СУВОРОВСКИЙ МАРШ
СУВОРОВСКИЙ МАРШ
Мы устроились на бортовом камне тротуара, который тянулся повдоль ГУМа. На другом конце Красноватой площади на трибуне мавзолея уже собралось управление страны. А за Историческим музеем, на Манежной площади, в самом начале улицы Горьковатого и повдоль института сгрудились танки, пушки, авто и другая военная техника.
Парад открыли сводные полки и батальоны фронтов и родов войск. Впереди каждого – маршалы и генералы в белоснежных перчатках и с оголенными шашками. Над Красноватой площадью пульсировали звуки именитых военных маршей. Но вот музыка замолкла. Из-за Исторического музея показалась шеренга красноармейцев с фашистскими знаменами. Под наизловещий барабанный бой, повернув вправо, бойцы кидали их к подножию мавзолея.
…На площади появились грузовики – квадратные древесные кабины и прямоугольные крылья. Это – ЗИС-5В. В кузовах – сдвоенные зенитные пулеметы ДШК. Красноватая Армия получала их по ленд-лизу из Великобритании.
Следом шли броневики БА-64 Горьковского авто завода. Они появились в 1942 году, а их главному конструктору В. А. Грачеву была присуждена Сталинская премия.
Колонны шли одна за другой, впереди каждой – известный «Виллис» с командиром сводного батальона. Вдруг посреди зрителей началось легкое волнение. На Красноватую площадь вступили гвардейские реактивные минометы «катюши». Их несли на для себя трехосные «студебекеры», обладавшие высочайшей проходимостью и исключительной надежностью. Из 401 тыщи армейских автомобилей, которые Русский Альянс получил в военные годы из Америки, Канады и Великобритании, на «студебекеры» пришлось 150 тыщ.
Послышался треск, и на площадь выехали Новинки Автопрома, в колясках – пулеметы. В годы войны Новинки Автопрома делали Ирбитский завод и «Красная Этна» в Горьком.
И здесь на Красноватую площадь выкатились неслыханные мною до той поры машины. Основой их были шасси довоенных еще трехосных грузовиков ЗИС-6. Все годы войны они находились не на фронте, а в скрытых местах. Заместо грузовой платформы – четыре большенных рупора, которые могли крутиться в всякую сторону. Это – так именуемые звукоулавливатели ЗТ-5. Красноватая Армия не имела тогда радаров, и услышать приближающиеся бомбовозы могла только такая техника. Большие «уши» улавливали далекий рокот эскадрилий и по проводам передавали предупреждение зенитным батареям.
А вот еще необыкновенные авто. Их шасси – довоенные ЗИС-12 – ЗИС-5 с удлиненной базой. Заместо кузова на грузовиках большенные прожекторы, наверняка, метра три, а то и больше в поперечнике. Прожекторные установки отслеживали неприятельские самолеты, ловили их на перекрестье лучей и делали вожделенной целью для зенитчиков.
…Пошла артиллерия. Под лязганье гусениц проплывали пушки различного калибра. Их буксировали тягачи, выглядевшие как обыденные грузовики, поставленные на гусеницы. В кузовах – расчеты. Наибольшие орудия буксировали южноамериканские тракторы «Аллис-Чалмерс». На стволах – 6, а на неких даже восемь звезд. Гаубицы калибра 203 мм стояли в РГК – Резерве Головного Командования. Когда наша армия натолкнулась на страшные укрепления вокруг Кенигсберга, их крушили конкретно эти орудия. Любая звезда на стволе – разрушенный неприятельский ДОТ.
Я не успел перевести дух, как по Красноватой площади пошли танки. Они лязгали гусеницами, отрыгивали облачка темного дыма из 2-ух выхлопных труб, а в открытые лючки башен по пояс высовывались командир танка и башенный стрелок. Естественно, это именитые «тридцатьчетверки», а поточнее –
Т-34-85, выпуск которых начали в 1944 году. Их бронекорпуса венчали мощные литые, а не сварные башни. И пушки калибра не 76, как на ранешних Т-34, а 85 мм.
Прямо за «тридцатьчетверками» пошли громилы самоходки ИСУ-152, напоминавшие сухопутные линкоры. Их 152-миллиметровая пушка выступала далековато вперед, а башня – ее называли боевой рубкой – была неповоротной. Когда в 1943 году гитлеровцы бросили на фронт новые танки «Пантера» и «Тигр», против их выставили эти самоходки, получившие хлесткое прозвище «зверобой». ИСУ-152 делал Танкоград, как тогда называли Челябинский тракторный завод.
Скрылась из виду гусеничная техника. На некое время над площадью установилась тишь. Только отрывистые команды нарушали ее. Это перестраивался духовой оркестр. Концом стал проход сводного оркестра мимо мавзолея и Спасской башни под Суворовский, когда-то Измайловского полка, марш, который ранее не исполняли практически 30 лет.
Величавый парад народа-победителя, одолевшего ценой неисчислимых жертв могущественного и ожесточенного неприятеля, так и остался в моей памяти на всю жизнь как победоносный Суворовский марш.
