Танк Т-34 Огнем и маневром
Сколько ни написано о войне, закончившейся 65 годов назад, и об этом танке - всего не поведать и уж тем паче не ощутить. Да и уйти от этой темы нереально
Приказ седоватого, нахмуренного полковника из старенького, 1968 года кинофильма «На войне, как на войне» почему-либо врезался в память раз и навечно: «Поддержите нас огнем и маневром!»…
С трудом, задевая всем, чем можно, за все, что можно, протиснувшись на место механика-водителя, пристраиваюсь к неловким педалям, пробую справиться с рычагом переключения передач, как будто приваренным к полу. Давлю кнопку. Кратко и глухо проухал стартер и машина заполнилась ревом старенького, но бодренького 500-сильного дизеля. Огня сейчас не будет, а вот поддержать маневром тех, кто вел войну на таких машинах более 65 годов назад, попробуем.
ПРИЗЫВА 1940-ГО
Сейчас тяжело представить, что машина, признанная выдающейся бессчетными историками, политиками, военными – от Черчилля до Гудериана - добиралась до сборочного потока и воинских частей совершенно не просто. У детища конструкторов Харьковского паровозостроительного завода во главе с Мишей Ильичем Кошкиным нашлось много врагов – уж очень необычен танк, работы над которым начали в 1938-м. Машина вышла не по привычке тяжеленной, так как имела защиту не только лишь от стрелкового орудия, как прошлые массовые русские танки. С недоверием относились и к дизелю, и к отсутствию… колес. Ведь СССР будет «бить неприятеля на его своей территории», а означает - танки скорым маршем пойдут по европейским шоссе. Вспоминал ли кто-либо эти планы ужасной осенью 1941-го либо томным летом 1942-го? Если и вспоминали, то с горечью…
В 1938-м будущая война виделась по-другому. Но у харьковских конструкторов, к счастью, нашлись сторонники в армии. За опытным прототипом Т-46-5 последовал А-20 с дизелем В-2. Потом сделали макеты А-32, в том числе с сильной 76-миллиметровой пушкой, а сначала 1940-го - вариант с более толстой броней А-34. Конкретно он после маленьких доработок и стал серийным Т-34.
Окончательное решение о выпуске машины приняли в Москве, в марте 1940-го. Из Харькова, чтобы провести завершающий шаг испытаний, танки погнали в столицу… своим ходом. После показа высокому управлению и испытаний на полигоне в подмосковной Кубинке машины вновь без помощи других ушли на «паровозостроительный». Общий пробег составил около 2800 км. В этой поездке промозглой весной 1940-го Кошкин получил пневмания, ставшее роковым. В сентябре 1940-го профессиональный конструктор погиб, но его машина, к счастью, уже стала серийной.
Т-34 оснащали пулеметом ДТ калибра 7,62 мм. Под ним – запасные траки.
К июню 1941-го сделали около 1000 Т-34. По требованиям военных готовили модернизированный вариант: а именно, старались сделать лучше не очень комфортное рабочее место водителя. Но 24 июня нарком обороны С.Тимошенко и начальник генштаба Красноватой Армии Г.Жуков востребовали увеличивать создание серийных машин. Время для тестов неподходящее: через 6 дней немцы вошли в Минск, через месяц с маленьким - в Смоленск…
СИГНАЛ К АТАКЕ
В фильмах юношества и молодости работа танкистов смотрелась некий лихой и даже романтичной. Одна из немногих картин, более-менее близко передающих труд 4 людей в тесноватой бронированной коробке, заполненный ревом мотора, грохотом выстрелов, раскаленной пороховой гарью – та работа режиссера Виктора Трегубовича «На войне, как на войне». Там, правда, ведут войну в самоходке, но сущности это не меняет. У нас здесь, в 2010-м - ни выстрелов, ни гари, ни тем паче риска попасть на мину либо оказаться мишенью «Тигра»…
Место наводчика. Левое колесо отвечает за поворот башни, правое – за движение ствола. Были и электроприводы, но почаще стрелки работали вручную – так надежнее, ну и поточнее.
