ЧАСЫ И ГОДЫ ЛУИ Chevrolet
ЧАСЫ И ГОДЫ ЛУИ Chevrolet
РЕТРО
Когда сначала лета 1941-го Луи Chevrolet погиб в собственном маленьком доме – обычном для среднего (но никак не обеспеченного!) янки, далековато не все газеты подобающе отметили его уход. А ведь когда-то он был так известен…
1-ая слава пришла к Chevrolet ровно 100 годов назад – весной 1905-го. Нет, никаких «шевроле» не было и в помине. Просто рослый усач, 27-летний швейцарец дебютировал в гонках на ФИАТе и внезапно для многих выиграл. Назавтра Луи стал известен всей Америке: гонщики в те годы соревновались в популярности с летчиками. Тем паче что их земные победы, в отличие от воздушных, происходили на очах публики.
Но самую первую в жизни победу Луи одержал еще за 10 лет ранее – в 1895-м. Правда, была она, что именуется, местного значения. Парень выиграл велогонку в Бургундии.
Первой профессией Chevrolet стало изготовка часов. В конце ХIХ века Луи занялся этим прямо за папой и многими другими гражданами швейцарского кантона Юра. Любопытно, что ремесло, которым славится сегодня одна из самых богатых государств, в те годы культивировали власти менее богатых кантонов, где население не могло прокормиться сельским хозяйством. Профессия часовщика посодействовала Шевроле-старшему содержать огромное семейство, хотя разбогатеть не удалось. В поисках наилучшей толики родину Chevrolet все таки покинули. Основались во Франции – в столице Бургундии, городке Бон.
Уже в 11 лет Луи пришлось кинуть учебу и устроиться на работу в веломастерскую. К колесам и педалям его тянуло куда больше, чем к шестерням и анкерам. 1-ая (но не последняя!) легенда из жизни Chevrolet датирована 1896– 1897 гг.
В мастерскую вошел Уильям Вандербильдт – южноамериканский миллионер, фанат, а в дальнейшем и организатор автогонок. Паромобиль, на котором он путешествовал, сломался... и Луи, в отличие от владельца мастерской, смог убрать неисправность. Признательный миллионер порекомендовал парню перебраться за океан и предсказал ему огромное будущее.
Не правда ли, похоже на эпизод из мыльной оперы? Но в те годы Вандербильдт вправду путешествовал по Европе. И связи с компанией «Морс», выпускавшей паромобили, у него были. Ну и веломастерская, где трудился Луи, находилась около престижного «Отеля де Пост». Может, Chevrolet и Вандербильдт вправду встречались? Вобщем, это не очень изменило судьбу Луи. Он, как молвят сейчас, сделал себя сам.
Победы в велогонках, кроме славы, приносили премиальные, которые составляли значительную часть домашнего бюджета. Следом за Луи велогонками занялись его братья и даже сестры.
А с автомобилями наш герой познакомился, видимо, в самом конце позапрошлого столетия. Ведь великами «Гладиатор», на которых он выступал, вел торговлю тот же дилер, что и автомобилями «Даррак».
В 1900-м Chevrolet уже работал механиком в Париже. Годом позднее он все-же отважился отправиться за океан. Послужив шофером в Канаде, основался в Нью-Йорке в консульстве французской компании «Де Дион-Бутон».
Зарабатывал механик хорошо, и прямо за Луи в Америку перебрались его братья и сестры. Chevrolet уже заполучил авторитет в авто кругах. Дилер ФИАТа даже доверил швейцарцу 90-сильную гоночную машину, на которой Chevrolet и одолел.
После закрытия консульства «Де Дион-Бутон» Chevrolet полностью переключился на гонки. Газеты называли его «гонщиком сорвиголова», восхищались его «безрассудной смелостью». Луи растерял в катастрофах 4 механиков, его часто подводили неидеальные машины, но собственному отчаянному стилю не изменял.
