Москва-Лиссабон 20 лет спустя. (Также аудиозапись встречи с участниками пробега на радио Маяк .)
Москва-Лиссабон: 20 лет спустя. (Также аудиозапись встречи с участниками пробега на радио "Маяк".)
1-ые лучи солнца нам светят в заднее стекло, означает, мы строго едем на запад.
ПОЧЕМУ ЛИССАБОН?
Читатель «За рулем» со стажем знает, как тяжело «прорубалось» окно в Европу в перестроечном 1988 году. Международные автопробеги, да еще через местности капиталистических государств, были в то время невиданной грубостью. Поднять перчатку, брошенную португальскими журналистами, добравшимися из Лиссабона в Москву за 51 час 30 минут, никто из представителей партийной печати, временами выезжавших за предел, не отважился. Была неловкая кандидатура проехать по ленинским местам Европы с заездом в выпадавший из ленинской биографии Лиссабон на 2-ух «Москвичах-2141» с техничкой сопровождения и презентабельной делегацией в автобусе. Но таковой ответ отмели в ЦК из-за сумасшедшей по тем временам смете расходов в валюте. И когда «За рулем» предложил идею малозатратного высокоскоростного пробега на одном-единственном автомобиле с экипажем из 3-х человек, ее поддержали в Минавтопроме СССР и отделе индустрии ЦК КПСС. Наш экипаж на ВАЗ-2109 оправдал возложенные надежды и прибыл к стенкам португальской столицы через 45 часов после старта на Манежной площади (тогда еще площади 50-летия Октября), привезя с собой в мэрию Лиссабона приветственный адресок Моссовета.
Атлантика! Финиш! Памятный кадр 1988 года на фоне перевернувшегося японского корабля. Для нас это стало колоссальным достижением. Все, что находилось за границей СССР, стоявшей крепко на замке, было для нас терра инкогнита. Позднее португальцы на различных, куда более массивных, чем ВАЗ, машинах и в различных составах пробовали сделать лучше итог, но им меньше чем за 50 часов добраться не удавалось. Молвят, в один прекрасный момент они повернули уже от Варшавы, поняв бесперспективность очередной пробы.
Так пробег Москва-Лиссабон стал знаковым событием в истории журнальчика «За рулем». Позже были и Сахара, и много что еще. С Лиссабона, на самом деле, начались огромные забугорные приключения журнальчика.
И вот в год 80-летия «За рулем» решение повторить лиссабонский бросок этим же экипажем. Ведь только мы, проделавшие этот путь 20 лет тому вспять, могли по-настоящему сопоставить конфигурации на дорогах Европы, осознать, как вырос технический уровень современного автомобиля, которыми прирастает российский автопром, в конце концов, оценить, как поменялась жизнь современного автопутешественника. И, естественно, нам хотелось выяснить, каким он будет для нас - "Москва-Лиссабон" третьего тысячелетия?
ПОЧЕМУ "ФОЛЬКСВАГЕН"?
14 сентября 1988 года. Полдень. ВАЗ-2109 стартует с Манежной площади в Москве. 20 лет тому вспять самым на техническом уровне совершенным автомобилем, выпускавшимся в СССР, был ВАЗ-2109 с пятиступной коробкой и полуторалитровым движком мощностью 80 л.с. Его кузов разрабатывали итальянские дизайнеры «Бертоне», над движком и коробкой колдовали спецы «Порше», моторную электронику доводил «Бош». Соперников переднеприводному ВАЗу в то время на русском пространстве не было.
Наш «Фольксваген» в редчайший момент передышки. Сейчас русский рынок прирастает в главном за счет импортных машин. Разворачивается их создание. ВАЗ перебегает на выпуск моделей вместе с «Рено». Потому логичным был выбор иномарки, выпущенной в Рф. Приблизительно в то время, когда решался вопрос, на чем ехать, из ворот Калужского предприятия «Фольксваген» стали выходить 1-ые авто. «Пассат» по своим размерам, современному экономному и массивному мотору (1,8 л, 160 л.с.), также техническому уровню (модель конца 2005 года - свежайшая, но уже без детских заболеваний) полностью отвечал поставленным задачкам.
