Живы классики ГАЗ-69А
Живы классики: ГАЗ-69А
Опаздываю в район! Там снова совещание партхозактива. Предстоит преодолеть несколько 10-ов км по тому, что в наших широтах именуют дорогами. Отлично, «газик» практически новый, не подведет…
НА ДВА ФРОНТА
Открываю узенькую дверку (кстати, задние и передние одинаковые – унификация!). В памяти сходу всплывают кадры из фильмов юношества: бескрайние целинные поля, терзаемые вьюгой либо играющие высочайшей пшеницей, и высокий статный председатель, скажем, Фома Гордеич, – серьезный, но мудрый, изредка, зато обширно улыбающийся. А вот и другой эпизод: пограничный наряд торопится отловить опасного нарушителя. Финал противоборства заблаговременно известен, но на интересе зрителей это не сказывается…
Для поездки зимой одеваться по нынешней моде – непростительное легкомыслие. Печка-то в машине очень солидная, но греет только на ходу – вентилятора нет. К тому же из салона, укрытого брезентом, через бессчетные щели отлично просматривается улица.
Но тот, кто ездит на «газике» (даже на заднем сиденье – тут, в ГАЗ-69А, оно, кстати, обычное, не продольные лавки, как в обычном 69-м), всегда готов к любым тяготам и лишениям, воинской ли службы либо той, где ведут «битву за урожай». Потому привык пролезать в узенькую дверку (вылезать, кстати, еще труднее) и втискиваться меж дерматиновым сидением и холодным пластмассовым рулем не только в шинели и телогрейке, но время от времени и в тулупе. Педалью газа, практически прижатой к мощному тоннелю кузова, опытные оперировали кто в сапогах, кто в валенках. А я и в обычной, штатской обуви с непривычки давлю поначалу... на тоннель.
Сзади в ГАЗ-69А обычное (относительно!) сидение и двери. Но сначала нужно вынуть кнопку воздушной заслонки (помните,что же все-таки это такое?) и исхитриться правой ногой надавить очень высшую педаль стартера. Прогревшись, нижнеклапанный мотор – аналог «победовского» – работает степенно и ровно. Акклиматизироваться со сцеплением совсем не сложно, хотя усилие, естественно, серьезное – мужское. А вот включение передач в известной мере эталонное. Мы уже стали забывать, какими маленькими и четкими были ходы рычага, когда он заходил конкретно в коробку. Несинхронизированная 1-ая для беззвучного включения просит навыка. Зато у освоивших это нехитрое ремесло есть маленький повод для гордости. Тормоза? Как практически у всех машин тех пор. Поначалу длиннющий свободный – без сопротивления – ход, и вот нога, в конце концов, ощущает суровую преграду, а машина без рвения, очень без охоты начинает замедляться. Для жизни, к которой готовили бойца 2-ух фронтов, нормально…
Совершенно уже опаздываем! Пятидесятисильный мотор разгоняет «газик» быстрее, чем я подразумевал. Околица сзади, до шоссе ехать проселком.
РАЙОННЫЕ БУДНИ
Бойцу и крестьянину тщательно разъяснили премудрости управления коробкой. Тем паче что в те времена словосочетание «освоить автомобиль» еще не вызывало драматичности. «Газик» с включенным фронтальным мостом и «газик» без оного – полностью различные авто. В варианте 4х2 на снежно-ледяном проселке лучше не останавливаться. Чуток маленькая горка либо снег повыше – не тронемся. А если и удастся, суровая с виду машина фривольно закрутит кормой. Зато в полноприводном варианте автомобиль преодолевает бездорожье с упорством медведя, не насытившегося перед спячкой. Если включить первую пониженную (по инструкции, скорость не больше 10 км/ч!), можно заезжать и в совсем жуткие с виду сугробы. Только нужно быть готовым к тому, что поворачивает машина с включенным фронтальным мостом, но без всяких блокировок очень уж без охоты. Ни о каком резвом маневрировании не может быть и речи!
