Делая упор НА ВОЗДУХ
Делая упор НА ВОЗДУХ
АЭРОМОБИЛИ: "ХИВУС-4" И "ПЕГАС"
Не отворачивая в сторону, несемся вперед: вот уже кромка темного омута! Глуповатое сердечко провалилось куда-то вниз, дыхание на миг прервалось - господи, какая же тут глубина-то? Мягенький толчок, облако брызг - и через несколько секунд мы уже на другой стороне полыньи. Чуток отойдя, останавливаемся. Рядом, подрагивая корпусом, замирает очередной вездеход - ему нужно очистить ото льда ветровое стекло... Настолько уникальную проходимость показывают аппараты на воздушной подушке (АВП) "Хивус-4" и "Пегас", построенные нижегородскими компаниями "Аэроход" и "Пласт" - по размерам и вместимости практически аэромобили.
Принцип движения АВП довольно прост (ЗР, 2003, № 5). Вентиляторы нагнетают воздух под огражденное мягенькой юбкой днище, заставляя аппарат висеть, чуть касаясь поверхности. Давление в воздушной подушке всего около 0,01 атм, его просто выдерживает хоть какое покрытие, будь то болото, снег либо вода. А тягу для движения делает маршевый винт. В сопоставлении с нагнетающими вентиляторами он должен обеспечивать еще больший расход воздуха при наименьшем напоре, что обычно принуждает делить нагнетательный и движительный комплексы.
Конкретно по таковой раздельной схеме построены все большие АВП и 4-х местный "Хивус-4". У него достаточно большой низкооборотный шестилопастный винт и две пары центробежных вентиляторов. Агрегат - "нивовский" мотор VAZ 21213 (1,7 л, 79 л. с.). От его вала ремнями приводятся вентиляторы, а винт подключается центробежной муфтой.
Клепаный корпус из алюминиево-магниевого сплава установлен на три продольных двухъярусных баллона-скега, которые делают роль амортизаторов на неровностях и поплавков на воде. Четырехсекционные (для безопасности в случае прокола) верхние скеги накачивают приблизительно до 0,1 атм, а давление в нижних при помощи электронного компрессора можно поменять даже на ходу в спектре 0,02-0,1 атм, зависимо от подстилающей поверхности. Впереди и сзади просветы меж скегами закрыты юбками, еще одна перегородка посредине. Таким макаром, получаются четыре изолированные камеры, что обеспечивает высшую стабильность подушки: она не теряет эффективности на неровностях, прощает приметное изменение центровки, улучшает остойчивость аппарата.
Более ординарную - совмещенную схему образования подушки употребляют на легких АВП, в том числе на "Пегасе". Маленького поперечника оборотистый винт делает горизонтальную тягу и сразу - напор воздуха для подушки. Коробка максимально ординарна - ни муфты, ни сцепления, только зубчатый редуктор. Мотор - 4-х цилиндровый оппозитный "Ротакс-912ULS" (1,35 л, 100 л. с.) - подобен тем, что употребляются в легкой авиации.
Стеклопластиковый корпус "Пегаса" больше похож на кабину самолета, огораживание воздушной подушки облегченное - без скегов, но с кольцевой юбкой. Амортизаторами на неровностях служат две мягенькие продольные полости, давление в каких делает все тот же винт. А в случае остановки мотора на воде пенополиуретановые вставки в корпусе обеспечат плавучесть. Правда, даже с 3-мя людьми на борту палуба высится из воды только см на пятнадцать, а при заявленной нагрузке в 600 кг не охото и мыслить о приводнении на сколько-либо высшую волну!
Заявленные характеристики требуют комментариев: похоже, производители вкладывали в их различный смысл. Четыре человека разместятся в просторной (ширина 1800 мм, площадь пола 4,5 м2) кабине "Хивуса" с царским комфортом. Остается место и для багажа, и для снаряжения, а при желании даже на ходу можно устроить спальное место размером 1800х1400 мм. В маленьком с округленной крышей кокпите "Пегаса" (ширина 1350 мм, площадь пола 3,0 м2) и четверым тесно, 5-ого же можно втиснуть только в случае последней нужды. Вобщем, разложив диваны, и тут двое устроятся на ночлег.
Схожая ситуация с грузоподъемностью. Для "Хивуса", хотя и наименее массивного, но с действенным нагнетательным комплексом, 400 кг смотрятся полностью посильной нагрузкой. А вот 6 центнеров на борту "Пегаса" - быстрее расчетный максимум для ровненькой поверхности. Чтоб уверенно проходить сколь-нибудь суровые препятствия (не говоря уже о заявленном 10-градусном подъеме!), ношу придется уполовинить. Во всяком случае, в испытательном пробеге "Хивус" с 3-мя людьми на борту просто проходил полуметровые торосы со вздыбленными льдинами, а "Пегас" с той же нагрузкой часто доставал их днищем. У него достаточно тяжкий стеклопластиковый корпус, из-за которого обычный по конструкции "Пегас" только на сотку кг легче большого "Хивуса" с его громоздкими агрегатами.