ПОЧЕМУ "МИШЛЕН"?
Шины стали ахиллесовой пятой нашей «девятки» намедни старта в 1988 году. Ни одни российские покрышки не выдерживали и 3-х часов на скоростях под 170 км/ч - отслаивался протектор. Спасательным кругом оказался набор «Мишлен-Подвеска», который чудом удалось пробить через «АвтоэкПодвеска» незадолго до старта.
1-ые километры на пути в другой конец Европы. Беря во внимание завышенную возможность дождиков в осенний период (а дождик и впрямь аккомпанировал нас от Москвы до Берлина) и напряженный высокоскоростной режим, мы избрали Michelin Primacy HP. В их пользу нас склонили не только лишь заявленные свойства в поведении на влажной дороге (в множестве которых малый тормозной путь, отличные маневренность и сопротивление аквапланированию) и высочайший ресурс, но также и то, что они входят в перечень шин, рекомендованных «Фольксвагеном» для установки на «Пассат». И главное - эту модель высоко оценили наши эксперты-шинники (ЗР, 2006, №5).
ТРЕЗВЫЙ РАСЧЕТ
Схватку с течением времени выиграть нереально. Его не приостановить и уж тем паче не поворотить назад. И если в аптеке продают витамины для тех, кому за 50, то это совсем не значит, что, проглотив горсть, будешь ощущать себя как тогда, когда для тебя было чуток за 30. Но уже отлично и то, что докторы допустили нас к лиссабонской схватке.
1988 год. Перед стартом на Манежной площади. Слева вправо: Владимир Соловьев, Олег Богданов, Виктор Панярский. Практически так же, как 20 годов назад, у стенок Кремля, но не на Манежной, а со стороны Василия Блаженного.
Техника, естественно, сейчас несоизмеримо совершеннее. Где еще можем отыграться? В прошедший раз путешествие захватило две ночи, когда приходилось до рези в очах всматриваться в парящий навстречу освещенный фонарями асфальт. Сейчас 2-ой ночи попробуем избежать. Из Москвы стартуем рано днем, часиков в 06.00. Если ехать темпом прежнего "лиссабона", то через 10 часов - Варшава. Деньком через столицу Польши проехать, молвят, можно. Германию проскакиваем ночкой, когда там снимают большая часть высокоскоростных ограничений на автобанах. Париж проходим в 4 утра, в это время по французской столице и окрестностям можно ездить. Потом, соблюдая высокоскоростной режим, катим по Франции и Испании в Португалию. Выходит некий выигрыш по сопоставлению с течением времени двадцатилетней давности.
По части багажа никто не сберегал. Вышла могучая кучка. Сначала на заднем сидение было не так много места - с нами весь припас товаров и воды на безостановочные двое суток.
Не забудем и отсутствие границ на едином европейском пространстве. На самом деле, необходимо пересечь только одну границу - с Польшей. А не сбиться с дороги нам поможет навигационная система «Кларион». Означает, случайный заезд в Нидерланды, как это случилось в 1988-м, нам не угрожает, а это тоже выигрыш. Да и, главное, дорога до Лиссабона стала короче. Стараниями Евро общества по северной части Испании проложили классную автомагистраль, соединив ее с новейшей дорогой на Лиссабон, что сберегает нам более 200 км. Есть шанс!
ДОРОЖНАЯ ПРАВДА
В «Пассате» на заднем сидение хоть и не 5-звездочный отель, но отдохнуть можно. Никто из участников пробега не возьмет на себя смелость утверждать, что помнит, как проходили всю трассу. Хотя бы поэтому, что третья часть всего времени в дороге он проспал на заднем сидение. Это очень тяжелая задачка - спать не когда для тебя охото, а когда положено по жесткому регламенту.
В дневное время смена - каждые три часа, в ночное – каждые два. Смена значит, что тот, кто посиживал за рулем, отчаливает спать, штурман садится за руль, а отдохнувший – на место штурмана. Сходу после отдыха за руль нельзя: необходимо совсем пробудиться, вкатиться в дорогу и только позже взять на себя управление автомобилем, идущим на очень вероятной в реальной обстановке скорости.
