ЖИЗНЬ - В МЕШКЕ
ЖИЗНЬ - В МЕШКЕ
ТЕХНИКА
/Законодательство
ЖИЗНЬ - В МЕШКЕ
ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ ОН СПРЯТАН ОТ НАШИХ ГЛАЗ
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
Внезапный занос, вылет на встречную полосу, удар! Предстоящее зависит не только лишь от воли варианта, да и от изобретательности конструкторов. За последние 30 лет инженерам удалось продвинуться далековато вперед, а реальную революцию сделали подушки безопасности. Сейчас вопрос, быть либо не быть "эйрбэгам", стал риторическим - они на самом деле обосновали свою эффективность, подтвердив ее широкой статистикой. Уже 1-ые эталоны посодействовали понизить возможность томных травм на 40%.
При общемировом годичном выпуске легковых автомобилей 50 млн. штук только компания TRW, один из ведущих профессионалов в области систем безопасности, производит сейчас выше 40 млн. подушек. По какому пути шла их эволюция?
Денек ВЧЕРАШНИЙ
Ассоциация производителей автомобилей США разрабатывала 1-ые "воздушные мешки" еще в 1952 году. К 60-м уже все ведущие компании начали опыты со сжатым воздухом и охлажденным газом, которыми заполняли большие нейлоновые мешки. Скоро появились пиропатроны с азидом натрия, вырабатывающие безобидный газ-наполнитель - азот. Таковой взрыв просто поддается контролю - качество, нужное для неопасной и точной работы подушки. К тому же сгорает азид натрия скоротечно, позволяя раскрыть подушку очень стремительно.
Но это было только начало пути. Ведь предстояло еще отыскать лучший объем подушки, сделать пиротехнику снутри салона неопасной для человека, вынудить ее срабатывать впору и т. д.
Поиск решений занял много времени - 1-ый серийный эталон подушки появился только в 1981 году на "Мерседес-Бенце" S-класса, сначала вызвав разноплановую реакцию. Все же до конца года "Mercedes" продал более 2,5 тыс. машин с подушками. Скоро другие большие производители последовали его примеру и один за одним стали монтировать подушки в рули дорогих моделей, а пиротехнику приспособили и для ремня безопасности.
Непременно пристегивайте ремень на автомобиле, оборудованном подушками. Ведь "эйрбэг" - только часть системы SRS (Supplemental Restraint System - системы дополнительного удерживания), неэффективной без ремня.
При помощи пиротехнического преднатяжителя ремень при аварии фиксирует водителя, предотвращая "прыжок" навстречу раскрывающейся подушке. Ограничитель усилия не позволяет ремню очень очень врезаться в грудную клеточку, предупреждая травму.
Предел 80-90-х ознаменовался практически поголовным внедрением в создание подушек для фронтального пассажира. В отличие от водительской, объемом около 30 л, пассажирская подушка еще "пышнее" и изредка бывает меньше 100 л в объеме. Поменялось размещение датчика ускорения - акселерометра, который вначале монтировали в фронтальной части салона; кстати, некие системы стопроцентно помещались в баранке. При катастрофе датчик получал информацию о нраве столкновения только спустя 50 миллисекунд, а это нередко бывало очень поздно.
Другой вариант, скоро завоевавший фуррор, представила компания "Бош". К примеру, датчики, распознающие переднее столкновение, расположены под фонарями, так что компьютер уже через 15 миллисекунд знает, что произойдет в последующее мгновение.
НАШИ СОВРЕМЕННИКИ
Посреди 90-х многие авто бизнес-класса уже несли на борту четыре подушки (по одной на каждого пассажира), но эта защита, полностью надежная при передних столкновениях, пасовала, если удар приходился в бок... Так что полностью логичным шагом стало рождение боковых подушек, обычно, спрятанных в спинках сидений либо, почаще, за обивками салона. Интересно, что подобные передним по концепции, боковые подушки сначала оказались не по зубам многим фирмам-производителям.
Неувязка заключалась в том, что места снутри двери либо в спинке кресла куда меньше, чем в панели устройств и даже управляющем колесе. Потому боковые подушки скромнее в объеме - около 15 л - и нередко асимметричной формы. При их проектировании обширно использовали компьютерные технологии. Для управления подушками в районе порогов расположили дополнительные датчики, фиксирующие боковой удар.