Справа и слева от спидометра – внешние лампочки подсветки. Изнутри приборы не освещались! По ровненькому проселку можно расслабленно держать скорость 50 и даже 60 км/ч. Но тут и понимаешь: «козликом» машину окрестили не для красноватого словца. Подсознательно посильнее сжимаешь руками руль, чтоб не улететь с сиденья и не треснуться головой о поперечину тента, нога соскальзывает с педали акселератора. Ну... козел! Но в этом слове нет ничего бранного! Тем паче с деревенской точки зрения. Коза, пусть и своенравна да прыгуча, дает молоко. Ну а козел участвует в производстве козлят.
Выпрыгнули на шоссе, а здесь полностью можно идти со скоростью 70–80 км/ч. Но и в таком, учебном по нынешним временам, режиме чувств хватает. Шум от мотора и трансмиссии (какие уж там зубастые шины!) приучивает к вырабатыванию командного голоса и общению с попутчиками на повышенных тонах. На прямой машина стоит на удивление прочно, а вот в поворотах стоит быть максимально усмотрительным. Дело не только в кренах. За поворотом руля своенравный «козлик» следует очень без охоты и медленно. А нащупывать линию движения баранкой с таким люфтом (не неисправность, норма!) – занятие частично интересное, однако не всегда неопасное.
Ровная ПЕРЕДАЧА
Фара-искатель – для жизни, которой предстояло жить машине, функция совсем не лишняя. ГАЗ-69 и -69А стояли на конвейере практически 20 лет – от эры прохладной войны до времен «разрядки и мирного сосуществования 2-ух систем». Кстати, эта машина как раз из того мира – 1971 года выпуска.
Естественно, в первую очередь «газик» делали для армии, которая вновь собиралась биться, на сей раз с бывшими союзниками. Позже уже шли колхозники, геологи и строители, для которых таковой автомобиль тотчас тоже был единственным, способным посодействовать, а иногда и спасти. Ну а тот, кто ездил на «газике» с шофером, в глазах окружающих уже достигнул определенного положения в колхозно-совхозном, а то и в районном масштабе!
Багажником это можно именовать с натяжкой. Ну и инструмент необыкновенный, частично даже суровый. Сейчас, смотря на эти «железистые» двери и грубый тент, на спартанские сидения, ощущая неподатливость органов управления, тяжело поверить, что ульяновские машины продавали в 22 страны! Естественно, большая часть этих стран не занимали на автомобильной карте мира главных позиций. Тем не менее, кроме братьев по социалистическому лагерю, ГАЗ-69 брали, скажем, братья Марторелли, сбывавшие их в Италии.
Упор и фиксатор для опускающегося на капот ветрового стекла. На одной из табличек, украшающих приборную панель, 3-я передача названа подзабытым сейчас эпитетом «прямая». Очень не плохое определение характера 69-го! Он поразительно похож на председателя из тех старенькых фильмов – добросовестный, гласит, что задумывается, работает много, хлюпиков не терпит. Звезд с неба не хватает, институтов и академий не оканчивал. То, за что берется, делает радиво, чего не может – доверяет агроному либо образованной учительнице. Если с таким отыскать общий язык, будешь ощущать себя расслабленно и надежно, как за каменной стенкой. Про таких обычно писали и снимали обыкновенные истории…
Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Дмитрия Октябрьского, музей «Моторы Октября» и реставрационную мастерскую «Олдтаймер сервис».
Восьмиместный ГАЗ-69 и пятиместный ГАЗ-69А выпускали в Горьком с 1952 года. Макеты носили имя «Труженик». По двигателю (2,1 л, 52 л.с.) и трехступенчатой коробке автомобиль очень унифицирован с «Победой» ГАЗ М-20.
С 1954 по 1972 год авто выпускали в Ульяновске. На капоте была выштамповка «УАЗ», но официально машины обозначались как и раньше аббревиатурой ГАЗ. На часть экПодвесканых автомобилей ставили 2,4-литровые моторы мощностью 62 и 66 л.с. На базе ГАЗ-69 сделали макеты ГАЗ-69Б и ГАЗ-19 (последний – с приводом только на задние колеса) с цельнометаллическим кузовом; подобные вэдовые машины ТА-24 в небольших количествах выпускали в Тарту. По лицензии ГАЗ-69 делали в КНДР и Румынии (АРО-461).