ИЗ БОРТОВОГО ДНЕВНИКА:
23 сентября, вторник
05.40
23 сентября 2008 года. Около 6 утра. Ночная фотосессия перед стартом на Васильевском спуске. Проводить экипаж пришло много друзей. Предстартовая подготовка и фотосессия на Васильевском спуске у Красноватой площади. Пожелать нам хорошего пути пришли родные, друзья и главы русских представительств «Фольксваген» и «Мишлен» Франк Виттеманн и Эрик Феди. Они беспокоятся не меньше нас, ведь это и их техника сдает экзамен, который выдумали неугомонные зарулевцы.
06.00
Витрины столичных магазинов нас провожают в далекую дорогу. Бой кремлевских курантов, последние напутствия. В 06.02 мы уже катим повдоль набережной к Лиссабону. Вернуть историческую правду нам не удалось. Манежной площади больше нет, на ее месте торговый центр. Потому стартуем от собора Василия Блаженного.
06.12
1-ые километры на пути в другой конец Европы. Пересекаем границу Москвы - МКАД. В случае чего, время можно считать формально от городской черты. Излишними 10 минут никогда не будут. В руле Богданов. Очередность решили не поменять. Конкретно Олег выводил девятку со старта 20 годов назад. За штурмана - Виктор Панярский, а я, настроив навигацию, - спать.
Но не спится. Волнение очень велико. Поразмыслить только, мы опять нашей командой мчимся в Лиссабон.
07.40
1-ые лучи солнца нам светят в заднее стекло, означает, мы строго едем на запад. Совершенно рассвело. Пройдены 213 км. Тут нас поджидает автомобиль с фотографом, чтоб запечатлеть"Пассат" в движении по трассе. Снижаем скорость, перестраиваемся.
Прямой выход в эфир на радио "Наша родина FM". Коллеги и слушатели с энтузиазмом смотрят за ходом пробега, поддерживают нас. Я осторожно прогнозирую, что 20 лет спустя уж на пятнадцать минут мы создадим дорогу из Москвы в Лиссабон короче.
09.05
1-ая смена. Отмахали 409 км. Темп очень неплохой, средний расход 12,6 л/100 км. На бензоколонке заливаем бак до полного. Пока 57 л. вливаются в бак, Олег, который был за рулем, и я бежим в туалет. Машину заправляет штурман. Заправив «Пассат», Виктор отгоняет его на стоянку, запирает и торопится по нашим стопам. В это время мы рассчитываемся за бензин, и через считанные минутки экипаж опять в пути.
09.30
Белорусская граница. Для машин с русскими номерами это формальность. Немного притормаживаем на посту, но нам машут - проезжайте.
12.05
Мы едем стремительно, наш ряд левый. Навигация не дает сбиться с пути. Моя очередь вести лиссабонский экспресс. Дорога пустынна, плоской широкой лентой она уходит к горизонту. Это ровненький участок, где можно прибавить. Наш «Пассат», обутый в "правильные" шины, это позволяет. Средняя скорость на заезде в Польшу добивается 133 км/ч.
Но Польша, вошедшая в Шенгенскую зону в декабре прошедшего года, впускать нас не спешит. Практически час мы провели, зависнув на мосту через Буг, на нейтральной полосе, еще полчаса заняли формальности.
Когда граница единой Европы осталась сзади, средняя скорость свалилась до 110 км/ч. Это пусть малый, но резерв, который тает на очах. К Варшаве из-за повсеместного дорожного ремонта мы приходим с двухчасовым запозданием против графика. Но это происшествия неодолимой силы. Ремонтные зоны на многих участках не имеют объездов. Авто поток, регулируемый входными светофорами, попеременно движется по одной полосе в 2-ух направлениях. У каждого светофора задержка по 10-15 минут.
Варшаву нам помогает пройти электрический навигатор. Если б не он, не знаю, сколько бы нам пришлось блуждать по польской столице. В первом лиссабонском пробеге, когда авто навигаций не было и в помине, роль навигатора делали сотрудники «АвтоэкПодвескаа», добровольно взявшие на себя роль проводников по незнакомому для нас городку. И все таки город есть город. Выезжая из Варшавы, наша средняя падает до 96 км/ч. Гаденькое настроение ухудшает неприятный маленький дождик.