Логично, что скоро Chevrolet обзавелся новыми знакомствами в авто мире. Его увидел Уильям Крапо Дюрант – предприниматель, торгующий всем, от сигарет до недвижимости. В недавнешнем прошедшем жаркий противник автомобилей, он сначала ХХ века скупал одну за другой компании, выпускавшие моторные экипажи. В конечном итоге основанный Дюрантом концерн «Дженерал моторс» соединил около 25 компаний.
В 1908-м по инициативе Дюранта выстроили гоночный «Бьюик-Баг» (жук) – при самом активном участии Луи Chevrolet. Тогда, видимо, появились у него мысли о машине своей конструкции. Двигал им быстрее технический, ежели коммерческий энтузиазм. Луи и его сотрудник, конструктор Этьен Планше, проектировали приличный, мощнейший и надежный автомобиль. «Шевроле-Классик Сикс» оснастили шестицилиндровым мотором рабочим объемом 4,9 л мощностью около 50 л. с. 1-ый эталон вышел на тесты в 1911 году.
С этим событием связана еще одна легенда, больше схожая на смешной рассказ. Луи типо выехал на тесты в четыре утра, разогнался чуть ли не до наибольших 105 км/ч и был задержан на одной из тихих детройтских улиц полицейским. В участке Chevrolet, очевидно, представился... и блюстители порядка высчитали штраф 20 баксов: 10 – за превышение скорости (как, любопытно, полисмен ее измерял?) и столько же за то, что лихач назвался именованием известного гонщика.
В 1912-м «Шевроле-Классик Сикс» с символом в виде креста, на котором красовалась фамилия конструктора, пошел в продажу. Марка вошла в «семью» Дюранта – «Дженерал моторс». Кстати, о фирменном кресте тоже сложено много легенд. К примеру, как будто он взят со швейцарского флага, а некие историки и совсем именуют эмблему бабочкой.
Всего продали 2999 «шевроле-классик сикс», а в 1913-м Луи навечно уехал в Европу. Дюрант, воспользовавшись его отсутствием, кардинально перестроил модельную политику, сделав ставку на более дешевенькие авто, способные соперничать с «Фордом-Т».
Вправду, модели «Ройял Мэил» и «490» (индекс указывал стоимость в баксах) принесли фирме фуррор. В 1915 году продали 13,5 тыщи машин, в 1917-м уже более 111 тыщ. Утрата была только одна: Луи Chevrolet покинул фирму собственного имени, вновь занялся Подвескаом и создавал совместно с Планше гоночные машины под марками «Корнелиан» и «Фронтенак».
Осенью 1920-го после смерти брата Гастона (он, как и 3-ий брат – Артур, участвовал в соревнованиях) Chevrolet бросил гонки. Он стартовал еще только в один прекрасный момент, в 1925-м, и вновь выиграл, управляя на этот раз… катером.
В те годы Chevrolet занимался модернизацией (сейчас произнесли бы тюнингом) «фордов-Т». Машины под маркой «Фронти-Форд» удачно участвовали в гонках. А еще конструктор увлеченно проектировал массивные авиационные движки. Но сначала 1930-х Величавая депрессия принудила закрыть маленькую фирму. Chevrolet отошел от дел и, как нередко бывает с энергичными людьми, не привыкшими посиживать без работы, скоро захворал.
В 1935-м ему воспретили водить автомобиль. Но до последних дней он всегда что-то проектировал, чинил домашнюю технику – в том числе часы, вспомнив самую первую профессию.
В 1941-м, когда Chevrolet не стало, компания его имени поставила рекорд, выпустив за год 1,6 млн. автомобилей…
Сегодня именованием Луи Chevrolet названы улицы в Европе и США, в Индианаполисе известному гонщику поставили монумент. Но основная память о швейцарце, прославившем Америку, – миллионы самых различных автомобилей, построенных на нескольких материках. Их соединяет воединыжды крест на радиаторной решетке, о происхождении которого сейчас уже никто не скажет достоверно.