НАСТРОЙЩИКИ
НАСТРОЙЩИКИ
/ПРИБОРЫ
НАСТРОЙЩИКИ
РЕГУЛИРУЕМ ЛЯМБДА-ЗОНДОМ
ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ
Настроить движок - наука. Профессионалов, способных на ощупь и на слух вынудить играть мотор без фальши, выискать. Но обучить агрегат брать верные нотки можно, если малость поупражняться с карбюратором под контролем газоанализатора или индикатора свойства консистенции ИКС-1. Газоанализатор для личного гаража - штука дорогая и непростая, ИКС - прост и дешев, но неточен. Подмены ему не было, пока не обратились к деталям современных впрысковых машин. Так появился новый малогабаритный прибор для опции и регулировки.
Идет речь о лямбда-зонде. Он указывает, как много сгорает горючее, определяя содержание кислорода (косвенно СО и СН) в выхлопе. А раз так - датчик кислорода (2-ое заглавие лямбда-зонда) можно использовать в качестве инструмента для регулировки состава консистенции хоть какого бензинового мотора. Довольно сделать корпус для датчика, поместить прибор в глушитель, снять показания и подать их в комфортной форме.
Таковой прибор показан на фото 1. Устроен он просто: в цилиндрическом корпусе смонтированы лямбда-зонд "Бош", процессор и светодиоды. Для анализа свойства топливной консистенции прибор просто вставляют в выхлопную трубу и укрепляют резиновым уплотнителем (фото 2). Последний нужен к тому же для того, чтоб не было подсоса воздуха. Прибор так малогабаритен и неприхотлив, что годится для самостоятельной работы в гараже.
Выяснить, как эффективен индикатор, мы решили при помощи стационарного цифрового газоанализатора "Автотест МП" - прибора сурового и четкого, того самого, который употребляют на ПИКах (фото 3). Естественно, прошедшего метрологическую поверку. А для сопоставления в компанию пригласили отлично узнаваемый гаражным мастерам индикатор свойства консистенции ИКС-1 (фото 4).
Три человека на одной и той же машине, независимо друг от друга, проводили измерения. У первого с газоанализатором показания однозначны - это числа. 2-ой с датчиком кислорода ориентируется по мерцанию светодиодов, 3-ий с ИКС-1 и совсем почти во всем опирается на интуицию, разглядывая цвет пламени и гадая, укладывается ли данный колер в ГОСТ. В итоге по перемигиванию желтоватого и красноватого светодиодов лямбда-датчика вышла "норма", оранжевое пламя в глазке ИКС-1 ввело мастера в заблуждение - он оценил смесь как "обогащенную". Эталонный прибор зафиксировал 2,85% СО. Много, но в норму (ГОСТ 17.2.2.03-87) укладывается.
Сейчас попробуем найти точность работы устройств, делая упор на показания стационарного газоанализатора. Для этого будем оценивать качество консистенции, меняя положение регулировочных винтов карбюратора. Измерения проводятся на малых оборотах холостого хода и на завышенных. Узнали: настроить карбюратор до применимого режима можно хоть каким из 3-х устройств, могли быть сноровка да опыт. Учтем: показания их личны и зависят от представления мастеров.
Так каким же прибором можно настроить резвее? Винт свойства всякий раз заворачиваем на однообразное количество оборотов, а позже равномерно выводим в норму, отталкиваясь от показаний устройств. Медлительнее всех оказался газоанализатор МП. Это логично: прибор очень инерционен, а если перескочил норму - начинай поначалу. Но точность опции тут наивысшая. Вопрос в том, нужна ли она. Маленькая погрешность навряд ли воздействует на работу мотора и на выброс.
Резвее всех с настройкой совладал мастер, орудующий ИКС-1, - цвет пламени при изменении состава консистенции изменяется фактически одномоментно. Но СО оказалось занижено - фактор субъективности оценки цвета занес свою лепту.
Лямбда-датчик занял среднее место как по времени опции, так и по точности. Реакция прибора на изменение состава консистенции фактически моментальная. Но сам переход "от красноватого к зеленоватому" на светодиодах изловить не просто - все они время перемигиваются и крутить винт приходится медлительно.
Подведем итоги. Найти СО и СН обоим индикаторам не под силу. А вот подобрать лучший состав консистенции можно. Если движок "здоров", то этого довольно для того, чтоб "втиснуться" в нормы выхлопа. Светодиодный индикатор работает стремительно и очень точно и не просит, чтоб у мастера был "соколиный" глаз и особенное чутье.
Лямбда-индикатор. Метод измерения: анализ реакции недоокисленных соединений СО и СН с кислородом. Компактный. Электропитание - 12 В от бортовой сети автомобиля. Показывает информацию светодиодами 3-х цветов. Условно совместим с выхлопными трубами разных автомобилей. Просит плотной посадки в трубу. Опасается этилированного бензина.
Газоанализатор "Автотест МП". Метод внедрения: определяет содержание СО, СН в выхлопных газах по инфракрасному излучению, определяет частоту вращения коленвала. Предназначен для четких измерений, употребляется на ПИКах. Питание от сети 220 В. Шкала цифровая. Годен для всех движков и выхлопных труб.
Индикатор ИКС-1. Обеспечивает конкретное наблюдение за горением консистенции в цилиндре и определяет ее состав по цвету пламени. Вворачивается заместо свечки. Малогабаритен. Дешев. Электропитания не требуется. Для работы нужен навык.