КОРОБКА ТЕЛЕПЕРЕДАЧ
КОРОБКА ТЕЛЕПЕРЕДАЧ
ТЕХНИКА
МЫ В ЭФИРЕ
Практически каждое утро ПРТС Русского телевидения выезжает на задание.
8.45 утра: с 5-й улицы Ямского поля передвижная станция отчаливает в Охотный ряд: репортажи из Госдумы всегда необходимы "Вестям" либо, к примеру, "Зеркалу", да не достаточно ли какой еще программке муниципального телевидения! Естественно, случись кое-где в столице либо Подмосковье неординарное событие, мобильная станция покинет пост в центре, чтоб обеспечить прямое включение в новостную программку. Вобщем, сейчас никаких потрясений не ожидается...
9.10: "Унимогу" не очень комфортно на Тверской. У вездехода восемь передач вперед и столько же вспять, блокируемые межосевой и междуколесные дифференциалы; все это "хозяйство" приводит в движение шестилитровый дизель мощностью 114 кВт/155 л. с. с страшным моментом 540 Н.м при 1400-1700 об/мин. Тракторные свойства ПРТС - дань универсальности. "Унимог" стопроцентно оправдал себя в командировке в Чечне; для Москвы, естественно, лучше микроавтобус, но иметь несколько станций на разных шасси - очень драгоценное наслаждение.
9.20: ПРТС на месте. Выдвигаются опоры - станция накрепко зафиксирована; в ближний канализационный лючок вставлен железный штырь заземления. Практически неслышно заурчал в изолированной капсуле семикиловаттный дизель-генератор, в просвет меж Историческим музеем и кремлевскими башнями нацелилась "тарелка" спутниковой антенны. Рядом паркуется "Форд-Транзит" - прибыли репортер, оператор и звукооператор "Вестей" и сходу ушли в Думу. Здесь же стоят машины ОРТ, ТВ-6, ТВЦ.
10.00: экипаж "Унимога" готовит оборудование к работе. Скоро ребята из "Вестей" должны принести кассету, которую нужно перегнать в студию на Ямском; чуток позднее журналист проведет прямой репортаж в 11-часовой выпуск новостей. От Думы передают сигнал так: он "путешествует" к спутнику, который висит на орбите высотой 33 000 км, позже ворачивается на Землю... в 5 км от места старта. По прямой его не передашь - очень много помех.
11.07: записанный в парламенте материал уже выслан; группа "Вестей" готовится к прямому включению. "Здрасти! Сейчас Муниципальная Дума дискуссирует..." Пара минут - и на этом основная работа ПРТС закончена.
Машина, естественно, еще постоит в Охотном ряду - вдруг что увлекательное учудят парламентарии? Другой раз приходится выезжать на ЧП: помните, в Подмосковье что-то взорвалось в военной части? Тогда "Унимог" показал себя во всей красоте, по целине обойдя кордоны и проведя репортаж с самого близкого расстояния. Такая работа: докладывать людям анонсы; дай бог - отличные!
14.00: сейчас вечерком на Шаболовке выступает Лена Камбурова. Записывать концерт будет ПТС "Песо" - тягач ИВЕКО заблаговременно паркует полуприцеп у стенок студии. Итальянский "Евростар" поменял "Супер-МАЗ": телевизионщики сетовали на ненадежность нашего грузовика. А ведь ПТС должна всегда пребывать в боевой готовности. Завтра, к примеру, ей отчаливать в Питер на Гран-при Рф по фигурному катанию.
15.00: в этой студии 10 камер, которые могут удаляться на 400 м - такая длина кабелей. Вобщем, их можно нарастить, ну и камер может быть до 14. А когда в Санкт-Петербурге праздновали 300-летие Русского флота, эта машина собирала воедино материал с 3-х других ПТС и 25 камер, установленных по городку.
17.05: по технологии, ПТС должна быть стопроцентно развернута за 4 часа. Для начала студию обеспечивают энергией: эту, к примеру, подключили к городской сети (собственного генератора у "Песо" нет, а потребление - 30 кВт). 1-ый час уходит лишь на то, чтоб обогреть салон от -3 до +20°С. На данный момент инспектируют режиссерский пульт, настраивают все 10 камер, чтоб "рисунки" не отличались по цвету. Кстати, на "пэтээсках" работает самый квалифицированный персонал: практически всегда по дороге к месту съемки из-за тряски либо холода что-то раскоммутируется, выйдет из строя... Ремонтников с собой не повезешь - рассчитывают лишь на себя.
18.00: кажется, все готово. "Внимание... Запись!"
Эта самая машина пишет возлюбленный "Голубой огонек". На подготовку программки уходит практически весь декабрь, и выходит, телевизионщики празднуют Новый год целый месяц...
/ПРОФЕССИЯ
КОРОБКА ТЕЛЕПЕРЕДАЧ
Авто, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ТВ
Новенькая РУБРИКА "ПРОФЕССИЯ" ЗАДУМАНА КАК РАССКАЗ ОБ АВТОМОБИЛЯХ-РАБОТНИКАХ. МЫ
Не только лишь ПРЕДСТАВИМ Особые МАШИНЫ, Да и ПОКАЖЕМ ИХ В ДЕЛЕ. КАРЬЕРНЫЕ САМОСВАЛЫ И "СКОРЫЕ", АЭРОДРОМНЫЕ ТЯГАЧИ И ТАКСИ...
