Спецтест песок на дороге
Спецтест: песок на дороге
Тормозной путь с 60 км/ч у машины с Абс практически на 3 м короче, чем при сбросе скорости юзом. Летом песок на шоссе встречается едва ли не чаще, чем гололед зимой, – к примеру, в зонах ремонта дороги, на затяжных подъемах и спусках, где часто остается с зимы. Тащат его на проезжую часть и грузовики, выползающие из придорожных карьеров; неизменный источник этой «мелкой» неприятности – обочина.
Чтоб оценить всю красота такового «комбинированного» покрытия, попробуем выполнить на нем несколько экстремальных упражнений, которые обычно используем в наших шинных тестах. Жесткая 12-метровая переставка (еще есть 16-, 20- и 24-метровая) – одно из них.
К слову, начиная проводить «шинную» переставку, мы всякий раз убеждаемся, что даже на тщательно подметенном асфальте скорость ее выполнения вырастает от заезда к заезду. Только после 10–15 заездов, когда покрытие, «протертое» шинами, становится незапятнанным, можно получить постоянные результаты. То же самое и в гонках формулы 1: стоит машине чуток сместиться с накатанной линии движения, как гонщику приходится снижать скорость, по другому он рискует вылететь с трассы. Казалось бы, по сторонам асфальт такой же незапятнанный, как и на траектории, но он чуточку светлее – из-за того, что его покрывают мелкие частицы пыли. Они-то и ухудшают (значительно!) сцепление шин с дорогой.
Итак, у нас наибольшая скорость переставки установилась на 68 км/ч. Хорошо для «Лады-112» на шинах 185/60R14. Поведение машины понятное, при выполнении маневра характерен маленький недолговременный занос, увеличивающийся с ростом скорости. Оценка управляемости – 8 баллов (норма).
Сейчас немного присыпем линию движения песочком. Довольно пары лопат, чтоб стало нереально вынудить машину двигаться по намеченной линии движения. При попадании фронтальными колесами на песок чувствуется резкая утрата сцепления – будто бы оказался на льду. Повернуть в первом коридоре нереально, автомобиль упрямо идет прямо даже при повернутой баранке. А попав с песка на чистый асфальт, тут же скачком отстреливает в сторону. Повторение заездов и накопление «знаний» фуррора не приносят – попасть в намеченный коридор никак не удается.
Более возможно повстречать песок на асфальте в зонах дорожного ремонта и выездов с грунтовок и из карьеров. Немножко «разводим» песчаную пролысину и траекторию фронтальных колес на входе – сейчас машина делает маневр увереннее. Но опасность подстерегает во втором коридоре: задние колеса, попав на песок, срываются в резкий и глубокий занос. Но как только попадают на чистый асфальт, занос так же резко прекращается. Высокоскоростное вращение баранки в сторону заноса шофер обязан закончить, по другому машину понесет в другую сторону. При таковой езде больше всего раздражает непредсказуемость поведения автомобиля: как глубочайшим окажется ожидаемый занос, непонятно.
Если подходить к оценке маневренности с обычными аспектами шинного теста, то больше 2-3 баллов за эти судороги поставить никак нельзя. Наибольшая скорость переставки по песку – 59,5 км/ч. Ухудшение против незапятнанного асфальта – 8,5 км/ч. И это после занятий, достаточного количества повторных заездов, с профессионалом за рулем. Неподготовленный шофер в таких критериях вряд ли наберет и 50 км/ч.
Песочная ЛОВУШКА
На присыпанной песком дороге Абс не способен уменьшить тормозной путь. Тормозим, естественно, юзом – при критическом торможении без ABS шофер вряд ли изловит грань блокировки.
Шины дымят, но за чистую дорогу цепляются полностью уверенно. Автомобиль немного уводит вправо – сказывается маленький уклон в сторону обочины. Тормозной путь с 40 км/ч составил 8,4 м.
Рассеиваем по дороге песок и повторяем серию торможений. Сейчас автомобиль приметно разворачивается в ту сторону, где песка под колесами оказалось чуток меньше. Попытка выправить линию движения рулением, естественно, не помогает – колеса-то идут юзом. Тормозной путь составил 9,8 м, другими словами прибавил практически полтора метра по сравнению с чистым асфальтом. Торможение со скорости 60 км/ч на асфальте заняло 18,9 м, а с песком – 22,1 м.
