ЗАГЛЯНИТЕ В ГОД 2010-й
ЗАГЛЯНИТЕ В ГОД 2010-й
ТЕХНИКА
Обозрение
ЗАГЛЯНИТЕ В ГОД 2010-й
Попробуем совершить виртуальный тест-драйв на автомобиле наступающего века. Далековато вперед заглядывать не будем - это дело рискованное, а вот лет на 10...
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Создавая машину XXI века, мы попытались ничего не сочинять - просто собрали воедино технические новинки, выставленные ведущими фирмами уже сейчас в качестве прототипов. О неких вы читали на страничках ЗР, о других поведаем в первый раз.
Итак, направляемся к машине. Ее формы подчеркнуто функциональны и молвят о кропотливой аэродинамической проработке - по другому не достигнуть малого расхода горючего. Но что это? Пока мы подходили поближе, цвет автомобиля конструктивно поменялся: был зеленоватым, а стал красноватым! Это интерференционные красящие пигменты принуждают машину переливаться всеми цветами радуги. Беремся за ручку - дверь послушливо раскрывается. Но позвольте, разве в 2010 году уже не будет угонщиков? Как досадно бы это не звучало, они наверное останутся, просто у водителя в кармашке лежит чип-карта и система безопасности "почуяла" владельца на расстоянии около метра.
Кстати, об угонщиках. Их вид и оснащение за эти годы перетерпели разительные конфигурации. Из "джентльменского" набора пропали различные линейки и куски провода для наложения перемычек. Линейку просто некуда совать, а проводами нечего закорачивать: все сигналы от датчиков идут по общей шине в цифровом виде и блокировка осуществляется заданием особых паролей. Так что в наплечной сумке сейчас не отмычки, а мощнейший сканер да ноутбук, а "за плечами" - особое образование либо хотя бы криминально-технический талант!
Садимся в комфортное сидение, жмем красноватую кнопку с надписью Start Engine и... ничего не происходит. Ах да, поначалу нужно приложить указательный палец к светящемуся желтоватому прямоугольнику. Это - емкостный дактилоскопический датчик, в память которого заложены отпечатки всех, кому обладатель доверил управление собственной машиной. Сидение и руль вдруг пришли в движение - они принимают заблаговременно запрограммированное для данного юзера положение. На гладкой матовой поверхности композиции устройств появилось изображение обычных спидометра и тахометра, указателя уровня горючего и температуры мотора. Только эти шкалы и стрелки не есть в действительности, они - всего только компьютерная иллюзия. Психология человека инертна, круглые аналоговые шкалы как-то привычнее бегущих цифр. В качестве компенсации за отсутствие реальных стрелок и шкал можно по вкусу выбирать цвет цифр, стрелок и даже систему счисления - в километрах и литрах либо в милях и галлонах.
Вот сейчас можно и на кнопку давить. Легкий щелчок - сработал стартер-генератор - и... тишь. Правда, контрольные огни на экране погасли и "стрелка" тахометра пришла в движение. Ну да, так и должно быть, мурлыканье мотора на холостых оборотах фактически не слышно, вибрации в корне подавлены активной электрической системой с оборотной связью.
Самое время сделать маленькое отступление о движке. Признаемся, избрать определенную концепцию агрегата сложнее всего: будет ли это электромотор, работающий от топливных частей, либо ДВС, сжигающий водянистый водород из бака... А может, водород получают на борту разложением метанола? Сейчас интенсивно и удачно прорабатываются сходу несколько направлений - какое одолеет через 10 лет, предсказать тяжело. Вероятнее всего, они будут конкурировать. А тут для определенности представим гибридный вариант: батареи, электромотор и малогабаритный ДВС. Кстати, о последнем: на диаграмме показано, как представляют для себя его будущее суровые исследователи.
Сейчас передвинем джойстик управления коробкой (вероятнее всего, это будет вариатор) в положение D и можно прибавить газ. Невзирая на небольшой рабочий объем мотора, наш автомобиль прямо-таки рвется вперед. Это на помощь пришел электромотор. Позже, позднее, он отключится, но мы этого не узнаем. Ну и незачем забивать голову всякой ерундой! Итак, мы влились в поток городского транПодвескаа и по привычке приближаемся ближе к впереди идущему автомобилю, чтоб не пустить какого-либо наглеца. В салоне раздается приятный дамский глас: "Повысьте дистанцию. При данной скорости она мала. Это небезопасно". Локатор в фронтальном бампере пристально выслеживает ситуацию и через компьютер разговаривает с нами. А если все таки испытать еще прибавить скорость? Ничего не выходит - педаль акселератора вновь становится послушливой, только когда мы перестроились в более свободный ряд!
