АНТИКИЛЛЕР
АНТИКИЛЛЕР
"Урал" - автомобиль фронтального края и издавна заслужил почтение в войсках. Даже капотный КамАЗ, более современный и симпатичный, не способен превзойти боевые награды ветерана. А сейчас появилась его особая модификация - "Урал-432009" с бронированной кабиной.
БРУСТВЕР НА КАПОТЕ
Экипажам бескапотников - ГАЗ-66 и КамАЗов - минная война не оставляла никаких шансов. В наилучшем положении оказывались водители ЗИЛ-131, КрАЗов и, естественно, "уралов". Пусть взрывом отрывало фронтальное колесо с цапфой, шофер получал контузию, но даже на хромом автомобиле нередко удавалось выкарабкаться из-под обстрела. Только бензиновый ЗИЛ - бочка с порохом, а КрАЗ копотлив и неповоротлив. "Урал" с камазовским дизелем, по последней мере, свободен от этих заморочек, а уберечься от пуль водителю помогала солдатская находчивость - мешки с песком на капоте и крыльях, бронежилеты на дверцах. Хоть малость, но они выручали.
Значительно сделать лучше защиту экипажа удалось посреди 80-х годов локальным бронированием кабины и мотоотсека - совместной разработкой военных и промышленных инженеров. Метод издавна узнаваемый - бронелистом защищали еще кабины "студебекеров" со известными "катюшами". Да и недочеты такового бронирования известны не ужаснее: плохой обзор через смотровые щели, резвое провисание петель и поломки замков утяжеленных дверей, уязвимость соединений панелей. В горячих спорах о реформировании армии, ее переводе на контрактную базу страна дожила до Чечни. К той поре выведенную из соцлагеря "лишнюю" колесную и гусеничную технику порезали на металлолом, и внезапно выяснилось, что на новейшую средств нет. Война, как обычно, застала врасплох. Поэтому и пришлось вести войну в горах морской пехоте и ездить по минированным дорогам на гибельных бескапотниках.
БРОНЯ КРЕПКА
Бронированный "Урал" - инициатива завода, а если без команды сверху, то и без финансирования программки. Работать с броней помогали другие уральские фабрики.
Эстеты отметят нехорошую обзорность (маловаты, мол, бронестекла), плохо зачищенные сварные швы, грубые ручки дверей и, о кошмар, непрошпаклеванный бронелист. Зато военные сходу оценили массивные сейфовые двери с крепкими петлями и замками, амбразуры для ведения ответного огня. Пол кабины, задняя стена и крыша тоже из бронелиста, в крыше - бронированный лючок, читай - пулеметное гнездо. Не считая того, это аварийный выход, через него просто выкарабкаться из опрокинувшейся машины - томную дверь поднять не каждому под силу.
Кабина стала двухместной, с раздельными спартанскими сиденьями. Так выкроили место под спецоборудование: приборы ночного видения, радиационной и хим разведки и т. п., но военные молвят, что нужно предугадать штатное место к тому же для армейской радиостанции. Не считая обыкновенной "печки", монтируют фильтро-вентиляционную установку (ФВУ).
Движок, ярославскую "восьмерку", попытались укрыть не ужаснее, чем экипаж. Ведь он должен вывезти из хоть какой передряги: "стальная маска" на радиаторе, боковины и капот из бронелиста. Классические "ураловские" пружины таковой капот, естественно, не удержат, потому его оснастили фиксатором, а в закрытом положении укрепляют 2-мя барашками - так надежнее. Бронирование ящика с аккумом и топливного бака тоже добавило живучести ветерану, только почему-либо остались беззащитными заливная горловина и дополнительный бак.
Бронированная кабина еще тяжелее обыкновенной, поэтому переднюю подвеску усилили, но машина идет мягко, а излишние полтонны "Урал" даже не ощутил.
Бронекабину можно установить на обыденную машину даже в критериях дивизионного рембата. В этом есть смысл - кабина стоит 400-500 тыс. рублей, а бронеавтомобиль - 1,5 млн. Вобщем, за эти Энциклопедия грузовых автомобилей под тент платформы установят к тому же бронированный модуль на 15-20 бойцов. Уровень комфорта - армейский, снутри только древесные лавки, но все функционально, есть бойницы, а двери оборудованы сильными замками с внутренней блокировкой.