Ко времени возникновения этих ноу-хау колебаний в полезности подушек уже не появлялось, хотя их быстрое распространение повлекло за собой и истинные катастрофы: "нокаута" время от времени не выдерживали старые Различное и малыши. Прямо за предостережениями родителям, нередко беззаботно сажавшим малышей вперед, разработчикам пришла мысль установить выключатель подушки.
Большая часть производителей советуют устанавливать детское кресло на заднее сидение. Сажать малыша в кресле на фронтальное сидение допускается, только отключив подушку безопасности!
Скоро стало разумеется, что такое решение - не панацея. Тогда и появились 1-ые "умные" системы. Они не только лишь срабатывают вдвое-втрое резвее. Микропроцессоры научились определять силу и направление наружного воздействия, а при помощи ультразвуковых и инфракрасных датчиков фиксируют начальное положение каждого пассажира. Естественно, нелишней будет и информация о том, пристегнуты ли пассажир и шофер во время аварии либо нет, верно ли установлено детское кресло. "Осведомившись" об этом, электроника решает, использовать ли все подушки либо только передние, надувать их стопроцентно либо вполсилы, использовать ли преднатяжители. А может быть, столкновение так безвредно, что вмешательство подушек ни к чему? Естественно, и 1-ые эталоны подушек не "выстреливали" при легком столкновении, но с каждым новым макетом компьютерный мозг становится все более дальновидным, а механика - проницательной.
Невзирая на сложность, дороговизну и умственное совершенство, автомобиль все таки небезопасен. Да и конструкторская идея не стоит на месте. Одна из новаций - так именуемые "занавески", которые прячут в крыше над дверным просветом.
В отличие от боковых подушек, призванных защитить грудную клеточку, оконные защищают голову от контакта со стеклом и центральной стойкой. Защищает "занавеска" и от осколков стекла, держит при опрокидывании автомобиля. Сложной формы, нередко более чем двухметровые в длину, "занавески" готовы придти на помощь уже спустя 25 миллисекунд после начала аварии. Они практически на третья часть наращивают шансы избежать травм по сопоставлению с машиной, оборудованной только передними. Это в особенности принципиально, беря во внимание, что с 1985 года толика боковых столкновений в общем числе аварий выросла в два раза.
ЗАГЛЯНЕМ В ЗАВТРА
Эволюцию систем безопасности тяжело предвидеть. То и дело появляются новые идеи, патентуются изобретения. Так, не так давно компания "Аутолив" представила подушку со ступенчатым методом раскрытия, способную защитить все тело, а не только лишь голову. Схема ее работы необыкновенна тем, что поначалу газ поступает в нижнюю часть подушки, а потом заполняются бока и верх. Разумеется, перекочуют в автопромышленность из аэрокосмической индустрии надувные... ремни и пиропатроны с арситом - горючим для твердотопливных ракет. Он не содержит токсинов и оставляет после сгорания только безопасный хлористый кальций.
Не последнюю роль играет и экологический нюанс. К примеру, все почаще газы от взрыва пиропатрона употребляют не для заполнения подушки, а только для разрушения мембраны камеры, в которую закачали под огромным давлением инертный аргон. В угоду экологии в качестве заряда пробуют безобидную водородно-кислородную смесь.
Имеющиеся требования не клеветают неотклонимого наличия подушек на борту автомобиля. Но сейчас стало естественным, что выполнить все более жесткие нормы безопасности, другими словами сохранить жизнь водителя и пассажиров даже в тяжеленной аварии, без их просто нереально.
При таком столкновении водителю "Фольксвагена-Гольф" 15-летней давности не позавидуешь. А вот пассажиры "Гольфа IV" отвертелись только синяками.
Времена, когда встроить подушку в ступицу руля было трудно, издавна ушли в прошедшее. Сегодняшние устройства так малогабаритны, что практически не оказывают влияние на дизайн баранки.
У каждой компании свое представление об безупречной форме подушки: в качестве кандидатуры "занавескам" "Мерседеса" БМВ предлагает "трубы".
Развитой системой безопасности
в наши деньки никого не удивишь: даже полностью
демократичные модели, наподобие БМВ третьей серии,
прячут под обивками до восьми подушек.
