Чадящий режим
Чадящий режим
Автомобиль сродни живому существу: ему нужно дышать, питаться, извлекать из еды энергию. Но автомобиль – не часть природы, а неприятель. И чем выше его мощность, скорость, проходимость, вместимость, тем серьезней угроза. Вроде бы ни совершенствовались системы питания, зажигания, газораспределения, выпуска, технологии их диагностики и ремонта, любовь к автомобилю будет обходиться нам все дороже – и речь здесь даже не о деньгах. Непопросту в мире столько внимания уделяют исправности техники. Нужно ли разъяснять, почему принципиально выявить недостаток как можно ранее, а не после того, как шатун пробьет в блоке дыру.
Холодный, сырой денек, на заезде в бокс около нуля, – пары воды, покинув выпускную систему, конденсируются… В воздухе – туман, а на полу – брызги. По внешнему облику «отходов» ветеринарный врач судит о здоровье лошадки. О состоянии мотора гласит прозрачность либо, напротив, дымность выхлопа. Шлейф за кормой машины бывает сизым, сероватым, черным, белоснежным. Важен и внутренний вид выхлопной трубы – сухая она либо мокроватая, замасленная либо закопченная. На машинах без нейтрализаторов, коих в Рф еще миллионы, эти признаки могут указывать на отличия в работе мотора, а на авто с нейтрализатором – тем паче: здесь замасленная либо закопченная труба равносильна приговору.
ЗАКУРИМ, ТОВАРИЩ!
При работе отлично прогретого и исправного мотора в сухую теплую погоду продукты выхлопа не заметны. Сизого дыма (от выгорания и частичного выпаривания масла) нет – около среза труба снутри сухая. Нет и темного дыма, вызванного неполным сгоранием чрезвычайно богатой консистенции, а в трубе – напластований копоти. Всем известные газы – окись и двуокись углерода, окислы азота, неиспользованный кислород, восстановленный азот, пары горючего – прозрачны и тусклы. Но в выхлопе содержатся и водяные пары.
Одно из последствий работы мотора на консистенции масла и тосола. Этот вкладыш уже не жилец Откуда они берутся? Во-1-х, один из товаров сгорания горючего – вода. 2-ой источник – та вода, которая намедни в виде росы выпала в остывшем глушителе после выключения мотора. В это время туда «обратной тягой» просачивается мокроватый атмосферный воздух. Глушитель от мотора далековато, при работе мотора с малой нагрузкой (в городских пробках и т.п.) он греется не так, чтоб вода в нем стремительно испарялась. В конце концов, если мотор неисправен и в систему выпуска попадает охлаждающая жидкость, то и она добавит пару.
Итог прогара прокладки – начисто вымытая жарким тосолом камера сгорания первого цилиндра. Пока мотор горяч, а погода горячая, пары воды ничем себя не выдают – разве что ладонь, поднесенная к трубе, становится немного увлажненной. Но если влага конденсируется в прохладном воздухе, мы лицезреем туман, который тем плотней, чем больше в воздухе воды и чем холодней погода. Вспомните, как под утро остывает мокроватый ночной воздух: избытки водяных паров выпадают в виде росы и тумана.
Водяные пары нередко делают «непонятную» для других картину. К примеру, в трескучий мороз по шоссе мчатся рядышком два схожих, исправных автомобиля, но один «парит» намного меньше другого. А на одном и том же режиме они и пар должны создавать поровну! В чем все-таки разгадка? – К примеру, в том, что 1-ый автомобиль уже проехал форсированно сотку км, система выпуска высохла – и снежная пыль за кормой определяется только сгоранием горючего. 2-ой всего 10 минут как выехал из гаража – и на данный момент у него дополнительно испаряется конденсат, скопившийся в глушителе. Отсюда и мощнейший шлейф.
АКЕЛА ПРОМАХНУЛСЯ?
Как досадно бы это не звучало, часто облака за машиной – это символ неудачи. В один прекрасный момент расстроенный владелец притащил на эвакуаторе «девятку». По его словам, холодным днем движок начал перенагреваться, за машиной потянулся шлейф, как от паровоза. Тормознул, заглянул в расширительный бачок – пусто! На масляном щупе «два уровня» темно-бурой мутной воды. Сообразил, что антифриз попадает в цилиндры – и решил не гробить мотор. Он прав – ведь к последующей поездке бурда расслоится, «Тосол» окажется понизу, под маслом, и после запуска движок будет «смазываться», почитай, водой. Итог – задранные вкладыши, шеи коленвала и т.д. Молвят, бывает и ужаснее – если через мощнейший свищ «Тосол» пойдет в цилиндр самотеком и скопится над поршнем, то при попытке запуска вероятен гидроудар…
Ситуация неиндивидуальная – пробита прокладка головки блока, что нередко бывает из-за сильного перегрева, но какой обладатель в этом сознается! По словам владельца, ничего схожего с мотором не бывало. Сняли головку блока. Так и есть: часть прокладки выгорела, соединив камеру сгорания первого цилиндра с охлаждающей системой.
После нескольких часов работы машина была готова. Из глушителя немного парило, ведь в системе выпуска осталось некое количество антифриза. Повеселевший владелец уехал… Но уже на последующий денек вновь появился в мастерской! Из глушителя валит пар. Я кинулся к расширительному бачку, пару раз «прогазовал» движок. Жидкость в бачке не кипит, пузырей нет. Масло незапятнанное, уровень в норме. В чем все-таки дело? Неужто «Акела промахнулся» – проглядел какую-то дырочку? «Волосовую» трещинку на прохладной головке иногда и в лупу не разглядишь, а на жаркой она раскрывается… Не исключена и трещинка в блоке цилиндров. Опрессуем-ка головку – может, что-то проявится?
Владелец сам отвез головку на испытание. В спец фирме ее проверили: исправна. А мы тем временем изучали блок. Ничего подозрительного не отыскали. Решили вновь собрать движок и продолжить поиск. Да и после тщательнейшей сборки из выпускной трубы парит! Только здесь мне в голову влезло подозрение: а не повинна ли во всем система выпуска? Вспомнил, как пользующиеся популярностью когда-то двухтактные Новинки Автопрома извергали белоснежный дым при каждом старте от светофора, а в длительных пригородных поездках переставали. Причина известна – в городке, когда нагрузка на движок и температура глушителей невелики, в их накапливался конденсат. При полном открытии дросселя он выпаривался раскаленными газами – и дымил.
…Обладатель «девятки» после подмены прокладки катался потихоньку, глушитель не прогревался, в нем наверное остался антифриз… Прожарим-ка его на автомагистрали! Машина стала парить меньше, а когда возвратились к мастерской, обладатель светился от счастья.
Видите ли, все-же «Акела промахнулся»… Расплата – уйма ненадобной работы. После подмены прокладки было надо всего только хорошо прогреть систему выпуска, проехав на форсированном режиме несколько 10-ов км. Но видя, что машина парит, владелец рисковать не стал – не до опытов! А ремонтники – не боги. Верная гипотеза, в особенности самая обычная, не всегда приходит сходу. Век живи – век обучайся.