«Волга». Все течет
Знаменитые «Волги», «двадцать первая» и «двадцатьчетверка», как они создавались, как были выстраданы дизайнерами, конструкторами и технологами? Мы обернулись вспять и попробовали только очень коротко вспомнить их историю
Отшумела 1-ая послевоенная пятилетка, Горьковский автозавод вовсю штампует «Победы», а в недрах конструкторского отдела ГАЗа развернулась работа по созданию ее преемницы – ГАЗ-21 «Победа-II». Дизайнер Лев Еремеев представил гипсовый макет, похожий с укороченным ЗИМом. Но еще более конструктивным смотрелся параллельный проект под заглавием «Звезда», которым занимался Джон Вильямс. Его «победовский» преемник смотрелся, как фастбек с плавниками сзади. Все же работа Еремеева была еще поближе к технологическим способностям завода, и с 1953 года все усилия живописцев сосредоточились на ней.
Проект, нарисованный Джоном Вильямсом на смену «Победе». Тогда он еще именовался «Звезда».
Так как автомобиль проектировался для жестких критерий русской действительности, конструктивные особенности будущей «Волги» были полны противоречий. К примеру, рессорная задняя и шкворневая рычажная передняя подвески соседствовали с несущим кузовом, цельноалюминиевым движком, автоматической коробкой, составным карданным валом и централизованной смазкой узлов.
Все три серии знаменитой «21-й» машины, получившей имя «Волга»: 1956-го...
...1959-го...
...и 1962 года
К 1953 году обусловился общий стиль будущей машины, навеянный американской модой, также заглавие – «Волга». Ходовые макеты 21-й «Волги» (1954 ? 1955) выглядели практически так же, как серийные машины. Кроме дизайна передка ? цельный штампованный металлической лист с вертикальными прорезями уступил место трем горизонтальным опорам, увенчанным каплевидным утолщением со звездой. И уже на капоте прототипов основалась фигура скачущего оленя.
В 1956 году «Волга» ГАЗ-21-М (молотовец) увидела свет. 1-ая серия машин (до ноября 1958-го) была отчасти укомплектована «победовским» нижнеклапанным мотором, расточенным до объема 2,42 л (ГАЗ-21Г), – завод не успел освоить новый дюралевый движок. Самые ранешние машины оснащались автоматическими коробками.
С конца 1958 ? начала 1959 года «Волга» прошла «рестайлинг», самой приметной частью которого стал возврат к историческому виду фронтальной части автомобиля. Движок на 2-ой серии был только верхнеклапанный ГАЗ-21, маленькое количество автомобилей 2-ой серии снова получило АКП. В самом конце выпуска этой разновидности появился макет «Волги» с кузовом универсал ? ГАЗ-22. Машины и первого выпуска, и второго могли окрашиваться в два цвета.
Но самая превосходная модернизация произошла с 21-й «Волгой» весной-летом 1962 года, когда появилась 3-я серия. Снаружи эти машины отличаются решеткой радиатора «китовый ус» с 36 прорезями, наименее волнистыми бамперами, отсутствием клыков и знаменитой фигуры оленя. 3-я серия создавалась под лозунгом «больше незапятнанных линий, меньше хрома». В борьбе за удешевление производства ушли в небытие двуцветная расцветка и АКП.
20 1-ая «Волга» выдержала на конвейере до 15 июня 1970 года, когда ее стопроцентно сменила 24-я модель. Для того чтоб осознать, как появлялась эта машина и почему она вышла конкретно таковой, необходимо вообразить для себя нашу страну и Горьковский автозавод середины ? конца 60-х.
Наброски
В это время по дорогам вовсю ездили легковые авто третьего послевоенного поколения, по стилю и характеристикам ушедшие далековато вперед от собственных предшественников. Это показавшийся в 1964-м «Москвич-408» с 50-сильным движком и передовым дизайном. В 1967 году ему в пару вышел еще больше совершенный «Москвич-412» – автомобиль высокоскоростной и по тем меркам неопасный. А в самом конце десятилетия свет увидел «топ» российского автопрома ? полулицензионный ВАЗ-2101.
Таким макаром, невзирая на то что прочно сработанный и приносящий валюту ГАЗ-21 признавали даже за границей, забугорные дилеры прозрачно намекали, что с наружностью машины пора что-то делать.
