Короля играет окружение
Короля играет окружение
Автозаводы, обычно, изготовляют кузов и начиняют его всем нужным, превращая к концу конвейерной нити в автомобиль.
Означает, почти во всем его содержимое – на совести бессчетных поставщиков (по-немецки – лиферантов). На предприятиях-смежниках работает больше людей, чем на самих автозаводах, при этом часто на одном и том же конвейере делают Ремонт и эксплуатация для машин-конкурентов.
Новинки и изобретения тоже нередко возникают конкретно у поставщиков, придумывающих (время от времени на заказ, время от времени деятельно) новые электрические системы, умные рессоры, активные рули. Им не всегда достается слава? Лиферанты не сетуют – обороты громадны, а заказы гарантированы на много лет вперед: ведь когда модель снимут с производства, комплектующие будут еще длительно воспользоваться спросом.
Кто же и как обеспечивает качество автомобиля? Мы побывали на предприятиях концерна ZF («Цанрад фабрик»), объединившего под своим крылом марки «Закс», «Боге», «Лемфёрдер».
На уровне мыслей снимем с машины кузов, мотор и колеса. Все, что остается, можно, пожалуй, отыскать на одном из конвейеров бессчетных заводов ZF, разбросанных по миру. И, если честно, тяжело вспомнить марку автомобиля, легкового либо грузового, где не использовались хотя бы несколько деталей этой компании. Те же сцепления «Закс» выпускали в свое время даже для «Москвича», а сейчас подписан контракт о разработке СП с КамАЗом.

ГОСПОДА, СПРЯЧЬТЕ ВАШИ ФОТОАППАРАТЫ!

Эта сакраментальная фраза звучала каждый раз, чуть пред нами раскрывались двери цехов и лабораторий. Вот, к примеру, многообещающая передняя подвеска в сборе (а для какого автомобиля – большой секрет!) трясется на впечатляющих размеров агрегате. Гидроцилиндры без утомились толкают и дергают ступицы колес, при всем этом к тому же поворачивая их вправо-влево. Но почему толчки настолько хаотичны? В компьютер щита записаны данные с реального участка достаточно ухабистой дороги.
Вот в ящике лежат новые рычаги для «Ауди-Пик-Пикс» и… «Фольксвагена-Пик-Пикс». Так написано на этикетках. Но разве таковой «Фольксваген» существует? Ответ прост: «Ноу комментс, сорри».

Позвольте, ну хоть чего-нибудть можно снять для журнальчика? Что ж, полюбуйтесь на щит натурных испытаний сцеплений для грузовиков. Оказывается, кроме имитации нагрузок при помощи электромоторов, крутящих маховик, поведение сцепления изучают и в критериях, очень приближенных к реальным. Другими словами, оно смонтировано на «родном» дизеле, но момент сопротивления делают электромоторы.
А вот на щит аналогичного предназначения для легковых авто разрешили поглядеть только из-за стекла – чтоб нельзя было распознать марку мотора. Тут пошли еще далее: ради испытаний сцепления собрали весь агрегат плюс ходовую часть – прямо до ступиц колес. Самый натуральный рычаг коробки передергивает рука бота, а его нога нажимает на педаль. Программка позволяет имитировать деяния как опытнейшего водителя, так и новенького – сцепление должно выдержать все. «А какая быстрота включения оптимальна исходя из убеждений ресурса узла?». Оказалось – 0,25 с, имейте в виду.
БРЕМЕНСКИЕ ЛИФЕРАНТЫ
Предприятия «Лемфёрдер» и «Боге» разместились в округах Бремена. Большой промышленный и портовый центр Германии известен больше своими знаменитыми музыкантами, и путь бессчетных туристов лежит в старенькую часть городка, где стоят друг на друге бронзовые ишак, собака, кот и петушок. А вот сова – это совершенно из другой сказки, поточнее, из биографии отца и отпрыска Улдеруп, основоположников предприятия «Лемфёрдер» и почитателей мудрости этой птицы.
Схемы подвесок, их рычаги и сайлент-блоки, тяги и стабилизаторы появляются тут. Заказчик (авто компания) выдает требования к будущей подвеске, предел ее цены, отведенное для монтажа место. Проектом конструкции, состоящей из массы рычагов, шарниров, пружин, амортизаторов (а в ближайшее время и электроники), занимаются в центре разработок, имеющем два корпуса – для легковых и грузовых автомобилей. Средств не жалеют: каждый год 6% оборота расходуют на исследования. В итоге рождается ноу-хау и возникают совсем новые решения.
Технологии производства деталей современные, а способы их испытаний беспощадные. К примеру, головки с шарнирами приваривают к тягам... трением. Процесс занимает секунды и не очень впечатляет. Зато позже на испытательном щите готовое изделие рвется напополам… не по сварному шву! А шаровые шарниры после 17 дней в камере соляного тумана смотрятся как будто новые, хотя, как говорят, эти деньки равноценны паре лет реальной эксплуатации.

Заместо ЭПИЛОГА

«Короля играет свита» – эта самая фраза пришла на разум после увиденного. Если окружение не ахти, то и повелитель будет «не очень». Зато, когда автомобиль заслуживает высших оценок, не грех вспомнить всех создателей фуррора!
НОВОЕ – ЭТО Отлично ВОССТАНОВЛЕННОЕ Старенькое
Как ни надежны сцепления «Закс», но их век все таки короче, чем у современного автомобиля. В какой-то момент встает вопрос об утилизации... Для сцеплений выдумана уникальная разработка восстановления, когда часть деталей подменяют, а часть – кропотливо держут под контролем и употребляют повторно. При этом восстановленные комплекты сцеплений не отличаются от новых ни по стоимости, ни по гарантированному сроку службы. В Германии до 18% сцеплений служат по второму разу, а вот французы почему-либо уперлись: согласны брать только новые. Любопытно, что восстановление сопоставимо по затратам с созданием с нуля и затеяно ради экологии и экономии ресурсов.