Hunter из Темной Грязищи
Hunter из Темной Грязищи
Внедорожная трасса Зеленограда как-то неприметно перебежала в обыденное шоссе. Когда Hunter спрыгнул на асфальт и пошел, шлепая колесами и подбрасывая комки глины до крыши, все резвее и резвее, стало понятно: это уже совершенно другая машина. Хотя снаружи различий от промышленного варианта практически что нет.
Как не порадоваться за российский тюнинг: пару лет вспять скептиков, настроенных против него, было на порядок больше. А сейчас даже заводчане (в том числе и с УАЗа) высказываются за доработку собственной продукции. Да, мол, мы выпускаем продукт, рассчитанный на средние вкусы, и грамотная подготовка ему не повредит. Но реальным открытием для нас стало то, что в МАДИ – главном автодорожном вузе страны – существует своя лаборатория тюнинга, сделанная на базе кафедры «Автомобили». Из наименования понятно, чем конкретно она занимается. Предпочтение, естественно, российским машинам, в том числе и ульяновским.
Мысль проекта: приобрести на заводе UAZ Hunter и перевоплотить его в учебное пособие, дав возможность педагогам и студентам института проявить свои познания и умения. В общем, огранить его. Управляющего с охотой поддержали преподаватели-энтузиасты Марк Подольский и Андрей Артемьев. Ребята, естественно, тоже были всеми руками за.
В Москве решили не брать – скучновато. Дорога из Ульяновска должна была наглядно показать, что придется дорабатывать сначала. Направились на машине, доверху набитой запчастями, которые могли понадобиться. Вопреки прогнозам 1000 км Hunter выдержал, от него ничего не отвалилось, а вся подготовка к пробегу свелась к регулировке развала-схождения. Артемьев, севший за руль «полноприводной парты», не пожелал сучить рулем тыщу верст.
Привезли – начали разбирать, учить. Нужно же поправить то, что накосоручили заводчане и смежники. Нетрудно осознать, что это означает: дорабатывать все без исключения. Здесь есть два варианта – переделывать машину кардинально либо пробовать сохранить заводские решения. 2-ой путь кажется МАДИ наилучшим по двум причинам. Во-1-х, действует корпоративная этика: заводские инженеры и выпускники института – как старшие и младшие братья. Педагоги – коллеги. Рушить, над чем бились одни, другим неловко. 2-ой аргумент: в том же Ульяновске, ну и в Москве, масса тюнинговых контор, предлагающих переработать джип во что угодно – хоть в подобие G-Klasse, хоть в масштабную копию трактора «Беларусь». Повторяться просто неинтересно. А создать программку, способную стать массовой, – это размах, достойный института.
Условие ведет к решению сделать базисный вариант тюнинга, к которому можно прирастить все, что вздумается клиенту либо самим мастерам, прямо до однофлаконного UAZ, G-Klasse и «Беларуси», если кто потянет такие расходы. Но есть перечень модификаций, которые стоит выполнить для начала, протестировать, что получится, и уже после принимать решение о последующих доработках. А вдруг они будут излишними?!
На данный момент я уверен: многим хватит и базисного уровня. Это более чем довольно. Заявленная цена UAZ Hunter из Темной Грязищи (там, на полигоне МАДИ, находится лаборатория тюнинга) – 15–16 тыщ баксов. Приобрести другой новый джип за такие Энциклопедия грузовых автомобилей с этим же набором свойств просто нереально.
По традиции 1-ый в описании модификаций – движок. Оказывается, стандартный ЗМЗ-409 может везти, и везти здорово! В это тяжело поверить, но при разгоне на заднем приводе мадишный Hunter идет вровень с инжекторной «девяткой», а с полным может бросить сзади свежайшую «классику». Кто считал Иж-2126 оживленным автомобилем, полюбуйтесь в большие зеркала заднего вида – «Ода» смотрится сзади UAZ очень бледно. Что делали с мотором? Да практически ничего, только валы поменяли и программку впрыска переписали. Так, меж иным, после перечиповки машина стала экономичнее: расход в городке сейчас в среднем 12 л. на 100 км, а на трассе при скорости 120 км/ч – 9. Андрей Артемьев, ведущий проекта, считает, что полностью реально сбросить до восьми.