Уже существовавшую тогда «Чайку» ГАЗ-13 Юрий Данилов уменьшил (на фото понизу) до размеров «Волги». Но графика «американского размаха», ужатая до габаритов среднеевропейского класса и к тому же быстро устаревающая, вышла непонятной
Проект Еремеева 1960 года
На разумы живописцев начала 60-х наисильнейшим образом повлияла южноамериканская промышленная выставка 1959 года в Сокольниках. Юный дизайнер Юрий Данилов представил проект, похожий с «Чайкой». Макет Данилова можно считать первой отправной точкой в истории ГАЗ-24. В 1960-м два передовых проекта подготовили Еремеев (создатель 21-й «Волги») и Циколенко. Оба продолжают тяготеть к «чайковским» барочным формам. Два года спустя проект Еремеева становится увеличенным «Москвичом», прямолинейным и лаконичным, но неоригинальным. В этот момент принимается судьбоносное решение – уменьшить высоту кузова, высадить ниже водителя и пассажиров, прирастить базу. Другими словами сделать новый автомобиль более «плоским».
В 1962-м Владимир Носаков предложил проект М-27, приличный, но стильный
А в 1963-м на рисунках Циколенко и Киреева возникают цельноштампованные двери и соответствующие волговские форточки
К 1963 году новый проект подготовили Циколенко и Киреев. На этом макете в первый раз можно узреть именитые «24-е» форточки со скошенными углами снизу и цельноштампованные двери без отдельной оконной рамки. Длинный и истязающий процесс в один момент завершился тем, что в канун 1964-го Циколенко и Киреев, запершись в мастерской, практически за две недели вылепили полностью новейшую машину – лишенную вычурностей, с осторожными переходами поверхностей и, главное, самобытную.
Сначала января 1964 года на худсовете свои творения представили тридцатилетний дизайнер Циколенко и практически в два раза старший знатный Еремеев...
...Практически все руководители завода поддержали ограниченный вариант маститого конструктора, но специально прибывший из Москвы знаменитый дизайнер Юрий Долматовский сходу начал дискуссировать проект юного художника и в конце концов настоял на победе машины Циколенко!
Владимир Носаков, управляющий легкового подразделения ГАЗа и к тому же хороший живописец, помнит все о разработке 24-й модели!
Вначале под капотом ГАЗ-24 «Волга» должны были поселиться четыре разных вида силовых агрегатов: обычная всем рядная «четверка», два варианта 6-цилиндровых V-образников, «чайковский» V8 и многообещающий рядный 4-цилиндровый дизель. Но построенный еще сначала производства 21-й модели Заволжский моторный завод, которому передали все двигательное создание с ГАЗа, откровенно не справлялся с новейшей программкой. В итоге 24-я «Волга» в абсолютном большинстве случаев оснащалась потомком 21-го мотора – рядной «четверкой» с объемом 2,4 л и мощностью, зависимо от степени сжатия, от 85 до 95 л.с. Как и на ее предшественнице, серийно на 24-й не появилось никакой другой коробки, не считая хрестоматийной механической «четырехступки». Разрабатывались для машины «автомат» под движок V6 и экзотичная трехступенчатая «механика» с рычагом на руле и автоматическим овердрайвом – все это осталось только на бумаге.
До утвержденного варианта были колебания, касающиеся фар и декоративных частей. Меж 2-мя прямоугольными, 4-мя круглыми малеханькими...
...и 2-мя большенными большими избрали последний – как самый выразительный и лаконичный
Заводские документы на новейшую «Волгу» были готовы к 1965 году, создание могло быть запущено в 1966-м. Почему же на последующую пятилетку ей был уготован «красный свет»? За стеной легкового конструкторского экспериментального отдела находились военные спецы завода. Грузовики и военная техника – основная продукция ГАЗа тех пор. А на дворе – арабо-израильская война. СССР оказывал поддержку арабам, сначала БТР60П. По заводской терминологии этот бронеавтомобиль именуется ГАЗ-49, и конкретно на его выпуск, также на разработку его преемника БТР70 бросили силы завода. За период с 1965-го по 1970-й в общей трудности было собрано наименее 400 штук ГАЗ-24 – мелкосерийных. И исключительно в июле 1970 года новый ГАЗ-24 «Волга» поменял на нити сборочного потока 21-ю модель.
Помните про «Волгу»: да это компактная квартира?