Отжал тугое сцепления, с трудом всадил первую, рычаги стопроцентно на себя (водители-знатоки этой машины молвят: усилие до 70 кг!), сейчас можно кинуть сцепление и, добавляя газ, отпускать рычаги вперед. Поехали! Только делать это необходимо бы еще резвее! Какая уж здесь атака? Даже с открытым лючком шофер среднего роста обязан пригибать голову, чтоб созидать дорогу перед самым носом машины. Как ехать, когда лючок закрыт? И сколько трениться, пока научишься с толком действовать непокладистой «кочергой» коробки?
Правда, рычагами, тормозящими фрикционы, работать нетрудно. Потянул левый – машина повернула даже послушней, чем ожидал. Очевидно, Т-34 умеет разворачиваться на месте – один из рычагов до конца на себя и добавить газу. Только не по привычке обдумывать, что кое-где там сверху поворачивается и ствол.
Круглая педаль за правым рычагом – газ, левая – сцепление, в центре – горный тормоз. Слева от рычага правого фрикциона ручка, которой устанавливают малые обороты мотора. Справа - рычаг переключения передач, еще правее – магазины для пулемета.
Справа – стрелок-радист, под ногами которого лючок для критической эвакуации. Но, обычно, он оказывался бесполезен, в особенности если машина вставала в колее. Молвят, ловкий радист ухитрялся покинуть танк через лючок водителя чуть не ранее его самого. Сзади-сверху еще трое (в Т-34-85 экипаж прирастили, освободив командира от функций наводчика). Командир слева, выше всех, на откидной табуретке – «насесте». Под ним, практически головой меж его коленями – наводчик, а справа – заряжающий. Гильзы выскакивают как раз меж ним и командиром. Отлично еще, что у гусеничной машины восхитительная плавность хода. По другому было бы совершенно неясно, как здесь можно вести войну – во что-то целиться и попадать!
Прохладный ветер дует в лицо, ноги затекают от неловкой посадки, перенапряженные руки, кажется, уже примерзают к рычагам. Но останавливаться не охото – постыдно перед машиной и теми, кто когда-то шел на ней в бой.
Меж выхлопными трубами (они прикрыты броневыми колпаками) - лючок для доступа к узлам коробки.
ГВАРДИИ РЯДОВЫЕ
«Шестого октября южнее Мценска 4-я танковая дивизия была остановлена русскими танками… В первый раз проявилось в резкой форме приемущество российских танков Т-34. Дивизия понесла значимые утраты. Намеченное было пришествие на Тулу пришлось отложить». Интонация послевоенных воспоминаний Хайнца Гудериана максимально бесстрастна. По мемуарам свидетелей, осенью 1941-го, когда 1-ые «тридцатьчетверки» прошивали насквозь башни германских Т-III, снаряды которых отскакивали от массивных наклонных бронелистов русских машин, генерал реагировал куда эмоциональнее. Кстати, он же писал, что после кропотливого осмотра трофейного Т-34 у германцев даже появилась мысль скопировать машину. Но «смущало, меж иным, не омерзение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важных деталей Т-34, в особенности дизельного мотора».
Радиостанцией Р-113 оборудовали самые поздние Т-34-85, также другие послевоенные бронемашины.
Многие именуют «тридцатьчетверку» наилучшим танком 2-ой мировой. Он, вправду, был маневренным, экономным, относительно обычным в производстве. Дизельный движок обеспечивал наилучшую, чем у германских машин пожарную Законодательство. Но недочетов у Т-34 тоже хватало: слабенькая оптика, неловкое место водителя. Мотор В-2 пожирал уйму масла. Конкретно его, кстати, кроме дизельного горючего, возили в бочках, укрепленных на корпусе. Жизнь танка во время войны - максимально коротка, не только лишь из-за неприятельских пушек и мин. Гарантийный ресурс мотора составлял всего около 100 часов, а 1-ые моторы отхаживали и совсем четверть этого срока. Еще бы! Двигатели-то, ну и сами танки делали, в главном, полуголодные дамы и пацаны из ФЗУ (фабрично-заводских училищ). У этих рядовых Величавой Российскей не было на груди гвардейских значков, изредка появлялись медали и ордена…
Командир размещался выше всех, под самым лючком. Он, как и наводчик, оценивал боевую обстановку через перископ.