24 сентября, среда
00.40
Заезд в Германию. После польского «котла», в каком мы «варились» 10 часов и 40 минут, германские дороги показались раем небесным. Потому я засыпаю решительно и окончательно, с уверенностью, что мы наверстаем. Олег держал стрелку спидометра за 200 км/ч.
06.01
Бельгия. Среднюю скорость подняли до 101 км/час, мы опять полны надежд на победу.
07.25
Франция. В борьбе с нарушителями высокоскоростного режима тут принимаются самые строгие меры. Наибольшая скорость на автостраде ограничена 130 км/ч, но все движутся малость резвее, этак 145-149 км/ч. За превышение установленной скорости на 20 км можно поплатиться штрафом в 45 евро. За превышение на 20-40 км /ч взимают штраф в 90 евро. За превышение на 40-50 км/ч - штраф 135 евро и уже можно лишиться водительских прав. Потому все движутся "по наименьшему тарифу", превышая установленные лимиты на 15 км/ч. Нас таковой режим устраивает, главное, стабильность и ритмичность хода – в этом залог фуррора. Так мы подняли среднюю до 104 км/ч.
11.05
Из-за парижской пробки средняя скорость падает до отметки 99 км/ч. Неуж-то не уложимся в наши 45 часов? От этой мысли становится не по для себя.
Нахмуренные тучи равномерно рассеиваются, проглядывает солнышко, дорога А10 - мы выдвигаемся на юго-запад. Конкретно в этом направлении дуют пассаты в Северном полушарии. Нам по пути. Это хороший символ для нас и нашей машины.
К Бордо среднюю скорость поднимаем до 103 км/ч.
17.15
Этого участка автодороги на севере Испании 20 годов назад еще не было на карте. Благодаря ему мы «срезали» 200 км. Испания. Обыкновенно, над ней светлое небо, красивая, немного петляющая в горах дорога. Ограничение в 120 км/ч, похоже, никто из испанских водителей не принимает серьезно, все движутся за 150. Мы тоже стараемся держаться в потоке. К португальской границе на 4209 км пути наш «Пассат» выходит на среднюю 106 км/ч.
25 сентября, среда
01.00
Мотоциклисты из дорожной милиции, они эскортировали наш «Пассат» от границы Лиссабона. Заезд в Лиссабон, платные турникеты. 20 годов назад у нас не было с собой португальских средств. Были марки, франки, баксы, а обменник ночкой не работал. Мы терпеливо ожидали, когда к нам приедут из посольства. Сейчас во всей континентальной Европе прогуливается евро, и заморочек нет. К башне Белем подкатили через 15 минут с эскортом португальской милиции на байках с мигалками. Этот сюрприз приготовило русское посольство.
Таковой нас встретила башня Белем через 43 часа после выезда из Москвы. Заметьте, машина осталась совершенно незапятнанная. Показания бортовика на заезде в Лиссабон. Показания бортовика на заезде в Лиссабон.
1988 год. Лиссабон. На приеме у мэра городка. 2008 год. В мэрии Лиссабона все так же гостеприимно встречают гостей из Москвы. Мы привезли приветственное послание Юрия Лужкова и свежайшую буханку российского хлеба. Сертификат, выданный Консульским отделом Посольства РФ в Португалии
Белоснежным деньком у башни Белем перед выездом в оборотный путь. Что посодействовало нашему успеху? Чуток короче стал маршрут, меньше границ. Накоплен актуальный опыт. Представьте, за всю дорогу мы не подали сурового повода для вмешательства милиции. Слаженная команда из 3-х повзрослевших «мушкетеров», которая работала как единый организм, нацеленный быть наилучшими на перегоне Москва - Лиссабон.
И в конце концов, наш «Пассат», совместно с которым мы шли по ветру - ведь пассаты в Северном полушарии дуют на юго-запад!
ЗАПИСЬ ВСТРЕЧИ УЧАСТНИКОВ ПРОБЕГА С СЕРГЕЕМ СТИЛЛАВИНЫМ НА РАДИО "МАЯК" >>>Редакция и экипаж благодарит спонсоров пробега - MICHELINи CLARIONза помошь и поддержку. г.