Подобные модули на "уралах" с локальной защитой кабины уже пару лет применяет в Чечне спецназ внутренних войск. Нередко машины ворачивались с задания обгоревшие, без воздуха в тормозной системе, с рваными в лоскутки шинами и бессчетными пулевыми отметинами на броне, но с живым экипажем.
При высочайшей живучести шасси, неплохой скорости и бронезащите, комфортной и резвой, по сопоставлению с БТР, посадке-высадке еще есть одно достоинство у таких машин. Хотя на войне ресурс измеряется не километрами, а днями, проведенными на передовой, но БТР-80 посылают в капремонт уже при пробеге 50 тыс. км, а "Урал" прогуливается все двести, другими словами эксплуатация оказывается дешевле. На пробу одну машину с бронекабиной приобрели пограничники, одна несет службу в Чечне, во внутренних войсках, и все... Инициатива пошла снизу. Видимо, вспомнив, как в давнешние времена всей станицей собирали в поход казака-бедняка - брали жеребца, шашку и брюки с лампасами, УВД Тюменской области на паях с администрацией решило закупить пару таких машин для собственного ОМОНа, не вылезающего из чеченских командировок.
Естественно, для разведывательно-дозорных целей в мире выпускают специальную технику, в большинстве случаев на шасси автомобилей гораздо меньше - "Хаммер", "Ленд-Ровер Дефендер", но в русской армии всегда в чести была универсальность: шинель - на все времена года, сапоги - ежедневная обувь, она же парадно-выходная и Подвескаивная. Поэтому и впрягают "Урал" в несвойственную для него работу, а он ее все равно тянет. И не оттого, что в крови у него тяга к военным приключениям, - просто в войсках достойной кандидатуры ему пока нет и когда появится - непонятно. А воевать-то приходится уже сейчас.
ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ
"Урал" - автомобиль фронтального края и издавна заслужил почтение в войсках. Даже капотный КамАЗ, более современный и симпатичный, не способен превзойти боевые награды ветерана. А сейчас появилась его особая модификация - "Урал-432009" с бронированной кабиной.
БРУСТВЕР НА КАПОТЕ
Экипажам бескапотников - ГАЗ-66 и КамАЗов - минная война не оставляла никаких шансов. В наилучшем положении оказывались водители ЗИЛ-131, КрАЗов и, естественно, "уралов". Пусть взрывом отрывало фронтальное колесо с цапфой, шофер получал контузию, но даже на хромом автомобиле нередко удавалось выкарабкаться из-под обстрела. Только бензиновый ЗИЛ - бочка с порохом, а КрАЗ копотлив и неповоротлив. "Урал" с камазовским дизелем, по последней мере, свободен от этих заморочек, а уберечься от пуль водителю помогала солдатская находчивость - мешки с песком на капоте и крыльях, бронежилеты на дверцах. Хоть малость, но они выручали.
Значительно сделать лучше защиту экипажа удалось посреди 80-х годов локальным бронированием кабины и мотоотсека - совместной разработкой военных и промышленных инженеров. Метод издавна узнаваемый - бронелистом защищали еще кабины "студебекеров" со известными "катюшами". Да и недочеты такового бронирования известны не ужаснее: плохой обзор через смотровые щели, резвое провисание петель и поломки замков утяжеленных дверей, уязвимость соединений панелей. В горячих спорах о реформировании армии, ее переводе на контрактную базу страна дожила до Чечни. К той поре выведенную из соцлагеря "лишнюю" колесную и гусеничную технику порезали на металлолом, и внезапно выяснилось, что на новейшую средств нет. Война, как обычно, застала врасплох. Поэтому и пришлось вести войну в горах морской пехоте и ездить по минированным дорогам на гибельных бескапотниках.
БРОНЯ КРЕПКА
Бронированный "Урал" - инициатива завода, а если без команды сверху, то и без финансирования программки. Работать с броней помогали другие уральские фабрики.