Копировать «тридцатьчетверку» немцы не стали, да и от сотворения новых машин, естественно, не отказались. В декабре 1942-го под Мгой наши танкисты в первый раз повстречались с «Тиграми», которые наши 76-миллиметровые пушки могли поразить уже только с 500-600 м. А позже появились «Пантеры» с мощной лобовой броней, державшей удары русских снарядов. Танкисты, прошедшие войну ведали, что в бою с одним «Тигром» иногда погибали до 10 «тридцатьчетверок». И даже после возникновения в 1943-м машин с более сильной пушкой калибра 85 мм «тигробоязнь» преследовала наших до самого конца войны. О стоимости Победы можно судить по сухой и ужасной фронтовой статистике. С 5 по 20 июля 1943 года под Курском 1-я танковая армия из 552 машин растеряла 443, из их сгорели – 316! А ведь в каждом танке четверо-пятеро вчерашних мальчуганов... Можно измерять войну плацдармами и стрелками на картах, но вернее все-же – жизнями обыденных людей, которых судьба и время обучили преодолевать обычный человечий ужас и помогать превозмочь его тем, кто рядом. А это, на самом деле, и есть - мужество.
...Вот и рычаги стали будто бы легче. «Тридцатьчетверка» грозно ревет мотором, как будто нам с ней и взаправду предстоит поддержать огнем и маневром ребят, ушедших в атаку больше 65 лет тому вспять...
МАШИНА ПОБЕДЫ
Серийное создание Т-34 с 76-миллиметровой пушкой (34-76), дизелем В-2 V12 мощностью 500 л.с. и четырехступной коробкой начали в 1940-м в Харькове. С 1941-го машины строили также в Сталинграде и Горьком, с 1942-го – в Нижнем Тагиле, Омске, Челябинске, Свердловске. В 1941-1942 гг. выстроили 1201 танк с бензиновым карбюраторным движком М-17. С 1942 года на Т-34 ставили пятиступные коробки. С 1943-го делали Т-34-85 с пушкой 85 мм и экипажем из 5 человек.
На базе Т-34 выпускали огнеметный танк ОТ-34, самоходные установки СУ-122, СУ-85, СУ-100; инженерные машины. Т-34-85 делали до 1950 г. В 1940-1945 гг. сделали 58 681 экземпляр всех Т-34. После войны их также производили в Польше и Чехословакии, Т-34 многие годы стояли на вооружении полутора 10-ов государств.
Редакция благодарит генерального директора киноконцерна «Мосфильм» К. Шахназарова и военно-техническую базу студии за предоставленную машину и помощь в подготовке материала.
Приказ седоватого, нахмуренного полковника из старенького, 1968 года кинофильма «На войне, как на войне» почему-либо врезался в память раз и навечно: «Поддержите нас огнем и маневром!»…
С трудом, задевая всем, чем можно, за все, что можно, протиснувшись на место механика-водителя, пристраиваюсь к неловким педалям, пробую справиться с рычагом переключения передач, как будто приваренным к полу. Давлю кнопку. Кратко и глухо проухал стартер и машина заполнилась ревом старенького, но бодренького 500-сильного дизеля. Огня сейчас не будет, а вот поддержать маневром тех, кто вел войну на таких машинах более 65 годов назад, попробуем.
ПРИЗЫВА 1940-ГО
Сейчас тяжело представить, что машина, признанная выдающейся бессчетными историками, политиками, военными – от Черчилля до Гудериана - добиралась до сборочного потока и воинских частей совершенно не просто. У детища конструкторов Харьковского паровозостроительного завода во главе с Мишей Ильичем Кошкиным нашлось много врагов – уж очень необычен танк, работы над которым начали в 1938-м. Машина вышла не по привычке тяжеленной, так как имела защиту не только лишь от стрелкового орудия, как прошлые массовые русские танки. С недоверием относились и к дизелю, и к отсутствию… колес. Ведь СССР будет «бить неприятеля на его своей территории», а означает - танки скорым маршем пойдут по европейским шоссе. Вспоминал ли кто-либо эти планы ужасной осенью 1941-го либо томным летом 1942-го? Если и вспоминали, то с горечью…
В 1938-м будущая война виделась по-другому. Но у харьковских конструкторов, к счастью, нашлись сторонники в армии. За опытным прототипом Т-46-5 последовал А-20 с дизелем В-2. Потом сделали макеты А-32, в том числе с сильной 76-миллиметровой пушкой, а сначала 1940-го - вариант с более толстой броней А-34. Конкретно он после маленьких доработок и стал серийным Т-34.