Малость освоившись, начинаем интересоваться мелочами: не включить ли, например, кондюк? Где его кнопки? А, вот они, справа - растянулись в линию повдоль плавненько стекающей вниз консоли. Но это неловко! Чтоб отыскать подходящий выключатель, нужно отвлечься от дороги... Ничего подобного - едва рука зависает над какой-нибудь кнопкой, на центральном мониторе, прямо перед очами водителя, возникает "окно" с указанием ее функции. Ага, вот и климат-контроль. Жмем кнопку, возникает меню команд: можно установить подходящий режим. Вобщем, может быть, и не придется что-либо жать. Просто скажем ясно: "Включить кондюк. Температура в салоне 20 градусов!". И все.
Пока ехали, набежали тучи, пошел дождик. Автоматом врубились "дворники", а когда встречный грузовик обдал стекло грязюкой из лужи (как досадно бы это не звучало, лужи и грязь, похоже, нескончаемые спутники столичных дорог), заработал и омыватель. Обращаем внимание, что с набором скорости руль стал "жестче" - усилитель перебежал в высокоскоростной режим. Ухабы машина проглатывает неприметно, а в поворотах практически не накреняется - награда активной гидроподвески. Если комфорт можно почувствовать конкретно, своим телом, то работу различных стабилизирующих систем увидит только специалист: там, где нынешняя машина издавна бы ушла в занос, наш автомобиль выписывает заданную линию движения, "не замечая" скользких участков. Пока шофер не принуждает машину нарушить законы физики, она послушливо делает все маневры.
На улице стемнело - врубились габаритные фонари, еще через час - ближний свет, а на ветровом стекле появилась картина системы ночного видения. Так что фары необходимы, быстрее, для того, чтоб пешеходы лицезрели нас, а мы их увидим за сотки метров даже в густом тумане... На всякий случай ксеноновый луч фар помогает осветить правую обочину и даже поворачивается, если дорога уходит в сторону.
Ну что, малость утомились? Тогда остановимся передохнуть. Откинем руль ввысь: из-под него выскочит экран и пульт "ноутбука". Можно поразвлечься игрой, а из долгой поездки отправить весточку домой по электрической почте. Чтоб детям на заднем сидение не было скучновато, в подголовниках перед ними тоже вмонтированы мониторы компов. Как не поглядеть возлюбленный мультик, не сразиться с нескончаемым Годзиллой! А может ли расслабиться в дороге шофер? Просто, но лишь на платных магистралях, где под асфальтом вмонтированы особые антенны - они позволяют просто ввести в бортовой навигатор конечный пункт маршрута, среднюю скорость движения и... автомобиль поедет, на самом деле, без вашего роли, не запамятывая подавать сигналы о перестроении, строго соблюдая дистанцию и допустимую скорость. Перед съездом с магистрали компьютер звуковым сигналом предупредит о конце автоматического режима движения и передаст "бразды" в ваши надежные руки.
Маленькое отступление о платных магистралях. Они есть уже издавна и настолько же издавна поток транПодвескаа тормозится у частокола шлагбаумов, где взимается плата за проезд. Сейчас такая картина уже богатство истории. Авто просто проезжают через ряд "электрических ворот", считывающих информацию со специальной кредитной карточки, установленной за ветровым стеклом. Подходящая сумма будет снята автоматом, при этом на центральном мониторе высветится информация для контроля. Если же средств на счете не окажется, через несколько 10-ов метров перед вами зажгется красноватый сигнал светофора и собиратель "податей" предложит отъехать в сторону для разъяснений.
Вы скажете - журнальчик скатился до ненаучной фантастики? Да нет, таковой автомобиль можно выстроить хоть завтра, ведь описанные новаторства уже сделаны в лабораториях ведущих компаний и неоднократно опробованы. Более того, в этом обзоре мы упомянули далековато не все. За бортом остались шины, не боящиеся проколов, аппаратура, которая обеспечивает фактически "нулевой" выброс и защищает салон от проникания с улицы всех вредных газов, и почти все, почти все другое. (Помните машину Фантомаса с выдвигающимися крыльями? Так и это уже вчерашний денек: есть вертикально взлетающий автомобиль, которому не жутки пробки и не необходимы дороги. Желающие могут приобрести на фирме "Мёллер" за пару миллионов "зеленоватых"...) Просто при современном технологическом уровне таковой автомобиль грядущего обойдется в неподъемную для подавляющего большинства покупателей сумму. Опыт указывает, но: то, что вчера еще было эксклюзивом, завтра становится общедоступным. Так что впереди нас ожидает масса увлекательного - приглашаем читателей пристально смотреть за новинками совместно с журнальчиком!
Так может смотреться экран в "композиции устройств".
Ночкой поможет система "Найт вижн".
Сюда нужно придавить указательный палец...
Кнопки управления растянулись повдоль консоли и "ощущают" приближение руки владельца.
Отдохнем за компом либо пошлем домой письмо...
Набросок Александра Краснова
Летающий автомобиль компании "Мёллер" для ГИБДД.