ТЕХНИКА
/Законодательство
ЖИЗНЬ - В МЕШКЕ
ДО ПОРЫ ДО ВРЕМЕНИ ОН СПРЯТАН ОТ НАШИХ ГЛАЗ
ТЕКСТ / Миша ГЗОВСКИЙ
Внезапный занос, вылет на встречную полосу, удар! Предстоящее зависит не только лишь от воли варианта, да и от изобретательности конструкторов. За последние 30 лет инженерам удалось продвинуться далековато вперед, а реальную революцию сделали подушки безопасности. Сейчас вопрос, быть либо не быть "эйрбэгам", стал риторическим - они на самом деле обосновали свою эффективность, подтвердив ее широкой статистикой. Уже 1-ые эталоны посодействовали понизить возможность томных травм на 40%.
При общемировом годичном выпуске легковых автомобилей 50 млн. штук только компания TRW, один из ведущих профессионалов в области систем безопасности, производит сейчас выше 40 млн. подушек. По какому пути шла их эволюция?
Денек ВЧЕРАШНИЙ
Ассоциация производителей автомобилей США разрабатывала 1-ые "воздушные мешки" еще в 1952 году. К 60-м уже все ведущие компании начали опыты со сжатым воздухом и охлажденным газом, которыми заполняли большие нейлоновые мешки. Скоро появились пиропатроны с азидом натрия, вырабатывающие безобидный газ-наполнитель - азот. Таковой взрыв просто поддается контролю - качество, нужное для неопасной и точной работы подушки. К тому же сгорает азид натрия скоротечно, позволяя раскрыть подушку очень стремительно.
Но это было только начало пути. Ведь предстояло еще отыскать лучший объем подушки, сделать пиротехнику снутри салона неопасной для человека, вынудить ее срабатывать впору и т. д.
Поиск решений занял много времени - 1-ый серийный эталон подушки появился только в 1981 году на "Мерседес-Бенце" S-класса, сначала вызвав разноплановую реакцию. Все же до конца года "Mercedes" продал более 2,5 тыс. машин с подушками. Скоро другие большие производители последовали его примеру и один за одним стали монтировать подушки в рули дорогих моделей, а пиротехнику приспособили и для ремня безопасности.
Непременно пристегивайте ремень на автомобиле, оборудованном подушками. Ведь "эйрбэг" - только часть системы SRS (Supplemental Restraint System - системы дополнительного удерживания), неэффективной без ремня.
При помощи пиротехнического преднатяжителя ремень при аварии фиксирует водителя, предотвращая "прыжок" навстречу раскрывающейся подушке. Ограничитель усилия не позволяет ремню очень очень врезаться в грудную клеточку, предупреждая травму.
Предел 80-90-х ознаменовался практически поголовным внедрением в создание подушек для фронтального пассажира. В отличие от водительской, объемом около 30 л, пассажирская подушка еще "пышнее" и изредка бывает меньше 100 л в объеме. Поменялось размещение датчика ускорения - акселерометра, который вначале монтировали в фронтальной части салона; кстати, некие системы стопроцентно помещались в баранке. При катастрофе датчик получал информацию о нраве столкновения только спустя 50 миллисекунд, а это нередко бывало очень поздно.
Другой вариант, скоро завоевавший фуррор, представила компания "Бош". К примеру, датчики, распознающие переднее столкновение, расположены под фонарями, так что компьютер уже через 15 миллисекунд знает, что произойдет в последующее мгновение.
НАШИ СОВРЕМЕННИКИ
Посреди 90-х многие авто бизнес-класса уже несли на борту четыре подушки (по одной на каждого пассажира), но эта защита, полностью надежная при передних столкновениях, пасовала, если удар приходился в бок... Так что полностью логичным шагом стало рождение боковых подушек, обычно, спрятанных в спинках сидений либо, почаще, за обивками салона. Интересно, что подобные передним по концепции, боковые подушки сначала оказались не по зубам многим фирмам-производителям.
Неувязка заключалась в том, что места снутри двери либо в спинке кресла куда меньше, чем в панели устройств и даже управляющем колесе. Потому боковые подушки скромнее в объеме - около 15 л - и нередко асимметричной формы. При их проектировании обширно использовали компьютерные технологии. Для управления подушками в районе порогов расположили дополнительные датчики, фиксирующие боковой удар.