Окончательное решение о выпуске машины приняли в Москве, в марте 1940-го. Из Харькова, чтобы провести завершающий шаг испытаний, танки погнали в столицу… своим ходом. После показа высокому управлению и испытаний на полигоне в подмосковной Кубинке машины вновь без помощи других ушли на «паровозостроительный». Общий пробег составил около 2800 км. В этой поездке промозглой весной 1940-го Кошкин получил пневмания, ставшее роковым. В сентябре 1940-го профессиональный конструктор погиб, но его машина, к счастью, уже стала серийной.
Т-34 оснащали пулеметом ДТ калибра 7,62 мм. Под ним – запасные траки.
К июню 1941-го сделали около 1000 Т-34. По требованиям военных готовили модернизированный вариант: а именно, старались сделать лучше не очень комфортное рабочее место водителя. Но 24 июня нарком обороны С.Тимошенко и начальник генштаба Красноватой Армии Г.Жуков востребовали увеличивать создание серийных машин. Время для тестов неподходящее: через 6 дней немцы вошли в Минск, через месяц с маленьким - в Смоленск…
СИГНАЛ К АТАКЕ
В фильмах юношества и молодости работа танкистов смотрелась некий лихой и даже романтичной. Одна из немногих картин, более-менее близко передающих труд 4 людей в тесноватой бронированной коробке, заполненный ревом мотора, грохотом выстрелов, раскаленной пороховой гарью – та работа режиссера Виктора Трегубовича «На войне, как на войне». Там, правда, ведут войну в самоходке, но сущности это не меняет. У нас здесь, в 2010-м - ни выстрелов, ни гари, ни тем паче риска попасть на мину либо оказаться мишенью «Тигра»…
Место наводчика. Левое колесо отвечает за поворот башни, правое – за движение ствола. Были и электроприводы, но почаще стрелки работали вручную – так надежнее, ну и поточнее.
Отжал тугое сцепления, с трудом всадил первую, рычаги стопроцентно на себя (водители-знатоки этой машины молвят: усилие до 70 кг!), сейчас можно кинуть сцепление и, добавляя газ, отпускать рычаги вперед. Поехали! Только делать это необходимо бы еще резвее! Какая уж здесь атака? Даже с открытым лючком шофер среднего роста обязан пригибать голову, чтоб созидать дорогу перед самым носом машины. Как ехать, когда лючок закрыт? И сколько трениться, пока научишься с толком действовать непокладистой «кочергой» коробки?
Правда, рычагами, тормозящими фрикционы, работать нетрудно. Потянул левый – машина повернула даже послушней, чем ожидал. Очевидно, Т-34 умеет разворачиваться на месте – один из рычагов до конца на себя и добавить газу. Только не по привычке обдумывать, что кое-где там сверху поворачивается и ствол.
Круглая педаль за правым рычагом – газ, левая – сцепление, в центре – горный тормоз. Слева от рычага правого фрикциона ручка, которой устанавливают малые обороты мотора. Справа - рычаг переключения передач, еще правее – магазины для пулемета.
Справа – стрелок-радист, под ногами которого лючок для критической эвакуации. Но, обычно, он оказывался бесполезен, в особенности если машина вставала в колее. Молвят, ловкий радист ухитрялся покинуть танк через лючок водителя чуть не ранее его самого. Сзади-сверху еще трое (в Т-34-85 экипаж прирастили, освободив командира от функций наводчика). Командир слева, выше всех, на откидной табуретке – «насесте». Под ним, практически головой меж его коленями – наводчик, а справа – заряжающий. Гильзы выскакивают как раз меж ним и командиром. Отлично еще, что у гусеничной машины восхитительная плавность хода. По другому было бы совершенно неясно, как здесь можно вести войну – во что-то целиться и попадать!
Прохладный ветер дует в лицо, ноги затекают от неловкой посадки, перенапряженные руки, кажется, уже примерзают к рычагам. Но останавливаться не охото – постыдно перед машиной и теми, кто когда-то шел на ней в бой.
Меж выхлопными трубами (они прикрыты броневыми колпаками) - лючок для доступа к узлам коробки.
