Большая сила малеханького толкателя
Большая сила малеханького толкателя
Сейчас в мире всераспространен самый обычный и дешевенький привод клапанов – прямой с плоскими толкателями. К огорчению, на дешевизне и технологичности сборки его достоинства завершаются. По способности варьирования фаз газораспределения прямой привод очень уступает старенькым, с одноплечими рычагами (рокерами) либо коромыслами. Но есть метод переработать прямой привод. Думаю, он заинтригует многих автовладельцев, а сначала – тюнеров. Прошу обожать и жаловать: RX-система.
Заглавие системы складывается из 2-ух слов – Radius Fix, другими словами «радиусные зафиксированные» толкатели. На рисунке видны главные их отличия от обыденных плоских цилиндрических толкателей – радиусная рабочая поверхность и профильная направляющая.
У толкателей такового типа масса преимуществ. Чтоб не углубляться в технические дебри, отметим главные моменты. У радиусных толкателей нет ограничения по скорости подъема кулачков, при этом кулачок никогда не выходит за границы рабочей поверхности толкателя. Не считая того, новые толкатели снимают ограничение по контактным напряжениям на верхушке кулачка. Означает, при проектировании профиля кулачка можно выбирать подъем и фазу открытия клапана без массы ограничений стандартной пары «кулачок – тонкий толкатель». На практике у мотора с RX-толкателями возрастает вращающий момент во всем спектре оборотов – от самого «низа» до «верха», выравнивается «полка» вращающего момента, холостой ход становится ровнее даже при уменьшенных оборотах, понижается шум. У Подвескаивного мотора, работающего до 9000 об/мин, рабочая зона может начинаться уже от 2000 об/мин. Естественно, толкатели дают самую большую отдачу со особыми распредвалами. Потому новый вид толкателя привел к возникновению «системы», другими словами комплекса устройств.
Это изобретение Анатолия Павловича Рожкова, известного конструктора-двигателиста, разработчика большинства распредвалов, используемых в тюнинге российских машин. Больше того, Анатолий Павлович изобрел новый профиль кулачка, который взял на вооружение ВАЗ.
1-ые эталоны толкателей появились в 1987 году, пару лет ушло на поиски хорошей формы направляющей поверхности. В 1994 году конструкцию запатентовали. Еще пару лет ушло у Рожкова на отладку технологии производства RX-толкателей и метода «прошивки» (другими словами придания особенной формы) направляющих ГБЦ. Пригодилось время и на разработку распредвалов под новейшую геометрию толкателей. RX-система создавалась с нуля! Казалось бы, автозаводы должны были проявить большой энтузиазм доведенной и испытанной конструкции, но, как досадно бы это не звучало, с конвейеров все также сходят моторы с обыкновенными плоскими толкателями. Но что не способен совершить гиганты, время от времени достаточно просто могут освоить маленькие компании. За RX-толкатели взялись на столичном предприятии ОКБ «Динамика». Анатолий Павлович Рожков управляет проектом.
RX1, по данным ОКБ «Динамика», позволяет прирастить наивысшую мощность мотора 21083 до 90 л.с. при 5700 об/мин и вращающий момент до 13,5 кгс.м при 3000 об/мин. Разгон до 100 км/ч у автомобиля займет 11 секунд, наибольшая скорость составит 185 км/ч. Средний расход горючего – 9 л на 100 км. Автомобиль легче ускоряется на хоть какой передаче, а нагрузки на движок понижаются. Не стоит разъяснять, как это принципиально.
В качестве примера нам проявили автомобиль с RX-толкателями, распредвалом RX3, титановыми клапанами, доведенными камерой сгорания и каналами головки. Представьте степень изумления, когда оказалось, что это ВАЗ-1113 2002 года.
На холостом ходу 750-кубовый движок фактически не вибрирует и шумит существенно слабее обыденного, электрический тахометр указывает всего 700 об/мин. Машинка более уверенно трогается с низких оборотов, даже в горку, отлично разгоняется на хоть какой передаче. Мощность мотора составляет около 45 л.с., наибольшая скорость – 140 км/ч. Но более животрепещуща и обещает быть еще эффективней разработка RX-системы для 16-клапанного мотора, к примеру для ВАЗ-2112.
Еще есть разработки ОКБ «Динамика», которые заслуживают особенного внимания. О неких из их мы поведаем в последующих выпусках.
Дополнительная информация - на веб-сайте www.dynacams.ru