Ко времени возникновения этих ноу-хау колебаний в полезности подушек уже не появлялось, хотя их быстрое распространение повлекло за собой и истинные катастрофы: "нокаута" время от времени не выдерживали старые Различное и малыши. Прямо за предостережениями родителям, нередко беззаботно сажавшим малышей вперед, разработчикам пришла мысль установить выключатель подушки.
Большая часть производителей советуют устанавливать детское кресло на заднее сидение. Сажать малыша в кресле на фронтальное сидение допускается, только отключив подушку безопасности!
Скоро стало разумеется, что такое решение - не панацея. Тогда и появились 1-ые "умные" системы. Они не только лишь срабатывают вдвое-втрое резвее. Микропроцессоры научились определять силу и направление наружного воздействия, а при помощи ультразвуковых и инфракрасных датчиков фиксируют начальное положение каждого пассажира. Естественно, нелишней будет и информация о том, пристегнуты ли пассажир и шофер во время аварии либо нет, верно ли установлено детское кресло. "Осведомившись" об этом, электроника решает, использовать ли все подушки либо только передние, надувать их стопроцентно либо вполсилы, использовать ли преднатяжители. А может быть, столкновение так безвредно, что вмешательство подушек ни к чему? Естественно, и 1-ые эталоны подушек не "выстреливали" при легком столкновении, но с каждым новым макетом компьютерный мозг становится все более дальновидным, а механика - проницательной.
Невзирая на сложность, дороговизну и умственное совершенство, автомобиль все таки небезопасен. Да и конструкторская идея не стоит на месте. Одна из новаций - так именуемые "занавески", которые прячут в крыше над дверным просветом.
В отличие от боковых подушек, призванных защитить грудную клеточку, оконные защищают голову от контакта со стеклом и центральной стойкой. Защищает "занавеска" и от осколков стекла, держит при опрокидывании автомобиля. Сложной формы, нередко более чем двухметровые в длину, "занавески" готовы придти на помощь уже спустя 25 миллисекунд после начала аварии. Они практически на третья часть наращивают шансы избежать травм по сопоставлению с машиной, оборудованной только передними. Это в особенности принципиально, беря во внимание, что с 1985 года толика боковых столкновений в общем числе аварий выросла в два раза.
ЗАГЛЯНЕМ В ЗАВТРА
Эволюцию систем безопасности тяжело предвидеть. То и дело появляются новые идеи, патентуются изобретения. Так, не так давно компания "Аутолив" представила подушку со ступенчатым методом раскрытия, способную защитить все тело, а не только лишь голову. Схема ее работы необыкновенна тем, что поначалу газ поступает в нижнюю часть подушки, а потом заполняются бока и верх. Разумеется, перекочуют в автопромышленность из аэрокосмической индустрии надувные... ремни и пиропатроны с арситом - горючим для твердотопливных ракет. Он не содержит токсинов и оставляет после сгорания только безопасный хлористый кальций.
Не последнюю роль играет и экологический нюанс. К примеру, все почаще газы от взрыва пиропатрона употребляют не для заполнения подушки, а только для разрушения мембраны камеры, в которую закачали под огромным давлением инертный аргон. В угоду экологии в качестве заряда пробуют безобидную водородно-кислородную смесь.
Имеющиеся требования не клеветают неотклонимого наличия подушек на борту автомобиля. Но сейчас стало естественным, что выполнить все более жесткие нормы безопасности, другими словами сохранить жизнь водителя и пассажиров даже в тяжеленной аварии, без их просто нереально.
При таком столкновении водителю "Фольксвагена-Гольф" 15-летней давности не позавидуешь. А вот пассажиры "Гольфа IV" отвертелись только синяками.
Времена, когда встроить подушку в ступицу руля было трудно, издавна ушли в прошедшее. Сегодняшние устройства так малогабаритны, что практически не оказывают влияние на дизайн баранки.
У каждой компании свое представление об безупречной форме подушки: в качестве кандидатуры "занавескам" "Мерседеса" БМВ предлагает "трубы".
Развитой системой безопасности
в наши деньки никого не удивишь: даже полностью
демократичные модели, наподобие БМВ третьей серии,
прячут под обивками до восьми подушек.