Мотовездеходы TGB Bee-2
Мотовездеходы TGB: Bee-2
Хотя компания производит широкую палитру мототехники с 1978 года, до практически пол-литровых кубатур компания созрела только два года вспять. «Утилитарник» TGB Blade 425 («Лезвие») обошел полмира, до того как попал на наш рынок. Другая же модель, TGB Target 425, выполненная на той же платформе, – совсем новенькая.
Отзывы о «Лезвии» даже от пресыщенных янки быстрее хвалебные – отмечали высочайший технологический уровень модели (кстати, в США она именуется Outback 425). А европейцы устраивали пробеги на TGB Blade по дорогам горных районов – ведь машина оборудована всей нужной светотехникой. В России этот ATV стоит практически на 15000 руб. дороже всераспространенной китайской модели CF-Moto 500 (которая продается под десятком различных брендов). Но на 90–100 тыщ дешевле, чем «фирменная» техника кубатуры «400». Правда, Arctic Cat 366 4x4 Auto практически «наступает на пятки» «тайваньцу»: он только на 10 000 руб. дороже. Не будем делать поспешных выводов – низкие цены нередко становятся следствием стратегии дилеров, и в таком случае они, цены, – совсем не свидетельство низкого свойства продукции...
Но вернемся к «пчелкам». Тем паче, что предоставилась возможность провести сравнительный тест 2-ух моделей и выяснить, чем они лучше (и лучше ли), чем китайский «Си-Эф» либо «Арктический кот»?
Сначала о Blade. Дизайн модели – не копия какой-либо известной машины, к чему нас приучили китайцы*, а стопроцентно своя разработка. И хорошая, нужно сказать.
Линзовые фары, бампер, органично переходящий в защиту мотора и коробки, задняя часть – с вставленными в нее, как у автомобиля, фонарями. Схожее решение встречается редко – обычно сзади ограничиваются установкой простого комбинированного фонаря посредине. Дополняют необыкновенный «вид сзади» и два выставленных напоказ глушителя.
Движок «Лезвия» основательно закапотирован, и разглядеть его в деталях трудно. Мотор величественен! Пусть это и не шедевральный V-твин, а «одностволка», но ощущается, что конструкторы поработали на славу, а технологи не дали испохабить их разработки. Мотор проектировался конкретно для ATV – в нем нет мотоциклетных частей и деталей, и установить его на чего-нибудть двухколесное нереально. Это гласит об уровне конструкции, «специальности» движка. Для всякой ерунды делать сложную, а тем паче необычную разработку никто не стал бы... У силового агрегата умеренные габариты, и даже любопытно, куда и как инженеры вставили вариатор, а к тому же коробку реверса с «понижайкой»? При всем этом коробка TGB присваивает аппарату очень принципиальное свойство – способность тормозить движком. Это я сообразил на первом же крутом спуске – использовать тормоза даже не пришлось.
Рычаг селектора режимов коробки размещен на правой стороне бака, поближе к его центру. Специально проверил, не мешает ли переключению повернутый руль (на одном из «фирменных» аппаратов мешал). Нет, переключать всегда комфортно. Еще одна особенность рычага селектора: для него нет «гнезда» парковочного положения («Р»), как, например, у не так давно тестированных «Си-Эфов» и «Кан-Амов». На месте квадр фиксирует мощный «ручник» на правой ручке руля. А еще с удивлением нашел, что тормозных рычагов аж четыре: три – на руле и один – ножной. С последним понятно – он повлияет на задние колеса. Три других рассредоточены по рулю. Справа, как принято на байках, тормоз «передка» (рычаг – с защелкой, это понадобится на стоянке). Рядом особый парковочный тормоз с механическим приводом. На левой ручке, как у скутеров, тормоз задних колес с гидроприводом. В общем, тормоза на все случаи жизни.
На левой ручке TGB Blade много всяких гаджетов, в том числе и редчайшие для мотовездеходов дорожные «примочки» – кнопка «аварийки», тумблер поворотников и кнопка звукового сигнала. Поверьте, для тех, кому приходится выезжать на дорогу (а эта машина для того применима), – ценный набор!
Тут же и рычаг механического подключения фронтального моста. Естественно, установи производитель электронный тумблер, было бы круче, да и обыденный работает нормально.
