ОН ПРИНЕС ЖИЗНЬ .
ОН ПРИНЕС ЖИЗНЬ...
БЫЛОЕ
ОН ПРИНЕС ЖИЗНЬ...
"Мондьяль дё л'отомобиль" - "Глобальный авто", как с недавнешних пор (поточнее - с 1988 года) официально называют Парижский автосалон - это не только лишь большая витрина новейших моделей, вызывающих восхищение публики, не только лишь открытый подий для демонстрации концепт-каров, отмеченных смелыми футуристическими мыслями. Сейчас это к тому же воззвание
к истории.
Под сводами потрясающего выставочного комплекса у Версальских ворот в Париже осенью прошедшего года 880 компаний авто профиля представляли свои новинки, воплотившие все мыслимые и невообразимые заслуги техники конца нашего столетия. Нашлось тут место и для выставки, отсылавшей на полста лет вспять. Она так и называлась "Автосалон 1946". И хотя экспозиция была частью "Мондьяль дё л'отомобиль", тут не было сверкающих, умело оформленных щитов, утопающих в цветах и огнях зеркальных подиумов, не было ни гулкой толпы, ни суеты, зато во всем, даже в воздухе, ощущалось что-то существенное, основательное, напоминавшее о вечности. В этом тихом уголке (площадью, но, более 1000 квадратных метров) разместились праотцы сегодняшнего авто племени - как сейчас здравствующих и процветающих марок, так и сошедших с круга, но навечно оставшихся в более чем столетний истории автомобиля.
Но до того как подойти к экспонатам и разглядеть их ближе, вспомним, какое время они представляли.
Разрушенная войной Франция, только что сбросившая иго фашистской оккупации - тяжелое, тяжелое время. И вдруг... автосалон. Некий нонсенс? Не будем торопиться с выводом.
Парижский автосалон, который через два года отметит свое столетие, не просто большая выставка - это предмет государственной гордости. Французы всегда считали и считают свою страну колыбелью автопромышленности. В этом мировоззрении им помогал укрепиться тот факт, что и 1-ая интернациональная авто выставка проходила конкретно во Франции - в сердечко Парижа у террас дворца Тюильри. Тогда, практически 100 годов назад, 232 автомобиля (поразмыслить только!), до того как занять свое место на выставочной площадке, прошли "тест" - пробег Париж-Версаль-Париж и вызвали не просто большой энтузиазм, а экзальтированный прием 140 тыщ гостей.
Парижский салон можно по праву именовать стартовой площадкой, откуда начался бег авто компаний наперегонки. Два года спустя у популярнейшей тогда французской машины "Де Дион" мощность мотора подпрыгнула с 1,75 до 3 лошадиных сил - и это не осталось незамеченным, а в автомобильном салоне 1902 года уже получили признание четырехцилиндровые движки, отметили и 1-ые рессоры. Тут теплый прием ожидал итальянский ФИАТ, германский "Бенц", британский "Непир", южноамериканский "Локомобиль". О масштабах этого салона практически столетней давности гласит число гостей - 230 тыщ! Приблизительно столько же собирает сейчас Столичная интернациональная авто выставка - МИМС.
Слава Парижского салона росла, он переселился в одно из самых прекрасных и популярных построек французской столицы - Гран Пале - Большой Дворец, где намедни первой мировой войны был показан 1-ый собранный на конвейере автомобиль - южноамериканский "Форд-Т", положивший начало новейшей эпохе в автомобилестроении. А после окончания той войны, в дальнем девятнадцатом, Андре Ситроен выставляет в "Автосалоне" (кстати, вот тогда получил он это официальное заглавие, продержавшееся практически полста лет) собственный "Тип А" - 1-ый, как его тогда называли во Франции, "автомобиль для каждого", собственного рода предшественник "Фольксвагена" (народного автомобиля). С сборочного потока завода раз в день сходило по 100 таких машин.
И, вроде бы повторяя историю, после окончания 2-ой мировой войны, в 40 шестом - опять Гран Пале, опять "Авто салон". Вот что вспоминал его генеральный комиссар г-н Мойти. "В денек открытия, подъезжая к Дворцу, я увидел у входа огромную очередь, которая спускалась до самой Сены. Различное изголодались по автомобилю, и салон был должен как-то утолить этот голод. Он, в конце концов, опять принес жизнь в Париж".
809 000 гостей! Нужно представить для себя эту цифру не вообщем, а в критериях первого послевоенного года, чтоб осознать, что есть автомобиль в двадцатом веке. Без малого миллион обитателей Парижа и его пригородов пришли в Большой Дворец, чтоб узреть такие премьеры, как "Панар-Дина" либо "Рено-4CV" ("Качево"), которому предначертано было стать эмблемой экономического подъема и массовой моторизации послевоенной Франции.
...Мы входим в павильон, где в уникальном оформлении тех пор разместилась часть экспонатов "Автосалона-46". Прямо пред нами наибольший щит - авто "Пежо", все пользующейся популярностью до войны, но уже модернизированной модели 202 с верхнеклапанным 30-сильным движком (1133 смз), независящей подвеской и обычными для "Пежо" тех лет, высоко и близко друг к другу расположенными фонарями. Но сколько же их тут? Базисная модель, автомобиль с откидным верхом нескольких видов, лимузин, развозные грузовички, санитарная машина... И все это - не эталоны, не штучные изделия. Каждый денек восстановленный после бомбежек из руин завод "Пежо" близ швейцарской границы выпускает по 100 автомобилей. Таковой впечатляющий модельный ряд! Наши фабрики, как досадно бы это не звучало, и сейчас, полста лет спустя, не в состоянии похвастать этим.