Опаздываю в район! Там снова совещание партхозактива. Предстоит преодолеть несколько 10-ов км по тому, что в наших широтах именуют дорогами. Отлично, «газик» практически новый, не подведет…
НА ДВА ФРОНТА
Открываю узенькую дверку (кстати, задние и передние одинаковые – унификация!). В памяти сходу всплывают кадры из фильмов юношества: бескрайние целинные поля, терзаемые вьюгой либо играющие высочайшей пшеницей, и высокий статный председатель, скажем, Фома Гордеич, – серьезный, но мудрый, изредка, зато обширно улыбающийся. А вот и другой эпизод: пограничный наряд торопится отловить опасного нарушителя. Финал противоборства заблаговременно известен, но на интересе зрителей это не сказывается…
Для поездки зимой одеваться по нынешней моде – непростительное легкомыслие. Печка-то в машине очень солидная, но греет только на ходу – вентилятора нет. К тому же из салона, укрытого брезентом, через бессчетные щели отлично просматривается улица.
Но тот, кто ездит на «газике» (даже на заднем сиденье – тут, в ГАЗ-69А, оно, кстати, обычное, не продольные лавки, как в обычном 69-м), всегда готов к любым тяготам и лишениям, воинской ли службы либо той, где ведут «битву за урожай». Потому привык пролезать в узенькую дверку (вылезать, кстати, еще труднее) и втискиваться меж дерматиновым сидением и холодным пластмассовым рулем не только в шинели и телогрейке, но время от времени и в тулупе. Педалью газа, практически прижатой к мощному тоннелю кузова, опытные оперировали кто в сапогах, кто в валенках. А я и в обычной, штатской обуви с непривычки давлю поначалу... на тоннель.
Сзади в ГАЗ-69А обычное (относительно!) сидение и двери. Но сначала нужно вынуть кнопку воздушной заслонки (помните,что же все-таки это такое?) и исхитриться правой ногой надавить очень высшую педаль стартера. Прогревшись, нижнеклапанный мотор – аналог «победовского» – работает степенно и ровно. Акклиматизироваться со сцеплением совсем не сложно, хотя усилие, естественно, серьезное – мужское. А вот включение передач в известной мере эталонное. Мы уже стали забывать, какими маленькими и четкими были ходы рычага, когда он заходил конкретно в коробку. Несинхронизированная 1-ая для беззвучного включения просит навыка. Зато у освоивших это нехитрое ремесло есть маленький повод для гордости. Тормоза? Как практически у всех машин тех пор. Поначалу длиннющий свободный – без сопротивления – ход, и вот нога, в конце концов, ощущает суровую преграду, а машина без рвения, очень без охоты начинает замедляться. Для жизни, к которой готовили бойца 2-ух фронтов, нормально…
Совершенно уже опаздываем! Пятидесятисильный мотор разгоняет «газик» быстрее, чем я подразумевал. Околица сзади, до шоссе ехать проселком.
РАЙОННЫЕ БУДНИ
Бойцу и крестьянину тщательно разъяснили премудрости управления коробкой. Тем паче что в те времена словосочетание «освоить автомобиль» еще не вызывало драматичности. «Газик» с включенным фронтальным мостом и «газик» без оного – полностью различные авто. В варианте 4х2 на снежно-ледяном проселке лучше не останавливаться. Чуток маленькая горка либо снег повыше – не тронемся. А если и удастся, суровая с виду машина фривольно закрутит кормой. Зато в полноприводном варианте автомобиль преодолевает бездорожье с упорством медведя, не насытившегося перед спячкой. Если включить первую пониженную (по инструкции, скорость не больше 10 км/ч!), можно заезжать и в совсем жуткие с виду сугробы. Только нужно быть готовым к тому, что поворачивает машина с включенным фронтальным мостом, но без всяких блокировок очень уж без охоты. Ни о каком резвом маневрировании не может быть и речи!