Новенькая «Волга» была принята отлично. Машина пошла в серию, замелькала на столичных улицах. Стране она понравилась – смотрелась современно, возила комфортабельно. Статус завода приметно поднялся в очах чиновников из госаппарата. О ней неудачно желали – большая часть машин до перестройки распространялось только по организациям. Приобрести ее в личное использование могли только избранные. Ею одаривали астронавтов и в виде заслуги разрешали приобрести известным артистам.
БТР70 на 5 лет задержал выпуск «24-й» в огромную серию
Не созданная для продаж в личные руки, «Волга» с самого начала проектировалась как автомобиль для разных служб. Версия для такси ГАЗ-24-01 (2) отличалась от базисной дефорсированным мотором, моющейся дерматиновой обивкой салона и таксометром с «зеленым огоньком». На базе универсала 24-02 выпускалась машина «Скорой помощи» (3). В ее кузове устанавливалась перегородка за фронтальным рядом, располагались носилки для хворого и сидение медперсонала. Серийно выпускались также «таксишный» универсал 24-04 и газобаллонное такси 21-07.
Посреди 80-х годов совсем износились кузовные штампы. Но на приготовленную вначале на замену «двадцатьчетверке» (а никак не на параллельный выпуск!) новейшую модель 3102 военные наложили вето, заявив: «Мы не позволим, чтоб на «генеральском» автомобиле ездили в такси!»
В 1992-м совместно с меняющейся государством практически без славы завершился век восхитительной 24-й машины. Заместо подмены устаревающей модели 24 на еще более многообещающую 31-ю ГАЗ обязан был сначала насыщать все ту же «двадцатьчетверку» уже отработанными 31-ми деталями (создавая 24-10), а потом и совсем перелицевать 31-й кузов в отталкивающий даже снаружи непонятный «ослобык» 31029
В итоге появился компромиссный ГАЗ-31029. Кузов 3102, но бензобак за спинкой заднего сидения не годился для универсала и для газобаллонного оборудования такси. Потому возвратили бак меж лонжеронов в полу багажника, а чтоб генералов не дразнить, сделали впереди спокойное оперение вместе с обычный пластмассовой темной решеткой и оптикой от «Москвича-2141».
ГАЗ-3102
Но все это будет позже, спустя 20, 30 и 40 лет.
Ну а модели 3110 и 31105 еще не стали историей – каждый денек мы их лицезреем на дорогах
ГАЗ-31105
А сначала 70-х 24-я «Волга» гранеными формами и красивыми деталями поражала ценителей стиля. Она была сразу прямолинейной и игривой, лаконичной и не похожей на других, коренастой и проходимой, крепкой труднодоступной кросоткой. г.
Проект, нарисованный Джоном Вильямсом на смену «Победе». Тогда он еще именовался «Звезда».
Так как автомобиль проектировался для жестких критерий русской действительности, конструктивные особенности будущей «Волги» были полны противоречий. К примеру, рессорная задняя и шкворневая рычажная передняя подвески соседствовали с несущим кузовом, цельноалюминиевым движком, автоматической коробкой, составным карданным валом и централизованной смазкой узлов.
Все три серии знаменитой «21-й» машины, получившей имя «Волга»: 1956-го...
...1959-го...
...и 1962 года
К 1953 году обусловился общий стиль будущей машины, навеянный американской модой, также заглавие – «Волга». Ходовые макеты 21-й «Волги» (1954 ? 1955) выглядели практически так же, как серийные машины. Кроме дизайна передка ? цельный штампованный металлической лист с вертикальными прорезями уступил место трем горизонтальным опорам, увенчанным каплевидным утолщением со звездой. И уже на капоте прототипов основалась фигура скачущего оленя.
В 1956 году «Волга» ГАЗ-21-М (молотовец) увидела свет. 1-ая серия машин (до ноября 1958-го) была отчасти укомплектована «победовским» нижнеклапанным мотором, расточенным до объема 2,42 л (ГАЗ-21Г), – завод не успел освоить новый дюралевый движок. Самые ранешние машины оснащались автоматическими коробками.
С конца 1958 ? начала 1959 года «Волга» прошла «рестайлинг», самой приметной частью которого стал возврат к историческому виду фронтальной части автомобиля. Движок на 2-ой серии был только верхнеклапанный ГАЗ-21, маленькое количество автомобилей 2-ой серии снова получило АКП. В самом конце выпуска этой разновидности появился макет «Волги» с кузовом универсал ? ГАЗ-22. Машины и первого выпуска, и второго могли окрашиваться в два цвета.