На щите "Ситроена" - три матово-черных (фирменная расцветка тех лет) "Траксьона" - продолжение известного с 30-х годов переднеприводного "Авана" с несущим кузовом и независящей подвеской: в обыкновенном выполнении, удлиненный и 15СV с шестицилиндровым 77-сильным движком (2867 смз), развивающий 132 км/ч, за что и получил имя "Короля дорог".
К огорчению, не все модели, вызвавшие сенсацию на том салоне, мы смогли узреть тут, но воссоздать его картину посодействовали материалы, предоставленные прессе.
У "Рено" рядом с пользующимся популярностью до войны рамным "Ювакватре-BFK" с 25-сильным мотором (1003 смз) стоял дебютант - совсем необыкновенный 4CV с несущим кузовом и мотором (760 смз, 19 л. с.), размещенным... сзади. Этот автомобиль вызвал много толков, кого-либо сначала разочаровал, но скоро крепко занял одно из фаворитных мест посреди массовых европейских моделей.
По мемуарам свидетелей, толпы зрителей собирала еще одна новинка - "Панар-Дина" - детище наистарейшей французской компании "Панар-Левассор", просуществовавшей без малого 80 лет, до 1967 года. Ее переднеприводная "Дина", снаряженная 24-сильным мотором, обладала необыкновенно легким для 4-х дверного 5-местного автомобиля кузовом - весом всего 550 кг.
Очевидно, не только лишь доступные по стоимости авто "на каждый" денек завлекли внимание гостей "Салона-46". Посреди 138 моделей, демонстрировавшихся в нем, большой фуррор достался так именуемым люксусмоделям - "автомобилям мечты", создание которых возобновили сходу после войны очень известные во Франции компании "Делайе" и "Тальбо", прославившиеся, а именно, звучными фуррорами на гоночных трассах. Их модели в "Салоне-96" занимали центральную часть выставки и воспользовались, наверное, не наименьшим фуррором, чем 50 годов назад. Шикарные "Делаж" и "Делайе" с рамными кузовами обладали сильными по тем временам моторами (3 и 3,5 л; 82 и 95 л. с.) и развивали соответственно 135 и 145 км/ч. Но еще больше впечатлял в первый раз представленный публике "Тальбо-Лаго-Рекорд" со 170-сильным движком (4,5 л), имевшим новейшую головку цилиндров - с ним автомобиль достигал скорости 170 км/ч. Для всех этих популярных моделей обычной была централизованная система смазки шасси.
Мы не могли не задержаться у гоночного "Бугатти". Эта французская марка перед войной котировалась практически как "Роллс-Ройс", а ее Подвескаивные успехи были более чем впечатляющими. Гоночный 59/50В, представленный в 1946 году, стал победителем, наверное, первой во Франции послевоенной гонки, проведенной по дорогам Булонского леса, - "Кубка узников" в честь участников Сопротивления, оказавшихся в гитлеровских концлагерях. Еще одним, правда, косвенным напоминанием о войне стал "Студебеккер". Любуясь этим необыкновенным для Европы по стилистике элегантным автомобилем с по-американски сильным мотором, французы не могли не мыслить о студебеккеровских грузовиках, которые совместно с войсками союзников посадились в Нормандии в августе 1944-го. В перечне экспонатов 40 шестого были и "Меркьюри-Линкольн", и "Бюик", и "Кадиллак", и другие машины узнаваемых зарубежных компаний.
Многие из демонстрировавшихся тут в прошедшем году моделей несли на для себя таблички FFVE либо FIVA - французской и интернациональной федераций древних автомобилей - организаций, объединяющих поклонников авто старины, заботливо сохраняющих для истории, для потомства авто различных времен и народов.
Журнальчик "Франс Иллюстрасьон" писал 5 октября 1946 года об автомобильном салоне в Париже, что он дает стимул для грядущего, для преодоления пассивности и безынициативности, порожденных томным временем, и продемонстрирует нашу волю к жизни.
Через 50 лет "Автосалон-46" вновь напомнил (и не только лишь французам) о месте автомобиля в жизни человека, о его роли в развитии общества, цивилизации. И за это охото поклониться устроителям таковой увлекательной во всем и очень менторской выставки.
Марк ТИЛЕВИЧ
Фото Сергея Иванова
Спустя год после войны на восстановленном заводе "Пежо" уже выпускали длиннющий ряд моделей на базе "Пежо-202". Сверху вниз: автомобиль (на фронтальном плане), автомобиль с откидным верхом, так именуемый "канадиен" с древесной обшивкой и вариант базисной модели с открытой крышей.
Один из 3-х "ситроенов" 40 шестого года - удлиненный.
"Делаж-D6" - автомобиль послевоенной мечты.
"Динамик" - из плеяды именитых в свое время "Панар-Левассоров".
Гоночный "Бугатти-59 Монопляс" с движком в 400 л. с.
У этого роскошного автомобиля с откидным верхом то же имя, что и у военных грузовиков - "Студебеккер".
Щит французского "Форда".
"Мати-333" ("3 колеса, 3 места, 3л/100 км") остался только макетом. Движок - 707 смз, 15 л.с., масса - 380 кг.