Справа и слева от спидометра – внешние лампочки подсветки. Изнутри приборы не освещались! По ровненькому проселку можно расслабленно держать скорость 50 и даже 60 км/ч. Но тут и понимаешь: «козликом» машину окрестили не для красноватого словца. Подсознательно посильнее сжимаешь руками руль, чтоб не улететь с сиденья и не треснуться головой о поперечину тента, нога соскальзывает с педали акселератора. Ну... козел! Но в этом слове нет ничего бранного! Тем паче с деревенской точки зрения. Коза, пусть и своенравна да прыгуча, дает молоко. Ну а козел участвует в производстве козлят.
Выпрыгнули на шоссе, а здесь полностью можно идти со скоростью 70–80 км/ч. Но и в таком, учебном по нынешним временам, режиме чувств хватает. Шум от мотора и трансмиссии (какие уж там зубастые шины!) приучивает к вырабатыванию командного голоса и общению с попутчиками на повышенных тонах. На прямой машина стоит на удивление прочно, а вот в поворотах стоит быть максимально усмотрительным. Дело не только в кренах. За поворотом руля своенравный «козлик» следует очень без охоты и медленно. А нащупывать линию движения баранкой с таким люфтом (не неисправность, норма!) – занятие частично интересное, однако не всегда неопасное.
Ровная ПЕРЕДАЧА
Фара-искатель – для жизни, которой предстояло жить машине, функция совсем не лишняя. ГАЗ-69 и -69А стояли на конвейере практически 20 лет – от эры прохладной войны до времен «разрядки и мирного сосуществования 2-ух систем». Кстати, эта машина как раз из того мира – 1971 года выпуска.
Естественно, в первую очередь «газик» делали для армии, которая вновь собиралась биться, на сей раз с бывшими союзниками. Позже уже шли колхозники, геологи и строители, для которых таковой автомобиль тотчас тоже был единственным, способным посодействовать, а иногда и спасти. Ну а тот, кто ездил на «газике» с шофером, в глазах окружающих уже достигнул определенного положения в колхозно-совхозном, а то и в районном масштабе!
Багажником это можно именовать с натяжкой. Ну и инструмент необыкновенный, частично даже суровый. Сейчас, смотря на эти «железистые» двери и грубый тент, на спартанские сидения, ощущая неподатливость органов управления, тяжело поверить, что ульяновские машины продавали в 22 страны! Естественно, большая часть этих стран не занимали на автомобильной карте мира главных позиций. Тем не менее, кроме братьев по социалистическому лагерю, ГАЗ-69 брали, скажем, братья Марторелли, сбывавшие их в Италии.
Упор и фиксатор для опускающегося на капот ветрового стекла. На одной из табличек, украшающих приборную панель, 3-я передача названа подзабытым сейчас эпитетом «прямая». Очень не плохое определение характера 69-го! Он поразительно похож на председателя из тех старенькых фильмов – добросовестный, гласит, что задумывается, работает много, хлюпиков не терпит. Звезд с неба не хватает, институтов и академий не оканчивал. То, за что берется, делает радиво, чего не может – доверяет агроному либо образованной учительнице. Если с таким отыскать общий язык, будешь ощущать себя расслабленно и надежно, как за каменной стенкой. Про таких обычно писали и снимали обыкновенные истории…
Редакция благодарит за предоставленный автомобиль Дмитрия Октябрьского, музей «Моторы Октября» и реставрационную мастерскую «Олдтаймер сервис».
Восьмиместный ГАЗ-69 и пятиместный ГАЗ-69А выпускали в Горьком с 1952 года. Макеты носили имя «Труженик». По двигателю (2,1 л, 52 л.с.) и трехступенчатой коробке автомобиль очень унифицирован с «Победой» ГАЗ М-20.
С 1954 по 1972 год авто выпускали в Ульяновске. На капоте была выштамповка «УАЗ», но официально машины обозначались как и раньше аббревиатурой ГАЗ. На часть экПодвесканых автомобилей ставили 2,4-литровые моторы мощностью 62 и 66 л.с. На базе ГАЗ-69 сделали макеты ГАЗ-69Б и ГАЗ-19 (последний – с приводом только на задние колеса) с цельнометаллическим кузовом; подобные вэдовые машины ТА-24 в небольших количествах выпускали в Тарту. По лицензии ГАЗ-69 делали в КНДР и Румынии (АРО-461).