Эстеты отметят нехорошую обзорность (маловаты, мол, бронестекла), плохо зачищенные сварные швы, грубые ручки дверей и, о кошмар, непрошпаклеванный бронелист. Зато военные сходу оценили массивные сейфовые двери с крепкими петлями и замками, амбразуры для ведения ответного огня. Пол кабины, задняя стена и крыша тоже из бронелиста, в крыше - бронированный лючок, читай - пулеметное гнездо. Не считая того, это аварийный выход, через него просто выкарабкаться из опрокинувшейся машины - томную дверь поднять не каждому под силу.
Кабина стала двухместной, с раздельными спартанскими сиденьями. Так выкроили место под спецоборудование: приборы ночного видения, радиационной и хим разведки и т. п., но военные молвят, что нужно предугадать штатное место к тому же для армейской радиостанции. Не считая обыкновенной "печки", монтируют фильтро-вентиляционную установку (ФВУ).
Движок, ярославскую "восьмерку", попытались укрыть не ужаснее, чем экипаж. Ведь он должен вывезти из хоть какой передряги: "стальная маска" на радиаторе, боковины и капот из бронелиста. Классические "ураловские" пружины таковой капот, естественно, не удержат, потому его оснастили фиксатором, а в закрытом положении укрепляют 2-мя барашками - так надежнее. Бронирование ящика с аккумом и топливного бака тоже добавило живучести ветерану, только почему-либо остались беззащитными заливная горловина и дополнительный бак.
Бронированная кабина еще тяжелее обыкновенной, поэтому переднюю подвеску усилили, но машина идет мягко, а излишние полтонны "Урал" даже не ощутил.
Бронекабину можно установить на обыденную машину даже в критериях дивизионного рембата. В этом есть смысл - кабина стоит 400-500 тыс. рублей, а бронеавтомобиль - 1,5 млн. Вобщем, за эти Энциклопедия грузовых автомобилей под тент платформы установят к тому же бронированный модуль на 15-20 бойцов. Уровень комфорта - армейский, снутри только древесные лавки, но все функционально, есть бойницы, а двери оборудованы сильными замками с внутренней блокировкой.
Подобные модули на "уралах" с локальной защитой кабины уже пару лет применяет в Чечне спецназ внутренних войск. Нередко машины ворачивались с задания обгоревшие, без воздуха в тормозной системе, с рваными в лоскутки шинами и бессчетными пулевыми отметинами на броне, но с живым экипажем.
При высочайшей живучести шасси, неплохой скорости и бронезащите, комфортной и резвой, по сопоставлению с БТР, посадке-высадке еще есть одно достоинство у таких машин. Хотя на войне ресурс измеряется не километрами, а днями, проведенными на передовой, но БТР-80 посылают в капремонт уже при пробеге 50 тыс. км, а "Урал" прогуливается все двести, другими словами эксплуатация оказывается дешевле. На пробу одну машину с бронекабиной приобрели пограничники, одна несет службу в Чечне, во внутренних войсках, и все... Инициатива пошла снизу. Видимо, вспомнив, как в давнешние времена всей станицей собирали в поход казака-бедняка - брали жеребца, шашку и брюки с лампасами, УВД Тюменской области на паях с администрацией решило закупить пару таких машин для собственного ОМОНа, не вылезающего из чеченских командировок.
Естественно, для разведывательно-дозорных целей в мире выпускают специальную технику, в большинстве случаев на шасси автомобилей гораздо меньше - "Хаммер", "Ленд-Ровер Дефендер", но в русской армии всегда в чести была универсальность: шинель - на все времена года, сапоги - ежедневная обувь, она же парадно-выходная и Подвескаивная. Поэтому и впрягают "Урал" в несвойственную для него работу, а он ее все равно тянет. И не оттого, что в крови у него тяга к военным приключениям, - просто в войсках достойной кандидатуры ему пока нет и когда появится - непонятно. А воевать-то приходится уже сейчас.
ФОТО: АЛЕКСАНДР КУЛЬНЕВ