42 не превосходила 40 км/ч. На базе ГАЗ-ММ делали полугусеничные машины (до 1942 года), трехосный ГАЗ-ААА и штабной автобус на его базе – ГАЗ-05-193.
Во время войны выпускали полуторки с облегченной кабиной из фанеры, с одной фарой, а часть машин – даже без дверей.
ГАЗ-ММ строили в Горьком до 1947 года, другими словами полуторка выдержала на конвейере полтора десятилетия. В ее судьбе – и 1-ые пятилетки, и война, и восстановление народного хозяйства... С 1947-го по 1950-й машину выпускали в Ульяновске. Полуторки работали еще сначала 1960-х, их много сохранилось и до наших дней. Всего сделали около 1 млн. полуторок, во время войны – более 102 тыщ.