Любопытно, а как скажется песок на тормозном пути автомобиля с ABS? Маневры на чистом асфальте принуждают проникнуться почтением к электронике: тормозной путь нашей «Калины» уложился в 7,1 м – на 1,3 м меньше, чем юзом! При аварии иногда полуметра оказываются спасительными. Естественно, для совсем уж корректного сопоставления и автомобиль, и шины должны быть одними и теми же, но мы не ставили впереди себя задачку сопоставить эффективность торможения «на блоке» и с ABS.
Самое увлекательное, что на песчаной подушке тормозной путь автомобиля с ABS составил… 9,7 м, то есть практически столько же, сколько с заблокированными колесами. Так как торможение на чистом асфальте при разных методах сброса скорости отдало разницу в 1,3 м, то на этом фоне эффективность тормозов на песке можно считать не зависящей от марки шин и типа тормозной системы.
Довольно совершенно малость песка, чтоб автомобиль ушел с намеченной линии движения. В активе ABS, кроме более действенного замедления, остается возможность конфигурации траектории – можно уклониться от препятствия. А в пассиве – существенное повышение тормозного пути при попадании на песчаную подсыпку. При скорости 40 км/ч надбавка составила 2,6 м – более чем полкорпуса автомобиля. При остановке с 60 км/ч тормозной путь на чистом и на присыпанном асфальте – 16,0 и 21,8 м соответственно, то есть удлинение уже на 5,8 м!
Подытоживаем
Песок на асфальте фактически лишает автомобиль маневренности. При этом более небезопасен не толстый равномерный слой песка, приводящий только (!) к резкому понижению сцепления колес с дорогой и распрямлению линии движения в повороте. Куда ужаснее неравномерные наносы: на таком «покрытии» не то что экстремальный маневр выполнить – даже спрогнозировать поведение автомобиля не удается.
ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ
Въезжая в зоны ремонта дорог, приближаясь к грязным выездам с проселков и из карьеров, снижайте скорость, будьте готовы к резкому ухудшению сцепных параметров и управляемости, а также к увеличению тормозного пути.
Попав на песок, опасайтесь резких маневров и не надейтесь на ABS – тут она просто не в силах вам посодействовать.
Если пригодится повернуть при торможении юзом, разблокируйте колеса, ослабив нажим на педаль.
Тормозной путь с 60 км/ч у машины с Абс практически на 3 м короче, чем при сбросе скорости юзом. Летом песок на шоссе встречается едва ли не чаще, чем гололед зимой, – к примеру, в зонах ремонта дороги, на затяжных подъемах и спусках, где часто остается с зимы. Тащат его на проезжую часть и грузовики, выползающие из придорожных карьеров; неизменный источник этой «мелкой» неприятности – обочина.
Чтоб оценить всю красота такового «комбинированного» покрытия, попробуем выполнить на нем несколько экстремальных упражнений, которые обычно используем в наших шинных тестах. Жесткая 12-метровая переставка (еще есть 16-, 20- и 24-метровая) – одно из них.
К слову, начиная проводить «шинную» переставку, мы всякий раз убеждаемся, что даже на тщательно подметенном асфальте скорость ее выполнения вырастает от заезда к заезду. Только после 10–15 заездов, когда покрытие, «протертое» шинами, становится незапятнанным, можно получить постоянные результаты. То же самое и в гонках формулы 1: стоит машине чуток сместиться с накатанной линии движения, как гонщику приходится снижать скорость, по другому он рискует вылететь с трассы. Казалось бы, по сторонам асфальт такой же незапятнанный, как и на траектории, но он чуточку светлее – из-за того, что его покрывают мелкие частицы пыли. Они-то и ухудшают (значительно!) сцепление шин с дорогой.
Итак, у нас наибольшая скорость переставки установилась на 68 км/ч. Хорошо для «Лады-112» на шинах 185/60R14. Поведение машины понятное, при выполнении маневра характерен маленький недолговременный занос, увеличивающийся с ростом скорости. Оценка управляемости – 8 баллов (норма).
Сейчас немного присыпем линию движения песочком. Довольно пары лопат, чтоб стало нереально вынудить машину двигаться по намеченной линии движения. При попадании фронтальными колесами на песок чувствуется резкая утрата сцепления – будто бы оказался на льду. Повернуть в первом коридоре нереально, автомобиль упрямо идет прямо даже при повернутой баранке. А попав с песка на чистый асфальт, тут же скачком отстреливает в сторону. Повторение заездов и накопление «знаний» фуррора не приносят – попасть в намеченный коридор никак не удается.