Мы устроились на бортовом камне тротуара, который тянулся повдоль ГУМа. На другом конце Красноватой площади на трибуне мавзолея уже собралось управление страны. А за Историческим музеем, на Манежной площади, в самом начале улицы Горьковатого и повдоль института сгрудились танки, пушки, авто и другая военная техника.
Парад открыли сводные полки и батальоны фронтов и родов войск. Впереди каждого – маршалы и генералы в белоснежных перчатках и с оголенными шашками. Над Красноватой площадью пульсировали звуки именитых военных маршей. Но вот музыка замолкла. Из-за Исторического музея показалась шеренга красноармейцев с фашистскими знаменами. Под наизловещий барабанный бой, повернув вправо, бойцы кидали их к подножию мавзолея.
…На площади появились грузовики – квадратные древесные кабины и прямоугольные крылья. Это – ЗИС-5В. В кузовах – сдвоенные зенитные пулеметы ДШК. Красноватая Армия получала их по ленд-лизу из Великобритании.
Следом шли броневики БА-64 Горьковского авто завода. Они появились в 1942 году, а их главному конструктору В. А. Грачеву была присуждена Сталинская премия.
Колонны шли одна за другой, впереди каждой – известный «Виллис» с командиром сводного батальона. Вдруг посреди зрителей началось легкое волнение. На Красноватую площадь вступили гвардейские реактивные минометы «катюши». Их несли на для себя трехосные «студебекеры», обладавшие высочайшей проходимостью и исключительной надежностью. Из 401 тыщи армейских автомобилей, которые Русский Альянс получил в военные годы из Америки, Канады и Великобритании, на «студебекеры» пришлось 150 тыщ.
Послышался треск, и на площадь выехали Новинки Автопрома, в колясках – пулеметы. В годы войны Новинки Автопрома делали Ирбитский завод и «Красная Этна» в Горьком.
И здесь на Красноватую площадь выкатились неслыханные мною до той поры машины. Основой их были шасси довоенных еще трехосных грузовиков ЗИС-6. Все годы войны они находились не на фронте, а в скрытых местах. Заместо грузовой платформы – четыре большенных рупора, которые могли крутиться в всякую сторону. Это – так именуемые звукоулавливатели ЗТ-5. Красноватая Армия не имела тогда радаров, и услышать приближающиеся бомбовозы могла только такая техника. Большие «уши» улавливали далекий рокот эскадрилий и по проводам передавали предупреждение зенитным батареям.
А вот еще необыкновенные авто. Их шасси – довоенные ЗИС-12 – ЗИС-5 с удлиненной базой. Заместо кузова на грузовиках большенные прожекторы, наверняка, метра три, а то и больше в поперечнике. Прожекторные установки отслеживали неприятельские самолеты, ловили их на перекрестье лучей и делали вожделенной целью для зенитчиков.
…Пошла артиллерия. Под лязганье гусениц проплывали пушки различного калибра. Их буксировали тягачи, выглядевшие как обыденные грузовики, поставленные на гусеницы. В кузовах – расчеты. Наибольшие орудия буксировали южноамериканские тракторы «Аллис-Чалмерс». На стволах – 6, а на неких даже восемь звезд. Гаубицы калибра 203 мм стояли в РГК – Резерве Головного Командования. Когда наша армия натолкнулась на страшные укрепления вокруг Кенигсберга, их крушили конкретно эти орудия. Любая звезда на стволе – разрушенный неприятельский ДОТ.
Я не успел перевести дух, как по Красноватой площади пошли танки. Они лязгали гусеницами, отрыгивали облачка темного дыма из 2-ух выхлопных труб, а в открытые лючки башен по пояс высовывались командир танка и башенный стрелок. Естественно, это именитые «тридцатьчетверки», а поточнее –
Т-34-85, выпуск которых начали в 1944 году. Их бронекорпуса венчали мощные литые, а не сварные башни. И пушки калибра не 76, как на ранешних Т-34, а 85 мм.
Прямо за «тридцатьчетверками» пошли громилы самоходки ИСУ-152, напоминавшие сухопутные линкоры. Их 152-миллиметровая пушка выступала далековато вперед, а башня – ее называли боевой рубкой – была неповоротной. Когда в 1943 году гитлеровцы бросили на фронт новые танки «Пантера» и «Тигр», против их выставили эти самоходки, получившие хлесткое прозвище «зверобой». ИСУ-152 делал Танкоград, как тогда называли Челябинский тракторный завод.
Скрылась из виду гусеничная техника. На некое время над площадью установилась тишь. Только отрывистые команды нарушали ее. Это перестраивался духовой оркестр. Концом стал проход сводного оркестра мимо мавзолея и Спасской башни под Суворовский, когда-то Измайловского полка, марш, который ранее не исполняли практически 30 лет.
Величавый парад народа-победителя, одолевшего ценой неисчислимых жертв могущественного и ожесточенного неприятеля, так и остался в моей памяти на всю жизнь как победоносный Суворовский марш.