Но самая превосходная модернизация произошла с 21-й «Волгой» весной-летом 1962 года, когда появилась 3-я серия. Снаружи эти машины отличаются решеткой радиатора «китовый ус» с 36 прорезями, наименее волнистыми бамперами, отсутствием клыков и знаменитой фигуры оленя. 3-я серия создавалась под лозунгом «больше незапятнанных линий, меньше хрома». В борьбе за удешевление производства ушли в небытие двуцветная расцветка и АКП.
20 1-ая «Волга» выдержала на конвейере до 15 июня 1970 года, когда ее стопроцентно сменила 24-я модель. Для того чтоб осознать, как появлялась эта машина и почему она вышла конкретно таковой, необходимо вообразить для себя нашу страну и Горьковский автозавод середины ? конца 60-х.
Наброски
В это время по дорогам вовсю ездили легковые авто третьего послевоенного поколения, по стилю и характеристикам ушедшие далековато вперед от собственных предшественников. Это показавшийся в 1964-м «Москвич-408» с 50-сильным движком и передовым дизайном. В 1967 году ему в пару вышел еще больше совершенный «Москвич-412» – автомобиль высокоскоростной и по тем меркам неопасный. А в самом конце десятилетия свет увидел «топ» российского автопрома ? полулицензионный ВАЗ-2101.
Таким макаром, невзирая на то что прочно сработанный и приносящий валюту ГАЗ-21 признавали даже за границей, забугорные дилеры прозрачно намекали, что с наружностью машины пора что-то делать.
Уже существовавшую тогда «Чайку» ГАЗ-13 Юрий Данилов уменьшил (на фото понизу) до размеров «Волги». Но графика «американского размаха», ужатая до габаритов среднеевропейского класса и к тому же быстро устаревающая, вышла непонятной
Проект Еремеева 1960 года
На разумы живописцев начала 60-х наисильнейшим образом повлияла южноамериканская промышленная выставка 1959 года в Сокольниках. Юный дизайнер Юрий Данилов представил проект, похожий с «Чайкой». Макет Данилова можно считать первой отправной точкой в истории ГАЗ-24. В 1960-м два передовых проекта подготовили Еремеев (создатель 21-й «Волги») и Циколенко. Оба продолжают тяготеть к «чайковским» барочным формам. Два года спустя проект Еремеева становится увеличенным «Москвичом», прямолинейным и лаконичным, но неоригинальным. В этот момент принимается судьбоносное решение – уменьшить высоту кузова, высадить ниже водителя и пассажиров, прирастить базу. Другими словами сделать новый автомобиль более «плоским».
В 1962-м Владимир Носаков предложил проект М-27, приличный, но стильный
А в 1963-м на рисунках Циколенко и Киреева возникают цельноштампованные двери и соответствующие волговские форточки
К 1963 году новый проект подготовили Циколенко и Киреев. На этом макете в первый раз можно узреть именитые «24-е» форточки со скошенными углами снизу и цельноштампованные двери без отдельной оконной рамки. Длинный и истязающий процесс в один момент завершился тем, что в канун 1964-го Циколенко и Киреев, запершись в мастерской, практически за две недели вылепили полностью новейшую машину – лишенную вычурностей, с осторожными переходами поверхностей и, главное, самобытную.
Сначала января 1964 года на худсовете свои творения представили тридцатилетний дизайнер Циколенко и практически в два раза старший знатный Еремеев...
...Практически все руководители завода поддержали ограниченный вариант маститого конструктора, но специально прибывший из Москвы знаменитый дизайнер Юрий Долматовский сходу начал дискуссировать проект юного художника и в конце концов настоял на победе машины Циколенко!
Владимир Носаков, управляющий легкового подразделения ГАЗа и к тому же хороший живописец, помнит все о разработке 24-й модели!