Более возможно повстречать песок на асфальте в зонах дорожного ремонта и выездов с грунтовок и из карьеров. Немножко «разводим» песчаную пролысину и траекторию фронтальных колес на входе – сейчас машина делает маневр увереннее. Но опасность подстерегает во втором коридоре: задние колеса, попав на песок, срываются в резкий и глубокий занос. Но как только попадают на чистый асфальт, занос так же резко прекращается. Высокоскоростное вращение баранки в сторону заноса шофер обязан закончить, по другому машину понесет в другую сторону. При таковой езде больше всего раздражает непредсказуемость поведения автомобиля: как глубочайшим окажется ожидаемый занос, непонятно.
Если подходить к оценке маневренности с обычными аспектами шинного теста, то больше 2-3 баллов за эти судороги поставить никак нельзя. Наибольшая скорость переставки по песку – 59,5 км/ч. Ухудшение против незапятнанного асфальта – 8,5 км/ч. И это после занятий, достаточного количества повторных заездов, с профессионалом за рулем. Неподготовленный шофер в таких критериях вряд ли наберет и 50 км/ч.
Песочная ЛОВУШКА
На присыпанной песком дороге Абс не способен уменьшить тормозной путь. Тормозим, естественно, юзом – при критическом торможении без ABS шофер вряд ли изловит грань блокировки.
Шины дымят, но за чистую дорогу цепляются полностью уверенно. Автомобиль немного уводит вправо – сказывается маленький уклон в сторону обочины. Тормозной путь с 40 км/ч составил 8,4 м.
Рассеиваем по дороге песок и повторяем серию торможений. Сейчас автомобиль приметно разворачивается в ту сторону, где песка под колесами оказалось чуток меньше. Попытка выправить линию движения рулением, естественно, не помогает – колеса-то идут юзом. Тормозной путь составил 9,8 м, другими словами прибавил практически полтора метра по сравнению с чистым асфальтом. Торможение со скорости 60 км/ч на асфальте заняло 18,9 м, а с песком – 22,1 м.
Любопытно, а как скажется песок на тормозном пути автомобиля с ABS? Маневры на чистом асфальте принуждают проникнуться почтением к электронике: тормозной путь нашей «Калины» уложился в 7,1 м – на 1,3 м меньше, чем юзом! При аварии иногда полуметра оказываются спасительными. Естественно, для совсем уж корректного сопоставления и автомобиль, и шины должны быть одними и теми же, но мы не ставили впереди себя задачку сопоставить эффективность торможения «на блоке» и с ABS.
Самое увлекательное, что на песчаной подушке тормозной путь автомобиля с ABS составил… 9,7 м, то есть практически столько же, сколько с заблокированными колесами. Так как торможение на чистом асфальте при разных методах сброса скорости отдало разницу в 1,3 м, то на этом фоне эффективность тормозов на песке можно считать не зависящей от марки шин и типа тормозной системы.
Довольно совершенно малость песка, чтоб автомобиль ушел с намеченной линии движения. В активе ABS, кроме более действенного замедления, остается возможность конфигурации траектории – можно уклониться от препятствия. А в пассиве – существенное повышение тормозного пути при попадании на песчаную подсыпку. При скорости 40 км/ч надбавка составила 2,6 м – более чем полкорпуса автомобиля. При остановке с 60 км/ч тормозной путь на чистом и на присыпанном асфальте – 16,0 и 21,8 м соответственно, то есть удлинение уже на 5,8 м!
Подытоживаем
Песок на асфальте фактически лишает автомобиль маневренности. При этом более небезопасен не толстый равномерный слой песка, приводящий только (!) к резкому понижению сцепления колес с дорогой и распрямлению линии движения в повороте. Куда ужаснее неравномерные наносы: на таком «покрытии» не то что экстремальный маневр выполнить – даже спрогнозировать поведение автомобиля не удается.
ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ
Въезжая в зоны ремонта дорог, приближаясь к грязным выездам с проселков и из карьеров, снижайте скорость, будьте готовы к резкому ухудшению сцепных параметров и управляемости, а также к увеличению тормозного пути.
Попав на песок, опасайтесь резких маневров и не надейтесь на ABS – тут она просто не в силах вам посодействовать.
Если пригодится повернуть при торможении юзом, разблокируйте колеса, ослабив нажим на педаль.