ГВАРДИИ РЯДОВЫЕ
«Шестого октября южнее Мценска 4-я танковая дивизия была остановлена русскими танками… В первый раз проявилось в резкой форме приемущество российских танков Т-34. Дивизия понесла значимые утраты. Намеченное было пришествие на Тулу пришлось отложить». Интонация послевоенных воспоминаний Хайнца Гудериана максимально бесстрастна. По мемуарам свидетелей, осенью 1941-го, когда 1-ые «тридцатьчетверки» прошивали насквозь башни германских Т-III, снаряды которых отскакивали от массивных наклонных бронелистов русских машин, генерал реагировал куда эмоциональнее. Кстати, он же писал, что после кропотливого осмотра трофейного Т-34 у германцев даже появилась мысль скопировать машину. Но «смущало, меж иным, не омерзение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важных деталей Т-34, в особенности дизельного мотора».
Радиостанцией Р-113 оборудовали самые поздние Т-34-85, также другие послевоенные бронемашины.
Многие именуют «тридцатьчетверку» наилучшим танком 2-ой мировой. Он, вправду, был маневренным, экономным, относительно обычным в производстве. Дизельный движок обеспечивал наилучшую, чем у германских машин пожарную Законодательство. Но недочетов у Т-34 тоже хватало: слабенькая оптика, неловкое место водителя. Мотор В-2 пожирал уйму масла. Конкретно его, кстати, кроме дизельного горючего, возили в бочках, укрепленных на корпусе. Жизнь танка во время войны - максимально коротка, не только лишь из-за неприятельских пушек и мин. Гарантийный ресурс мотора составлял всего около 100 часов, а 1-ые моторы отхаживали и совсем четверть этого срока. Еще бы! Двигатели-то, ну и сами танки делали, в главном, полуголодные дамы и пацаны из ФЗУ (фабрично-заводских училищ). У этих рядовых Величавой Российскей не было на груди гвардейских значков, изредка появлялись медали и ордена…
Командир размещался выше всех, под самым лючком. Он, как и наводчик, оценивал боевую обстановку через перископ.
Копировать «тридцатьчетверку» немцы не стали, да и от сотворения новых машин, естественно, не отказались. В декабре 1942-го под Мгой наши танкисты в первый раз повстречались с «Тиграми», которые наши 76-миллиметровые пушки могли поразить уже только с 500-600 м. А позже появились «Пантеры» с мощной лобовой броней, державшей удары русских снарядов. Танкисты, прошедшие войну ведали, что в бою с одним «Тигром» иногда погибали до 10 «тридцатьчетверок». И даже после возникновения в 1943-м машин с более сильной пушкой калибра 85 мм «тигробоязнь» преследовала наших до самого конца войны. О стоимости Победы можно судить по сухой и ужасной фронтовой статистике. С 5 по 20 июля 1943 года под Курском 1-я танковая армия из 552 машин растеряла 443, из их сгорели – 316! А ведь в каждом танке четверо-пятеро вчерашних мальчуганов... Можно измерять войну плацдармами и стрелками на картах, но вернее все-же – жизнями обыденных людей, которых судьба и время обучили преодолевать обычный человечий ужас и помогать превозмочь его тем, кто рядом. А это, на самом деле, и есть - мужество.
...Вот и рычаги стали будто бы легче. «Тридцатьчетверка» грозно ревет мотором, как будто нам с ней и взаправду предстоит поддержать огнем и маневром ребят, ушедших в атаку больше 65 лет тому вспять...
МАШИНА ПОБЕДЫ
Серийное создание Т-34 с 76-миллиметровой пушкой (34-76), дизелем В-2 V12 мощностью 500 л.с. и четырехступной коробкой начали в 1940-м в Харькове. С 1941-го машины строили также в Сталинграде и Горьком, с 1942-го – в Нижнем Тагиле, Омске, Челябинске, Свердловске. В 1941-1942 гг. выстроили 1201 танк с бензиновым карбюраторным движком М-17. С 1942 года на Т-34 ставили пятиступные коробки. С 1943-го делали Т-34-85 с пушкой 85 мм и экипажем из 5 человек.
На базе Т-34 выпускали огнеметный танк ОТ-34, самоходные установки СУ-122, СУ-85, СУ-100; инженерные машины. Т-34-85 делали до 1950 г. В 1940-1945 гг. сделали 58 681 экземпляр всех Т-34. После войны их также производили в Польше и Чехословакии, Т-34 многие годы стояли на вооружении полутора 10-ов государств.
Редакция благодарит генерального директора киноконцерна «Мосфильм» К. Шахназарова и военно-техническую базу студии за предоставленную машину и помощь в подготовке материала.