Ужаснее то, что в фронтальном мосту нет никаких блокировок, на худенький конец установили хотя бы вискомуфту. Нужно мыслить, они появятся в следующих поколениях «пчел».
У Blade традиционная задняя подвеска – с неразрезной осью. Конструкция ординарна, надежна и долговечна. Правда, она несколько ограничивает клиренс – у независящей задней подвески он побольше.
На вездеходе установлены щитки для рук – нужный элемент, ему отдашь подабающее, когда продираешься через плотный кустарник. Передняя подвеска, пыльники и ШРУСы бережно закрыты щиточками, что, понятно, продлевает срок их жизни. Заметишь такие приятные особенности, как массивные (55 Вт) галогенные лампы фар, штатную защиту деталей фронтального привода, проушину для крепления фаркопа – за нее можно тянуть прицеп весом до 600 кг. Предвидено место под электронную лебедку.
Пару слов о приборке (у обеих машин они схожи). Жидкокристаллическая панель лаконична, числа выдает большие, просто читаемые. Оригинально выполнен тахометр: столбиковая шкала идет с извивом по периметру – ничего схожего ни у какого другого аппарата лично я не встречал. По краям панели размещены сигнальные лампы, в том числе дублирующие сполохи поворотников и включение далекого света: европейская дорожная милиция не придерется.
Модель TGB Target 425 («Мишень») совсем другая – относится этот ATV к Подвескаивно-развлекательным. Изготовлена очевидно с оглядкой на «кан-амовского» «Ренегата», но, нужно сказать, тайваньские разработчики показали даже больше фантазии в деталях, чем коллеги-канадцы. Чего стоят собранные в «один пучок» выхлопные трубы! А секирообразный багажник! Из того, что кидается в глаза, крутейшая внедорожная резина Maxxis Razr 2 – ее устанавливают на суровые гоночные квадры. Не могу сдержаться – забегу вперед: во время заездов по болоту она еще покажет себя!.. Не знаю, из чего по сути сделан фронтальный «клюв», но по виду – из престижного (и легкого) карбона. В значимой степени сформировывают вид аппарата четыре линзовые фары (они врубаются попарно) с галогенками по 55 Вт.
Коробка у Target 425 такая же, как и у Blade: вариатор с «понижайкой» и подключаемый фронтальный привод, блокировки в дифференциале нет. А вот тормоза, хоть машины почти во всем унифицированы, различные. Тщательно не останавливался на тормозах «утилитарника», – чтоб сделать это на данный момент и сопоставить. Итак вот на нем на задней оси два тормозных диска: один работает от педали, 2-ой – от рычага на руле. Разума не приложу – для чего такое дублирование, а если точнее – нагромождение? Ведь дифференциала все равно нет, так что полностью можно было обойтись одним.
На Target он один, при этом тут диск тормоза не на оси, а на валу коробки. Это так именуемый трансмиссионный тормоз, который позволяет использовать диск меньшего диаметра и прятать его в более защищенном месте. Кстати, у TGB Target армированные тормозные шланги.
Подвески его – особая история. Окрашенные в канареечно-желтый цвет, они все же не смотрятся ни весело, ни презентабельно. Это не накрученные «газовые» «каябы», как у канадского Renegete, но вполне работоспособные. Впереди сдвоенные рессоры, при этом у каждого по две пружины разной жесткости – это присваивает им энергоемкость и хорошие прогрессивные свойства. Когда едешь медлительно, не трясет, а при наезде на суровое препятствие их не «пробивает». Из регулировок – только настройка преднатяга пружин. Задний амортизатор (их на аппарате два) – с одной «прогрессивной» пружиной, ее преднатяг регулируется, как на Подвескаивных квадрах, – гайкой.
Секирообразный багажник сзади седла, если разглядеть его пристально, оказался хлипковатым для перевозки «нормальных» грузов. Он из пластика и годится только чтоб пассажир мог опираться о него руками. Вобщем, пассажир, если полагаться на аннотацию, «не предусмотрен». Но расположить его на Target позволяют «вакантное» место сзади водителя, также припас грузоподъемности мотовездехода – 170 кг.
В 1-ые минутки за рулем «Лезвия» и «Мишени» обременила задачей некая вялость мотора. Позже сообразил: следуя законам Европы, его мощность ограничили 15 кВт (20,4 л.с.) – такая плата за допуск машины на дороги материка. Весь потенциал мощности (под три 10-ка «лошадей») можно извлечь, если снять ограничитель (что, по уверениям механиков, сделать нетрудно). Кстати, высочайшая для мотовездеходов «максималка», заявленная производителями (92 км/ч), достигается исключительно в случае, если снять оковы ограничителя.