С КАКИХ НАЧАТЬ? Естественно, С АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ!
ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН
ФОТО / АЛЕКСАНДР БАТЫРУ, Компания "КВАЛИТРОН"
Для пишущей братии особых машин не существует. Другое дело - наши снимающие коллеги. Многим, наверняка, приходилось созидать у стадионов либо театров большие автобусы с логотипами телекомпаний: вот это техника! Что там снутри?
Естественно, на телевидении трудятся самые различные авто: от обыденных "четверок", перевозящих съемочные группы, до фургонов с осветительным оборудованием. Мы выбирали самые достойные внимания: машины, конкретно снимающие и транслирующие программки. Изумительные устройства скрываются за неказистыми аббревиатурами ПТС и ПРТС. Итак... Мотор!
ТЕЛЕЦЕНТР
В МИНИАТЮРЕ
ПТС - это передвижная телевизионная станция. Тут передачи снимают, озвучивают и монтируют, "начиняют" эффектами, так что на выходе выходит готовый продукт - хоть на данный момент в эфир.
Современные ПТС специализируются на определенных видах программ - скажем, для хоккейного матча необходимо одно оборудование, для шоу - несколько другое. Не считая того, станции отличаются масштабом: имеющие на борту до восьми камер еще можно уместить на авто двух-трехосном шасси, если нужно больше - ПТС строят на полуприцепе. Стоит мобильная телетехника совсем безумных средств - 2; 2,5; 5 миллионов баксов, из которых 80% и поболее - стоимость фактически оборудования.
Желаете знать, какого? Типовой набор: телекамеры (до 33 штук!), аппаратура преобразования сигнала, магнитофоны (время от времени выше 10), видеоконтрольные устройства, режиссерский и звуковой пульты и т. д. и т. п. Тут же упомянем массивные системы отопления и кондиционирования - без последней в начиненном электроникой кузове жара будет 50-80°С! "Жилая" часть большой ПТС обычно разбита на три отсека: режиссерский, инженерный, звуковой.
Обычно, станция автономна: электричеством (а потребляет вся аппаратура около 30 кВт) обеспечивает интегрированный дизель-генератор. Если его нет, ПТС работает, как выражаются телевизионщики, "от стенки", другими словами от городской сети, либо в паре с передвижной электрической станцией на шасси грузовика.
Строят ПТС как корабль. Работа спец компании начинается с подготовки техзадания (ибо не всегда заказчик - телекомпания - точно знает, что ей необходимо) и завершается поставкой готовой машины. Шасси выбирают, исходя из определенного проекта.
"Мир шоу-бизнеса" предъявляет некие специальные требования к транПодвесканому средству. Оно должно быть долговременным - в полуприцепах обширно употребляют алюминий и нержавеющую сталь. Большой припас хода обеспечивают дополнительные баки (в Рф, не считая того, животрепещущ обогрев топливной системы). Машина либо прицеп должны стабильно стоять на земле - неотклонимы минимум две дополнительные опоры. Ну и, пожалуй, главное - грузовик с ПТС будет всегда идиентично нагружен (полная масса трехосника доходит до 24 т), потому часто ему особенным образом настраивают подвески. Тем паче, что телевизионное оборудование просит деликатности.
Ширина станции в рабочем состоянии время от времени составляет... 7 метров. Естественно, таковой дом не ездит по дорогам. Для удобства работы инженеров и режиссера стены большой ПТС делают раздвижными с электро- и, "на всякий пожарный", механическим приводом.
С ТАРЕЛКОЙ НАПЕРЕВЕС
Если ПТС - это модель телецентра, то передвижная репортажная телевизионная станция (ПРТС) - малая Останкинская башня. В ней тоже могут быть одна-три камеры, непременно пара видеомагнитофонов, 4-10-киловаттный дизель-генератор, но главное орудие производства - антенна. Ибо ПРТС обеспечивает работу тележурналиста в прямом эфире. Соответственно, на крыше у микроавтобуса (а в большинстве случаев конкретно он служит шасси для станции) располагают спутниковую "тарелку". Не считая того, бывают станции радиорелейные - для работы в зоне прямой видимости приемной антенны. Они, очевидно, дешевле - оборудование "тянет" на 60-70 тыс. баксов против спутниковых 250 тыс.
Время от времени ПРТС следуют за большенными "пэтээсками", чтоб вести прямую трансляцию Подвескаивных соревнований, концертов и схожих мероприятий. Но в большинстве случаев они работают, как на пожаре: резвый выезд к месту действия, репортаж в программку новостей и... вперед, к последующей сенсации.
Без малого два года вспять на соревнованиях по лыжному Подвескау дебютировала стопроцентно цифровая ПТС, сделанная компанией "Квалитрон" для финского телевидения. В полуприцепе 13,74х2,55х4 м расположены 12 камер, 6 видеомагнитофонов, 5 звуковых рекордеров... вобщем, полный перечень оборудования усвоют только спецы.
Станция на шасси двухосного грузовика "Мерседес-Бенц LK". На крыше модуля обычно оборудуют съемочную площадку - не пропадать же настолько комфортной высочайшей точке!
Четырехкамерная цифровая ПТС Башкирского телевидения разместилась в фургоне "Спринтер". Это одна из самых современных машин в Рф. Интересно, что в систему отопления заходит подогреваемый... пол!
РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ТЕЛЕКАНАЛ РТР И ФИРМУ "КВАЛИТРОН" ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.