1-ые лучи солнца нам светят в заднее стекло, означает, мы строго едем на запад.
ПОЧЕМУ ЛИССАБОН?
Читатель «За рулем» со стажем знает, как тяжело «прорубалось» окно в Европу в перестроечном 1988 году. Международные автопробеги, да еще через местности капиталистических государств, были в то время невиданной грубостью. Поднять перчатку, брошенную португальскими журналистами, добравшимися из Лиссабона в Москву за 51 час 30 минут, никто из представителей партийной печати, временами выезжавших за предел, не отважился. Была неловкая кандидатура проехать по ленинским местам Европы с заездом в выпадавший из ленинской биографии Лиссабон на 2-ух «Москвичах-2141» с техничкой сопровождения и презентабельной делегацией в автобусе. Но таковой ответ отмели в ЦК из-за сумасшедшей по тем временам смете расходов в валюте. И когда «За рулем» предложил идею малозатратного высокоскоростного пробега на одном-единственном автомобиле с экипажем из 3-х человек, ее поддержали в Минавтопроме СССР и отделе индустрии ЦК КПСС. Наш экипаж на ВАЗ-2109 оправдал возложенные надежды и прибыл к стенкам португальской столицы через 45 часов после старта на Манежной площади (тогда еще площади 50-летия Октября), привезя с собой в мэрию Лиссабона приветственный адресок Моссовета.
Атлантика! Финиш! Памятный кадр 1988 года на фоне перевернувшегося японского корабля. Для нас это стало колоссальным достижением. Все, что находилось за границей СССР, стоявшей крепко на замке, было для нас терра инкогнита. Позднее португальцы на различных, куда более массивных, чем ВАЗ, машинах и в различных составах пробовали сделать лучше итог, но им меньше чем за 50 часов добраться не удавалось. Молвят, в один прекрасный момент они повернули уже от Варшавы, поняв бесперспективность очередной пробы.
Так пробег Москва-Лиссабон стал знаковым событием в истории журнальчика «За рулем». Позже были и Сахара, и много что еще. С Лиссабона, на самом деле, начались огромные забугорные приключения журнальчика.
И вот в год 80-летия «За рулем» решение повторить лиссабонский бросок этим же экипажем. Ведь только мы, проделавшие этот путь 20 лет тому вспять, могли по-настоящему сопоставить конфигурации на дорогах Европы, осознать, как вырос технический уровень современного автомобиля, которыми прирастает российский автопром, в конце концов, оценить, как поменялась жизнь современного автопутешественника. И, естественно, нам хотелось выяснить, каким он будет для нас - "Москва-Лиссабон" третьего тысячелетия?
ПОЧЕМУ "ФОЛЬКСВАГЕН"?
14 сентября 1988 года. Полдень. ВАЗ-2109 стартует с Манежной площади в Москве. 20 лет тому вспять самым на техническом уровне совершенным автомобилем, выпускавшимся в СССР, был ВАЗ-2109 с пятиступной коробкой и полуторалитровым движком мощностью 80 л.с. Его кузов разрабатывали итальянские дизайнеры «Бертоне», над движком и коробкой колдовали спецы «Порше», моторную электронику доводил «Бош». Соперников переднеприводному ВАЗу в то время на русском пространстве не было.
Наш «Фольксваген» в редчайший момент передышки. Сейчас русский рынок прирастает в главном за счет импортных машин. Разворачивается их создание. ВАЗ перебегает на выпуск моделей вместе с «Рено». Потому логичным был выбор иномарки, выпущенной в Рф. Приблизительно в то время, когда решался вопрос, на чем ехать, из ворот Калужского предприятия «Фольксваген» стали выходить 1-ые авто. «Пассат» по своим размерам, современному экономному и массивному мотору (1,8 л, 160 л.с.), также техническому уровню (модель конца 2005 года - свежайшая, но уже без детских заболеваний) полностью отвечал поставленным задачкам.
ПОЧЕМУ "МИШЛЕН"?
