МИР НА КОЛЕСАХ
МИР НА КОЛЕСАХ
МЫ И АВТОМОБИЛЬ
Былое
МИР НА КОЛЕСАХ
Не целый век - всего несколько десятилетий пригодилось автомобилю, чтоб утвердиться на Земле как транПодвеска номер один. Он выступает то умеренным фоном событий, то активным участником, то, вместе с людьми, жертвой катастрофических событий. Хроника ХХ столетия запечатлела его в самом разном качестве: атрибута державной власти и ассистента в семье, орудия силы и трудяги-строителя.
Сергей КАНУННИКОВ
1907 год. В ограниченном, чопорном Лондоне конкурентнсть обычным кэбам составили автомобили-такси марки "Адамс".
1911 год. Правитель Николай II прибыл на военные маневры. В гараже русского самодержца было несколько автомобилей, в том числе этот "Мерседес-16/40" с бесклапанным движком "Найт".
28 июня 1914 года, Сараево. Через пару минут в этом "Греф унд Штифт-28/32 PS" от пуль террориста Гаврилы Принципа погибнут наследник австро-венгерского трона Франц Фердинанд и его супруга; а через месяц и три денька начнется 1-ая глобальная война. При австро-венгерском дворе служили несколько "грефов"; этот стоит сейчас в венском военно-историческом музее.
1917 год. Глава Временного правительства А. Ф. Керенский провожает войска на фронт. Автомобиль, видимо, из правительского гаража - британский либо французский.
Осень 1917 года. Схватка при Ипре. Неся большие утраты, английские и австралийские войска начали продвижение в глубь Бельгии. Грузовик, вероятнее всего, британский, предположительно марки АЕК.
1917 год. Канун октябрьского переворота. Большевики развернули агитацию на фронте. В этом приличном "Рено" рабочие завода "Респиратор" привезли бойцам 15-го Стрелкового полка красноватое знамя и пропагандистскую литературу.
1919 год. Главком Вооруженных сил юга Рф А. И. Деникин с офицерами ставки под Таганрогом. Через несколько месяцев в город войдет Красноватая Армия. Машина - видимо, германского производства, может быть, "Audi" - приписана к автобатальону № 1.
Сентябрь 1923 года. До Мюнхенского пивного путча два месяца. Штурмовики из личной охраны Гитлера в трехтонном "Фомаге-Р 30Z".
1929 год, США. Величавая депрессия: обладатель этого "Плимута-Фо", потерявший все Энциклопедия грузовых автомобилей на бирже, готов реализовать автомобиль всего за 100 баксов. Только за наличные!
1934 год. Хорватские усташи расстреляли короля Югославии Александра I и министра зарубежных дел Франции Л. Барту, проезжавших по улицам Марселя в "Деляже-D8".
1937 год. Сан-Франциско. Открытие висящего моста-гиганта (длина просвета 1281 м) через пролив Золотые Ворота. Во главе колонны "Паккард" - один из самых дорогих "янки" тех пор, за ним весь заморский авто-хит-парад.
Сентябрь 1939 года. Германские войска перебежали границу Польши - началась 2-ая глобальная война. На фронтальном плане 1,5-тонный "Бюссинг-НАГ G31" с номерным знаком вермахта.
Лето 1944 года. Открытие второго фронта. Бойцы армии США в трехосной амфибии Джи-Эм-Си-DUKW десантируются у берегов Нормандии.
Апрель 1945 года. Бои на улицах Вены. Бойцы 3-го Украинского фронта в южноамериканском вэдовом бронетранПодвескаере М3А1.
Май 1945 года. Обитатели Праги встречают освободителей. Маршал Конев в "Опеле-Капитан" с кузовом известной до войны компании "Глезер".
Лето 1945 года. Уцелевшие в кровавой бойне евреи движутся в Палестину строить свое правительство. За рулем южноамериканского "Интернешнл-Н 542" германский военнопленный, о чем гласит табличка на радиаторе.
1963 год. Строительство Усть-Илимской ГЭС. Ангару перекрывают камнями десятитонные КрАЗы-222.
22 ноября 1963 года, Даллас. Джон Ф. Кеннеди в президентском 320-сильном "Линкольне-Континенталь". До выстрела несколько секунд... Автомобиль служил в гараже Белоснежного дома еще при 2-ух хозяевах, а позже переехал в Дирборн, в музей Генри Форда.
1965 год, Москва. Ю. А. Гагарин у французского посольства с подарком аэрокосмического концерна "Матра". Авто история компании только начиналась. Первому астронавту вручили первую модель - "Матру-530".
Июль 1971 года. Южноамериканские космонавты Дэвид Скотт и Джеймс Ирвин изучили поверхность Луны на этом электромобиле.
1980 год. Русские бойцы на "козликах" - UAZ 469 и ГАЗ-69А в Афганистане. До окончания бесславной кампании еще длительных девять лет.
Сентябрь 1980 года. Пробита брешь в монолите соцлагеря: 1-ый съезд "Солидарности" в Гданьске. Флаг независящего профсоюза везли в редчайшем открытом "Польском-ФИАТе-125Р".
10 декабря 1987 года. Перестройка в разгаре. Генсек Горбачев, вице-президент США Буш и верхушка русского автопромышленности - ЗИЛ-41047 в Вашингтоне (фото ИТАР-ТАСС).
Осень 1999 года. Десятая годовщина падения Берлинской стенки - знака стального занавеса. Сейчас стенка - пенопластовая, а разрушил ее "Трабант-601". Двухцилиндровые, двухтактные тарахтелки "траби", родившиеся из довоенных ДКВ, многие годы были мечтой людей ГДР (фото АП).