Забавы юных
Забавы юных
Этим занимаются спецы, понимающие все о процессе сгорания, заполнения цилиндров, опережения зажигания и т.д. А таких мастеров по пальцам можно перечесть.
Откуда берется лишняя мощность при тюнинге? Дело в том, что стандартная программка изготовлена с упором на экономичность и экологичность. А здесь – работу мотора меняют, увеличивая топливоподачу. Экономичность и экология, конечно, мучаются. Чего не может допустить производитель. Но могут частники.
Тюнинг можно условно поделить на три уровня. 1-ый – легкий. Снимаем с автомобиля контроллер, на программаторе записываем в него новейшую программку. Так поступают с контроллерами типа «Январь» 5-й серии. На контроллере Bosch нужно вскрыть крышку блока и вытащить микросхему. А заместо нее воткнуть другую, но с новейшей программкой. Цена переделки – от 600 до 1000 руб. Так поступают как на 8-, так и на 16-клапанных движках без каталитического нейтрализатора и датчика кислорода.
Переделка автомобиля с нейтрализатором обойдется дороже приблизительно на 350–450 руб., придется поменять глушитель с каталитическим нейтрализатором на обыденный. Можно сберечь только на выпускной трубе, вышибить из нее начинку. Правда, пустой нейтрализатор будет резонировать на переходных режимах мотора. Датчик кислорода остается в приемной трубе в роли заглушки – сейчас он не работает. Подменой программки можно достигнуть роста мощности на 3–4%. Расход горючего вырастет примерно на 0,5–1 л, а в предельных случаях – 1,5–2 л.
2-ой уровень – углубленный. Не считая подмены микросхемы устанавливают распредвал с модифицированными фазами и огромным радиусом кулачка. Вариантов комплектации много, каждому валу нужна своя программка. Созданием валов занимаются несколько компаний. В комплекте с валом имеет смысл приобрести и разрезную шестерню привода ГРМ – ведь не считая фаз ГРМ будет нужно еще отрегулировать ход толкателя клапана по индикатору. Работы по установке распредвала и подмене программки обойдутся в 5600–6200 руб., а на 16-клапанном моторе – в 11 000 руб. Подменой валов можно достигнуть роста мощности на 8–10%. При всем этом расход горючего вырастает до 10 л на сотку.
3-ий уровень – глубочайший. В движке меняют коленвал, поршни, шатуны, дорабатывают головку блока. Рабочий объем возрастает до 1,6 л. Цена работ – от 18 000 до 27 000 руб. А если поставить более высочайший блок, то рабочий объем можно прирастить до 1,8 л.
Где же брать программки? Можно из Веба. Если версия бесплатная, возможность получить неплохую мала. Если за Энциклопедия грузовых автомобилей (от 300 до 600 руб.), торговец даст гарантию. Можно отыскать программку в автосервисе, магазине либо на рынке. Идеальный вариант – автосервис, где все покажут, растолкуют и установят программку с гарантией. Мы приобрели один контроллер для «десятки» с 16-клапанным движком. В магазине побоялись (не нажить бы заморочек с обменом блока). Дело в том, что для возврата торговцы требуют справку из автосервиса о неисправности блока. А пойди обоснуй, что он неисправен, если мотор пускается?
На рынке справки не необходимы. Контроллер «Январь-2112-1411020-41» под заглавием «Подвеска» (номер прошивки J5V07R61) мы приобрели на авто рынке в Кунцеве. Торговец божился, что мотор оживится, а запуск станет легким, и заодно уменьшится расход горючего. И что вы думаете – автомобиль и впрямь поехал шустрее! Но при разгоне страшно детонировал, а расход горючего подпрыгнул до 11 л. Чудо-блок мы возвратили на рынок. Отлично, Энциклопедия грузовых автомобилей получили назад без скандала. Словом, желаете поставить грамотную программку, обращайтесь к спецам.
Фото Александра КУЛЬНЕВА
Благодарим фирму «АВТО 99» за помощь в подготовке материала.