Шины стали ахиллесовой пятой нашей «девятки» намедни старта в 1988 году. Ни одни российские покрышки не выдерживали и 3-х часов на скоростях под 170 км/ч - отслаивался протектор. Спасательным кругом оказался набор «Мишлен-Подвеска», который чудом удалось пробить через «АвтоэкПодвеска» незадолго до старта.
1-ые километры на пути в другой конец Европы. Беря во внимание завышенную возможность дождиков в осенний период (а дождик и впрямь аккомпанировал нас от Москвы до Берлина) и напряженный высокоскоростной режим, мы избрали Michelin Primacy HP. В их пользу нас склонили не только лишь заявленные свойства в поведении на влажной дороге (в множестве которых малый тормозной путь, отличные маневренность и сопротивление аквапланированию) и высочайший ресурс, но также и то, что они входят в перечень шин, рекомендованных «Фольксвагеном» для установки на «Пассат». И главное - эту модель высоко оценили наши эксперты-шинники (ЗР, 2006, №5).
ТРЕЗВЫЙ РАСЧЕТ
Схватку с течением времени выиграть нереально. Его не приостановить и уж тем паче не поворотить назад. И если в аптеке продают витамины для тех, кому за 50, то это совсем не значит, что, проглотив горсть, будешь ощущать себя как тогда, когда для тебя было чуток за 30. Но уже отлично и то, что докторы допустили нас к лиссабонской схватке.
1988 год. Перед стартом на Манежной площади. Слева вправо: Владимир Соловьев, Олег Богданов, Виктор Панярский. Практически так же, как 20 годов назад, у стенок Кремля, но не на Манежной, а со стороны Василия Блаженного.
Техника, естественно, сейчас несоизмеримо совершеннее. Где еще можем отыграться? В прошедший раз путешествие захватило две ночи, когда приходилось до рези в очах всматриваться в парящий навстречу освещенный фонарями асфальт. Сейчас 2-ой ночи попробуем избежать. Из Москвы стартуем рано днем, часиков в 06.00. Если ехать темпом прежнего "лиссабона", то через 10 часов - Варшава. Деньком через столицу Польши проехать, молвят, можно. Германию проскакиваем ночкой, когда там снимают большая часть высокоскоростных ограничений на автобанах. Париж проходим в 4 утра, в это время по французской столице и окрестностям можно ездить. Потом, соблюдая высокоскоростной режим, катим по Франции и Испании в Португалию. Выходит некий выигрыш по сопоставлению с течением времени двадцатилетней давности.
По части багажа никто не сберегал. Вышла могучая кучка. Сначала на заднем сидение было не так много места - с нами весь припас товаров и воды на безостановочные двое суток.
Не забудем и отсутствие границ на едином европейском пространстве. На самом деле, необходимо пересечь только одну границу - с Польшей. А не сбиться с дороги нам поможет навигационная система «Кларион». Означает, случайный заезд в Нидерланды, как это случилось в 1988-м, нам не угрожает, а это тоже выигрыш. Да и, главное, дорога до Лиссабона стала короче. Стараниями Евро общества по северной части Испании проложили классную автомагистраль, соединив ее с новейшей дорогой на Лиссабон, что сберегает нам более 200 км. Есть шанс!
ДОРОЖНАЯ ПРАВДА
В «Пассате» на заднем сидение хоть и не 5-звездочный отель, но отдохнуть можно. Никто из участников пробега не возьмет на себя смелость утверждать, что помнит, как проходили всю трассу. Хотя бы поэтому, что третья часть всего времени в дороге он проспал на заднем сидение. Это очень тяжелая задачка - спать не когда для тебя охото, а когда положено по жесткому регламенту.
В дневное время смена - каждые три часа, в ночное – каждые два. Смена значит, что тот, кто посиживал за рулем, отчаливает спать, штурман садится за руль, а отдохнувший – на место штурмана. Сходу после отдыха за руль нельзя: необходимо совсем пробудиться, вкатиться в дорогу и только позже взять на себя управление автомобилем, идущим на очень вероятной в реальной обстановке скорости.