Вначале под капотом ГАЗ-24 «Волга» должны были поселиться четыре разных вида силовых агрегатов: обычная всем рядная «четверка», два варианта 6-цилиндровых V-образников, «чайковский» V8 и многообещающий рядный 4-цилиндровый дизель. Но построенный еще сначала производства 21-й модели Заволжский моторный завод, которому передали все двигательное создание с ГАЗа, откровенно не справлялся с новейшей программкой. В итоге 24-я «Волга» в абсолютном большинстве случаев оснащалась потомком 21-го мотора – рядной «четверкой» с объемом 2,4 л и мощностью, зависимо от степени сжатия, от 85 до 95 л.с. Как и на ее предшественнице, серийно на 24-й не появилось никакой другой коробки, не считая хрестоматийной механической «четырехступки». Разрабатывались для машины «автомат» под движок V6 и экзотичная трехступенчатая «механика» с рычагом на руле и автоматическим овердрайвом – все это осталось только на бумаге.
До утвержденного варианта были колебания, касающиеся фар и декоративных частей. Меж 2-мя прямоугольными, 4-мя круглыми малеханькими...
...и 2-мя большенными большими избрали последний – как самый выразительный и лаконичный
Заводские документы на новейшую «Волгу» были готовы к 1965 году, создание могло быть запущено в 1966-м. Почему же на последующую пятилетку ей был уготован «красный свет»? За стеной легкового конструкторского экспериментального отдела находились военные спецы завода. Грузовики и военная техника – основная продукция ГАЗа тех пор. А на дворе – арабо-израильская война. СССР оказывал поддержку арабам, сначала БТР60П. По заводской терминологии этот бронеавтомобиль именуется ГАЗ-49, и конкретно на его выпуск, также на разработку его преемника БТР70 бросили силы завода. За период с 1965-го по 1970-й в общей трудности было собрано наименее 400 штук ГАЗ-24 – мелкосерийных. И исключительно в июле 1970 года новый ГАЗ-24 «Волга» поменял на нити сборочного потока 21-ю модель.
Помните про «Волгу»: да это компактная квартира?
Новенькая «Волга» была принята отлично. Машина пошла в серию, замелькала на столичных улицах. Стране она понравилась – смотрелась современно, возила комфортабельно. Статус завода приметно поднялся в очах чиновников из госаппарата. О ней неудачно желали – большая часть машин до перестройки распространялось только по организациям. Приобрести ее в личное использование могли только избранные. Ею одаривали астронавтов и в виде заслуги разрешали приобрести известным артистам.
БТР70 на 5 лет задержал выпуск «24-й» в огромную серию
Не созданная для продаж в личные руки, «Волга» с самого начала проектировалась как автомобиль для разных служб. Версия для такси ГАЗ-24-01 (2) отличалась от базисной дефорсированным мотором, моющейся дерматиновой обивкой салона и таксометром с «зеленым огоньком». На базе универсала 24-02 выпускалась машина «Скорой помощи» (3). В ее кузове устанавливалась перегородка за фронтальным рядом, располагались носилки для хворого и сидение медперсонала. Серийно выпускались также «таксишный» универсал 24-04 и газобаллонное такси 21-07.
Посреди 80-х годов совсем износились кузовные штампы. Но на приготовленную вначале на замену «двадцатьчетверке» (а никак не на параллельный выпуск!) новейшую модель 3102 военные наложили вето, заявив: «Мы не позволим, чтоб на «генеральском» автомобиле ездили в такси!»
В 1992-м совместно с меняющейся государством практически без славы завершился век восхитительной 24-й машины. Заместо подмены устаревающей модели 24 на еще более многообещающую 31-ю ГАЗ обязан был сначала насыщать все ту же «двадцатьчетверку» уже отработанными 31-ми деталями (создавая 24-10), а потом и совсем перелицевать 31-й кузов в отталкивающий даже снаружи непонятный «ослобык» 31029
В итоге появился компромиссный ГАЗ-31029. Кузов 3102, но бензобак за спинкой заднего сидения не годился для универсала и для газобаллонного оборудования такси. Потому возвратили бак меж лонжеронов в полу багажника, а чтоб генералов не дразнить, сделали впереди спокойное оперение вместе с обычный пластмассовой темной решеткой и оптикой от «Москвича-2141».
ГАЗ-3102
Но все это будет позже, спустя 20, 30 и 40 лет.
Ну а модели 3110 и 31105 еще не стали историей – каждый денек мы их лицезреем на дорогах
ГАЗ-31105
А сначала 70-х 24-я «Волга» гранеными формами и красивыми деталями поражала ценителей стиля. Она была сразу прямолинейной и игривой, лаконичной и не похожей на других, коренастой и проходимой, крепкой труднодоступной кросоткой. г.