Поражает умопомрачительно большой угол поворота руля «пчелок». В купе с маленький базой это свойство присваивает машинам исключительную маневренность! Остается загадкой, как при таких углах ШРУСы не выворачиваются навыворот...
Величавый русский мыслитель Козьма Прутьев в свое время остерегал: «Не ходи по косогору...». То же можно адресовать и водителям наших тайваньских ATV. Почему? Так как на их просто «сделать уши», другими словами перевернуться – и последствия будут томными. Но, признаюсь, тяжело удержаться от соблазна испытать себя и мотовездеход на крутейшем склоне... Но надо, чтоб обошлось без лиха, полагать способности ATV, а они почти во всем определяются сборкой узлов и высотой центра масс. В этом отношении чуть ли не главную роль играет задняя зависимая подвеска. С той, что тут, хоть и в вред клиренсу, ATV устойчивее.
Многие испытали эти чувства: езда на любом квадрике, даже утилитарном, провоцирует на прыжки. В случае с «пчелами» практически «обломала кайф» задушенность мотора: как ни толкал я курок газа, ну не хотели тайваньские ATV прыгать! Пришлось смириться и перейти к «водным процедурам».
Да и тогда они разочаровали! Не по вине конструкторов, а по другой причине. Болото в облюбованном для тестов овраге подсохло, и машины проезжали его с наименьшим сопротивлением, как будто и не болото это вовсе. Но думаю так: никакая другая колесная техника тут не прошла бы, за исключением разве что мотоциклов-каракатов на камерах. Одну особенность машин мы, испытатели, уяснили: если с грязезащитой на «утилитарнике» все в порядке, то на приПодвескаивленной «Мишени» с этим делом неважнецки. Не советую ездить на ней без бот либо, на худенький конец, сапог: вода и грязь с задних колес летят прямо на ноги.
Непременно, «пчелатая парочка» увлекательна. В машинах много необычного и много удобного, ну и магазинная цена «пчел», полагаю, соответствует установившемся представлениям о качестве техники из Тайваня.
ТЕХ­НИ­ЧЕ­СКАЯ ХА­РА­К­ТЕ­РИ­СТИ­КА
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Модель TGB Blade 425 / TGB Target 425
Модельный год 2007 / 2008
Сухая масса, кг 315 / 280
Габариты, мм 2155х1170х1205 / 2290х1154х1242
База, мм 1300 / 1300
Грузоподъемность, кг 170 / 170
Высота по седлу, мм 850 / 920
Клиренс, мм 198 / 170
Макс. скорость, км/ч 92 / 92
Объем бензобака, л 18,3 / 15,3
Движок
Тип 4-тактный, 1-цилиндровый
ГРМ ОНС/2 / ОНС/2
Рабочий объем, см3 403,1 / 403,1
Размерность, мм 86х69,4 / 86х69,4
Степень сжатия 9,2 / 9,2
Макс. мощность, л.с. при об/мин 20,2(28,6)/6500 / 20,2(28,6)/6500
Макс. вращающий момент, Н.м при об/мин 25,5/4000 / 25,5/4000
Система питания карбюратор Mikuni с смешивателем Æ 32 мм
Остывание жидкостное / жидкостное
Коробка
Тип автоматическая (вариатор), с возможностью торможения движком
Состав завышенная, пониженная, «нейтраль», реверс
Привод 2х4/4х4, подключаемый
Блокировка дифференциала отсутствует / отсутствует
Основная передача карданная / карданная
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
Рама пространственная, железная
Передняя подвеска 2-рычажная / 2-рычажная
Ход фронтальной подвески, мм н.д. / н.д.
Задняя подвеска маятниковая маятниковая
Ход задней подвески, мм н.д. / н.д.
Фронтальный тормоз 2 диска у ступиц / 2 диска у ступиц
Задний тормоз 2 диска у ступиц / 1 диск в коробки
Передняя шина 25х8-12 / 23х7-10
Задняя шина 25х10-12 / 22х11-10
Штатная комплектация стоп-сигнал, зв. сигнал, «мигалки», зеркала