ИЗ БОРТОВОГО ДНЕВНИКА:
23 сентября, вторник
05.40
23 сентября 2008 года. Около 6 утра. Ночная фотосессия перед стартом на Васильевском спуске. Проводить экипаж пришло много друзей. Предстартовая подготовка и фотосессия на Васильевском спуске у Красноватой площади. Пожелать нам хорошего пути пришли родные, друзья и главы русских представительств «Фольксваген» и «Мишлен» Франк Виттеманн и Эрик Феди. Они беспокоятся не меньше нас, ведь это и их техника сдает экзамен, который выдумали неугомонные зарулевцы.
06.00
Витрины столичных магазинов нас провожают в далекую дорогу. Бой кремлевских курантов, последние напутствия. В 06.02 мы уже катим повдоль набережной к Лиссабону. Вернуть историческую правду нам не удалось. Манежной площади больше нет, на ее месте торговый центр. Потому стартуем от собора Василия Блаженного.
06.12
1-ые километры на пути в другой конец Европы. Пересекаем границу Москвы - МКАД. В случае чего, время можно считать формально от городской черты. Излишними 10 минут никогда не будут. В руле Богданов. Очередность решили не поменять. Конкретно Олег выводил девятку со старта 20 годов назад. За штурмана - Виктор Панярский, а я, настроив навигацию, - спать.
Но не спится. Волнение очень велико. Поразмыслить только, мы опять нашей командой мчимся в Лиссабон.
07.40
1-ые лучи солнца нам светят в заднее стекло, означает, мы строго едем на запад. Совершенно рассвело. Пройдены 213 км. Тут нас поджидает автомобиль с фотографом, чтоб запечатлеть"Пассат" в движении по трассе. Снижаем скорость, перестраиваемся.
Прямой выход в эфир на радио "Наша родина FM". Коллеги и слушатели с энтузиазмом смотрят за ходом пробега, поддерживают нас. Я осторожно прогнозирую, что 20 лет спустя уж на пятнадцать минут мы создадим дорогу из Москвы в Лиссабон короче.
09.05
1-ая смена. Отмахали 409 км. Темп очень неплохой, средний расход 12,6 л/100 км. На бензоколонке заливаем бак до полного. Пока 57 л. вливаются в бак, Олег, который был за рулем, и я бежим в туалет. Машину заправляет штурман. Заправив «Пассат», Виктор отгоняет его на стоянку, запирает и торопится по нашим стопам. В это время мы рассчитываемся за бензин, и через считанные минутки экипаж опять в пути.
09.30
Белорусская граница. Для машин с русскими номерами это формальность. Немного притормаживаем на посту, но нам машут - проезжайте.
12.05
Мы едем стремительно, наш ряд левый. Навигация не дает сбиться с пути. Моя очередь вести лиссабонский экспресс. Дорога пустынна, плоской широкой лентой она уходит к горизонту. Это ровненький участок, где можно прибавить. Наш «Пассат», обутый в "правильные" шины, это позволяет. Средняя скорость на заезде в Польшу добивается 133 км/ч.
Но Польша, вошедшая в Шенгенскую зону в декабре прошедшего года, впускать нас не спешит. Практически час мы провели, зависнув на мосту через Буг, на нейтральной полосе, еще полчаса заняли формальности.
Когда граница единой Европы осталась сзади, средняя скорость свалилась до 110 км/ч. Это пусть малый, но резерв, который тает на очах. К Варшаве из-за повсеместного дорожного ремонта мы приходим с двухчасовым запозданием против графика. Но это происшествия неодолимой силы. Ремонтные зоны на многих участках не имеют объездов. Авто поток, регулируемый входными светофорами, попеременно движется по одной полосе в 2-ух направлениях. У каждого светофора задержка по 10-15 минут.
Варшаву нам помогает пройти электрический навигатор. Если б не он, не знаю, сколько бы нам пришлось блуждать по польской столице. В первом лиссабонском пробеге, когда авто навигаций не было и в помине, роль навигатора делали сотрудники «АвтоэкПодвескаа», добровольно взявшие на себя роль проводников по незнакомому для нас городку. И все таки город есть город. Выезжая из Варшавы, наша средняя падает до 96 км/ч. Гаденькое настроение ухудшает неприятный маленький дождик.