Две сотки км по скованной льдом Волге выявили и другие различия. Скеги на ходу работают как полозья и делают хороший боковой упор при маневрировании - "Хивус" устойчив на прямой и полностью охотно меняет курс прямо за поворотом руля. Но высочайший угловатый аппарат чувствителен к ветру: с несильным попутным при крейсерских 4000 об/мин он развивает 80 км/ч, а на оборотном курсе - только 30-40 км/ч. А вот всегда незапятнанные благодаря козырьку и двухслойной конструкции (функция) ветровые стекла "Хивуса" оценил, только когда плексиглас "Пегаса" на воде одномоментно покрылся коркой льда. Другой недочет последнего аппарата конструкторы обещают скоро убрать - приметное рыскание, требующее неизменной корректировки рулем. "Пегас" идиентично просто и фактически не меняя курса скользит и передом, и боком, и задом наперед - красиво со стороны, но объезд препятствия приходится начинать, чуть завидев его вдалеке, по другому не успеть. Зато к ветру быстроходный обтекаемый аппарат практически нечувствителен.
Фары, ходовые огни, поисковый прожектор, автономный отопитель "Вебасто", проблесковый маячок, электронная лебедка, аудиосистема - большая часть этого заходит в комплектацию стандарт, остальное по заказу. Можно заказать и трейлер - в транПодвесканом положении оба АВП просто укладываются в допустимый габарит по ширине (2,5 м), буксировать таковой прицеп по силам внедорожнику либо легкому грузовику класса "Газели".
Спросите, какой АВП лучше? Глядя зачем. На охоту-рыбалку ездить, патрулировать в непроходимых местах - удобнее на "Хивусе". Ну и стоимость 634 тыс. руб. ($22 тыс.) смотрится красивее, чем практически миллион ($34 тыс.) за "Пегас". Колоритную эффектную игрушку, генератор адреналина в одном ряду с гидроциклом и снегоходом, будут брать, вероятнее всего, не по расчету, а "по любви".
ФОТО: Жора САДКОВ
АЭРОМОБИЛИ: "ХИВУС-4" И "ПЕГАС"
Не отворачивая в сторону, несемся вперед: вот уже кромка темного омута! Глуповатое сердечко провалилось куда-то вниз, дыхание на миг прервалось - господи, какая же тут глубина-то? Мягенький толчок, облако брызг - и через несколько секунд мы уже на другой стороне полыньи. Чуток отойдя, останавливаемся. Рядом, подрагивая корпусом, замирает очередной вездеход - ему нужно очистить ото льда ветровое стекло... Настолько уникальную проходимость показывают аппараты на воздушной подушке (АВП) "Хивус-4" и "Пегас", построенные нижегородскими компаниями "Аэроход" и "Пласт" - по размерам и вместимости практически аэромобили.
Принцип движения АВП довольно прост (ЗР, 2003, № 5). Вентиляторы нагнетают воздух под огражденное мягенькой юбкой днище, заставляя аппарат висеть, чуть касаясь поверхности. Давление в воздушной подушке всего около 0,01 атм, его просто выдерживает хоть какое покрытие, будь то болото, снег либо вода. А тягу для движения делает маршевый винт. В сопоставлении с нагнетающими вентиляторами он должен обеспечивать еще больший расход воздуха при наименьшем напоре, что обычно принуждает делить нагнетательный и движительный комплексы.
Конкретно по таковой раздельной схеме построены все большие АВП и 4-х местный "Хивус-4". У него достаточно большой низкооборотный шестилопастный винт и две пары центробежных вентиляторов. Агрегат - "нивовский" мотор VAZ 21213 (1,7 л, 79 л. с.). От его вала ремнями приводятся вентиляторы, а винт подключается центробежной муфтой.
Клепаный корпус из алюминиево-магниевого сплава установлен на три продольных двухъярусных баллона-скега, которые делают роль амортизаторов на неровностях и поплавков на воде. Четырехсекционные (для безопасности в случае прокола) верхние скеги накачивают приблизительно до 0,1 атм, а давление в нижних при помощи электронного компрессора можно поменять даже на ходу в спектре 0,02-0,1 атм, зависимо от подстилающей поверхности. Впереди и сзади просветы меж скегами закрыты юбками, еще одна перегородка посредине. Таким макаром, получаются четыре изолированные камеры, что обеспечивает высшую стабильность подушки: она не теряет эффективности на неровностях, прощает приметное изменение центровки, улучшает остойчивость аппарата.