Спидометры всех автомобилей привирают, преувеличивая настоящую скорость. Даже при допуске погрешности 10% выходит, что автомобиль способен идти на 160 км/ч. Привыкшие инспектировать и перепроверять результаты лаборанты замеряли скорость и другими методами. Те же числа.
Они сошли с разума! Камикадзе! Динамический коридор у UAZ на таковой скорости – как Большой каньон, пусть не Аризонский, но Крымский – точно! Да, стандартный Hunter практически как старенькый хороший «командирский» гуляет по всему полотну дороги. Но этот держится, как трамвай. Нехитро, ведь с опциями ходовой мастера возились больше всего. Самое главное – сделали всю подвеску пружинной, при этом пружины взяли двойные, завезенные из других стран, дорогие. Рессоры поставили тоже недешевые, перенеся точки крепления; изменили кастор, ввели два стабилизатора поперечной стойкости (один – регулируемый). Настроили гидроусилитель и оснастили управляющее демпфером от Land Rover – сравнимо дешевым, но действенным, подходящим для монтажа.
С таковой подвеской UAZ способен вваливать в повороты, как «зубило», верно держать крутую дугу и уходить с виража на вираж, не закидывая корму. Чудеса какие-то… При всем этом идет существенно комфортнее штатного. У нас в редакции есть хорошее определение для подвесок такового нрава: «Легко в Питер махнуть!»
Помнится, на той же трассе ночкой пришлось оттормаживаться с дымом перед траншеей, вырытой дорожниками аккурат поперек полотна. Тогда подфартило, что скорость маленькая была – наш Citroen только значительно тряхнуло. А за подлой канавой стояли бедняги, принявшие удар на скорости и менявшие сейчас колеса под моргание авариек. Почему вспоминаю: на мадишном Hunter у меня было бы два варианта действий – или перескочить ловушку, чуток сбросив скорость (подвеска бы сдюжила), или так же оттормозиться и чинно миновать страшный участок. Могу поспорить на бак бензина, что при иных равных мой Hunter тормознул бы так же стремительно, как Citroen. Пари? Посмотрите поначалу на тормоза! Дисковые и перфорированные «по кругу», все по-Подвескаивному. Тормозит атомно: Андрей показал, что такое «знакопеременное ускорение» и «перегрузка в полтора «же», пару раз погасив скорость в Подвескаивном стиле – чуток позднее момента, когда пассажир начинает белеть.
Еще чудес? В машине умопомрачительно тихо – посодействовала не только лишь полная звукоизоляция, да и переборка узлов, сначала арзамасской коробки и раздатки. Коробку совсем успокоить не удалось и навряд ли когда-нибудь получится, и при каждом еле слышном ее кряхтении Андрей извиняется: «Только перебрали, считай новенькая, вот и шумит. Притрется – замолчит». Спорить не будем…
Еще здесь есть два самоблокирующихся междуколесных дифференциала и автономный предпусковой подогреватель «Теплостар» с дистанционным пуском от брелока сигнализации и программируемого таймера. В мороз минут за 40 устройство способно подогреть движок и салон. Очень комфортно. А цена в три раза ниже, чем у Webasto. По надежности же российский агрегат не ужаснее.
Остальной тюнинг не так эффектен и не настолько значителен. Красноярские литые диски и шины Michelin «учебные». Можно поставить 31- либо 33-дюймовые… На фронтальном бампере – лебедка T-Max на 4,5 тонны. Стеклоочистители фар, зеркала заднего вида с обогревом. В общем, перечень можно продолжать и продолжать.
Естественно, все в лаборатории тюнинга МАДИ заинтересованы в коммерческом развитии проекта. Молвят, что в год реально готовить по пять-семь автомобилей (бригадой из неизменных мастеров и студентов-старшекурсников). Все оборудование, документация и связи есть.
Поразительный интерес базируется на любви к институту, сострадании к российскему автопрому и заработной плате педагога в 2000 рублей… Тюнинг? Метод решить трудности.
Фото создателя