24 сентября, среда
00.40
Заезд в Германию. После польского «котла», в каком мы «варились» 10 часов и 40 минут, германские дороги показались раем небесным. Потому я засыпаю решительно и окончательно, с уверенностью, что мы наверстаем. Олег держал стрелку спидометра за 200 км/ч.
06.01
Бельгия. Среднюю скорость подняли до 101 км/час, мы опять полны надежд на победу.
07.25
Франция. В борьбе с нарушителями высокоскоростного режима тут принимаются самые строгие меры. Наибольшая скорость на автостраде ограничена 130 км/ч, но все движутся малость резвее, этак 145-149 км/ч. За превышение установленной скорости на 20 км можно поплатиться штрафом в 45 евро. За превышение на 20-40 км /ч взимают штраф в 90 евро. За превышение на 40-50 км/ч - штраф 135 евро и уже можно лишиться водительских прав. Потому все движутся "по наименьшему тарифу", превышая установленные лимиты на 15 км/ч. Нас таковой режим устраивает, главное, стабильность и ритмичность хода – в этом залог фуррора. Так мы подняли среднюю до 104 км/ч.
11.05
Из-за парижской пробки средняя скорость падает до отметки 99 км/ч. Неуж-то не уложимся в наши 45 часов? От этой мысли становится не по для себя.
Нахмуренные тучи равномерно рассеиваются, проглядывает солнышко, дорога А10 - мы выдвигаемся на юго-запад. Конкретно в этом направлении дуют пассаты в Северном полушарии. Нам по пути. Это хороший символ для нас и нашей машины.
К Бордо среднюю скорость поднимаем до 103 км/ч.
17.15
Этого участка автодороги на севере Испании 20 годов назад еще не было на карте. Благодаря ему мы «срезали» 200 км. Испания. Обыкновенно, над ней светлое небо, красивая, немного петляющая в горах дорога. Ограничение в 120 км/ч, похоже, никто из испанских водителей не принимает серьезно, все движутся за 150. Мы тоже стараемся держаться в потоке. К португальской границе на 4209 км пути наш «Пассат» выходит на среднюю 106 км/ч.
25 сентября, среда
01.00
Мотоциклисты из дорожной милиции, они эскортировали наш «Пассат» от границы Лиссабона. Заезд в Лиссабон, платные турникеты. 20 годов назад у нас не было с собой португальских средств. Были марки, франки, баксы, а обменник ночкой не работал. Мы терпеливо ожидали, когда к нам приедут из посольства. Сейчас во всей континентальной Европе прогуливается евро, и заморочек нет. К башне Белем подкатили через 15 минут с эскортом португальской милиции на байках с мигалками. Этот сюрприз приготовило русское посольство.
Таковой нас встретила башня Белем через 43 часа после выезда из Москвы. Заметьте, машина осталась совершенно незапятнанная. Показания бортовика на заезде в Лиссабон. Показания бортовика на заезде в Лиссабон.
1988 год. Лиссабон. На приеме у мэра городка. 2008 год. В мэрии Лиссабона все так же гостеприимно встречают гостей из Москвы. Мы привезли приветственное послание Юрия Лужкова и свежайшую буханку российского хлеба. Сертификат, выданный Консульским отделом Посольства РФ в Португалии
Белоснежным деньком у башни Белем перед выездом в оборотный путь. Что посодействовало нашему успеху? Чуток короче стал маршрут, меньше границ. Накоплен актуальный опыт. Представьте, за всю дорогу мы не подали сурового повода для вмешательства милиции. Слаженная команда из 3-х повзрослевших «мушкетеров», которая работала как единый организм, нацеленный быть наилучшими на перегоне Москва - Лиссабон.
И в конце концов, наш «Пассат», совместно с которым мы шли по ветру - ведь пассаты в Северном полушарии дуют на юго-запад!
ЗАПИСЬ ВСТРЕЧИ УЧАСТНИКОВ ПРОБЕГА С СЕРГЕЕМ СТИЛЛАВИНЫМ НА РАДИО "МАЯК" >>>Редакция и экипаж благодарит спонсоров пробега - MICHELINи CLARIONза помошь и поддержку. г.