Более ординарную - совмещенную схему образования подушки употребляют на легких АВП, в том числе на "Пегасе". Маленького поперечника оборотистый винт делает горизонтальную тягу и сразу - напор воздуха для подушки. Коробка максимально ординарна - ни муфты, ни сцепления, только зубчатый редуктор. Мотор - 4-х цилиндровый оппозитный "Ротакс-912ULS" (1,35 л, 100 л. с.) - подобен тем, что употребляются в легкой авиации.
Стеклопластиковый корпус "Пегаса" больше похож на кабину самолета, огораживание воздушной подушки облегченное - без скегов, но с кольцевой юбкой. Амортизаторами на неровностях служат две мягенькие продольные полости, давление в каких делает все тот же винт. А в случае остановки мотора на воде пенополиуретановые вставки в корпусе обеспечат плавучесть. Правда, даже с 3-мя людьми на борту палуба высится из воды только см на пятнадцать, а при заявленной нагрузке в 600 кг не охото и мыслить о приводнении на сколько-либо высшую волну!
Заявленные характеристики требуют комментариев: похоже, производители вкладывали в их различный смысл. Четыре человека разместятся в просторной (ширина 1800 мм, площадь пола 4,5 м2) кабине "Хивуса" с царским комфортом. Остается место и для багажа, и для снаряжения, а при желании даже на ходу можно устроить спальное место размером 1800х1400 мм. В маленьком с округленной крышей кокпите "Пегаса" (ширина 1350 мм, площадь пола 3,0 м2) и четверым тесно, 5-ого же можно втиснуть только в случае последней нужды. Вобщем, разложив диваны, и тут двое устроятся на ночлег.
Схожая ситуация с грузоподъемностью. Для "Хивуса", хотя и наименее массивного, но с действенным нагнетательным комплексом, 400 кг смотрятся полностью посильной нагрузкой. А вот 6 центнеров на борту "Пегаса" - быстрее расчетный максимум для ровненькой поверхности. Чтоб уверенно проходить сколь-нибудь суровые препятствия (не говоря уже о заявленном 10-градусном подъеме!), ношу придется уполовинить. Во всяком случае, в испытательном пробеге "Хивус" с 3-мя людьми на борту просто проходил полуметровые торосы со вздыбленными льдинами, а "Пегас" с той же нагрузкой часто доставал их днищем. У него достаточно тяжкий стеклопластиковый корпус, из-за которого обычный по конструкции "Пегас" только на сотку кг легче большого "Хивуса" с его громоздкими агрегатами.
Две сотки км по скованной льдом Волге выявили и другие различия. Скеги на ходу работают как полозья и делают хороший боковой упор при маневрировании - "Хивус" устойчив на прямой и полностью охотно меняет курс прямо за поворотом руля. Но высочайший угловатый аппарат чувствителен к ветру: с несильным попутным при крейсерских 4000 об/мин он развивает 80 км/ч, а на оборотном курсе - только 30-40 км/ч. А вот всегда незапятнанные благодаря козырьку и двухслойной конструкции (функция) ветровые стекла "Хивуса" оценил, только когда плексиглас "Пегаса" на воде одномоментно покрылся коркой льда. Другой недочет последнего аппарата конструкторы обещают скоро убрать - приметное рыскание, требующее неизменной корректировки рулем. "Пегас" идиентично просто и фактически не меняя курса скользит и передом, и боком, и задом наперед - красиво со стороны, но объезд препятствия приходится начинать, чуть завидев его вдалеке, по другому не успеть. Зато к ветру быстроходный обтекаемый аппарат практически нечувствителен.
Фары, ходовые огни, поисковый прожектор, автономный отопитель "Вебасто", проблесковый маячок, электронная лебедка, аудиосистема - большая часть этого заходит в комплектацию стандарт, остальное по заказу. Можно заказать и трейлер - в транПодвесканом положении оба АВП просто укладываются в допустимый габарит по ширине (2,5 м), буксировать таковой прицеп по силам внедорожнику либо легкому грузовику класса "Газели".
Спросите, какой АВП лучше? Глядя зачем. На охоту-рыбалку ездить, патрулировать в непроходимых местах - удобнее на "Хивусе". Ну и стоимость 634 тыс. руб. ($22 тыс.) смотрится красивее, чем практически миллион ($34 тыс.) за "Пегас". Колоритную эффектную игрушку, генератор адреналина в одном ряду с гидроциклом и снегоходом, будут брать, вероятнее всего, не по расчету, а "по любви".
ФОТО: Жора САДКОВ