ИРБИТСКИЙ СПАРТАНЕЦ ПЛЫВЕТ В РЫНОК
ИРБИТСКИЙ СПАРТАНЕЦ ПЛЫВЕТ В РЫНОК
Тесты
ЭКСКЛЮЗИВ
ИРБИТСКИЙ СПАРТАНЕЦ ПЛЫВЕТ В РЫНОК
Премьер Черномырдин, лицезрев этот вездеход на выставке в Москве, заказал для себя таковой же.
Аркадий КОЗЛОВ. Фото создателя
НАЧАЛО
Сначала 1941 года за границей была куплена партия байков БМВ, чтоб начать их создание для Красноватой Армии. Скоро грянула война, и местом для выпуска трехколесных машин обусловили провинциальный городок Ирбит на Урале. С того времени много воды утекло, а в Ирбите и до настоящего времени с маленькими переменами делают те же БМВ под именованием "Урал".
В недалеком еще прошедшем заиметь байк "Урал" для многих было пределом желаний. Мощнейший, надежный, нетребовательный - то, что необходимо для села, для глубинки. Но времена изменяются. Полный недостаток автомобилей пропал как дурной сон, и... спрос на "уралы" покатился круто вниз. Как и многие другие, ирбитское предприятие оказалось не готовым к рынку со своим единственным видом продукции. Завод погибал тихо и неприметно. Этому помешал новый директор, Александр Иванов. Коммерсант по призванию, он, как принято сейчас гласить, "погрузился в бездну рынка" и, кажется, отыскал выход из тяжелейшего положения.
Еще ранее в недрах завода энтузиасты собрали вездеход. Лицезрев самоделку, Иванов ухватился за нее обеими руками. В дело врубились заводское КБ, опытнейшее создание, испытатели. Так родился серийный вездеход "Тайга".
ЧЕМ СОБЛАЗНИЛСЯ ПРЕМЬЕР
Конструкция "Тайги" ординарна: мощная железная рама, простой кузов, 6 колес низкого давления, знакомый движок от байка "Урал", но сейчас с жидкостным остыванием и электростартером. Подвески нет как такой. Управляющих колес - тоже. В коробки - четырехступная коробка, демультипликатор, реверс. Колеса каждого борта приводятся сильной двухрядной цепью. Для поворота затормаживают планетарный механизм правых либо левых колес.
"Тайга" не только лишь с фуррором преодолевает пески, болота, грязь и снег. Она способна к тому же плавать. Правда, пока исключительно в стоячей воде (благодаря вращению колес), но если поставить навесной мотор, то победит и речную преграду. Вездеход может ездить и по дорогам общего использования - все нужные светотехнические приборы на нем установлены. Но самый главный его козырь - низкое удельное давление на грунт. "Тайга" только примнет травку и не повредит верхнего слоя земли.
Кто бывал хоть раз на севере Тюменской области, лицезрел, что творится там. Геологоразведка, нефтяники и все причастные и непричастные к ним практически испахали огромные местности. Гусеничные вездеходы и многоколесные страшные транПодвескаеры оставляют после себя раны-колеи, которые не зарастают десятилетиями. Больше того, в один прекрасный момент проделав колею, таковой вездеход не сумеет 2-ой раз по ней проехать - обязательно застрянет. Потому движутся рядом, а "дороги" вырастают вширь. В конце концов экологи забили в набат: сколько же можно так безжалостно гробить природу? На данный момент летом поездки на томных машинах по тундре (за редчайшим исключением) запрещены. Но ездить-то нужно! Вот тут-то и понадобится "Тайга". В ней, к примеру, свободно разместится бригада из четырех-пяти человек, работающая на лесоповале, с бензопилами, топорами, железным тросом в кузове. Следов за вездеходом не остается - только немного помятая травка, которая через полчаса опять подымется.
"Тайга" наверное заинтригует и геологов - они сталкиваются с теми же неуввязками. Комфортно инспектировать полосы электропередач, прихватив с собой с полтонны изоляторов. А службы МЧС? А охотники, рыбаки?
ВНЕДОРОЖНЫЕ Воспоминания
Руль "Тайги" - мотоциклетный, тут и газ, и сцепление. Устройств - минимум: указатели уровня горючего в баке, температуры воды, тахометр и несколько сигнальных ламп. Вставляю ключ, включаю зажигание. Нажимаю кнопку стартера (она размещена тоже на руле) и представьте! - не слышу ожидаемого мотоциклетного треска. Звук мотора оказался мягеньким и даже приличным. По всей видимости, сказывается водяное остывание и - длиннющий глушитель. Выжимаю рычаг сцепления, включаю передачу, поворачиваю ручку газа, сразу отпуская сцепление, и... движок глохнет. Тронуться удалось со 2-ой пробы, но те, у кого есть способности управления байком, управятся без усилий и сходу. Прибавляю скорость, пробую поворачивать. Руль кажется тяжеловатым - требуются значимые усилия, чтоб управлять машиной.
На улице - непогодица, моросит неприятный маленький прохладный дождь, грунтовую дорогу на заводском полигоне развезло. "Тайга" просто взбирается на некрутую скользкую горку. Сворачиваю с дороги. Поле перепахано глубокими бороздами, заросшими пожухлой уже травкой. Пускаю вездеход на искосок через канавы. Плавненько покачиваясь, он бежит для себя вперед. Кажется, для него поле, где одномоментно сядет УАЗ, - семена. Прибавляю газ. "Тайга" здесь же начинает "козлить" - сказываются отсутствие подвески и маленькая длина.
Посадка практически вертикальная, на сидение удержаться можно, прочно вцепившись в руль, так как оно размещено достаточно высоко над полом, и хорошо упереться ногами при тряске не выходит. Пассажир же держится за поручень.
Что еще показалось очевидным при первом знакомстве? Бачок для тормозной воды, расположенный на полу прямо у единственной педали, шофер просто может сбить огромным кирзовым сапогом, а пассажир таким же сапогом - оторвать термостат, зацепившись за патрубок при тряске. Летом за рулем будет горячо: радиатор с электровентилятором размещен здесь же, под ногами. Кресла - те, что были под рукою, от мотоколяски. Не помешали бы машине дуги безопасности на случай, если перевернется. Это хоть и маловероятно, но все таки может быть. Хорошо бы защитить экипаж от непогодицы. А то вездеход до максимума спартанский - даже ветрового стекла нет. Все неудобства, но, с лихвой окупаются чувством вседозволенности при движении. Кажется, "Тайга" пройдет всюду. К огорчению, не удалось проверить вездеход на плаву - воспоминаний было бы больше.
"ТАЙГА" НА РЫНКЕ
Ирбитский мотозавод пробивается (не усмехайтесь) на западный рынок. Новинки Автопрома "Урал" приобретают в Германии, США за ярко выраженный стиль "ретро". Само качество машин в ближайшее время подросло - по другому вести торговлю с заграницей было бы просто нереально. Сказалось это и на "Тайге". Новый "ураловский" движок жидкостного остывания стал надежнее. Все же завод отыскивает ему кандидатуру. Лучше дизель - по этому поводу ведутся переговоры с "Мицубиси". Сегодняшний "родной" мотор неплох для обитателей глубинки: он с схожим наслаждением поедает хоть какой бензин, не нуждается в не плохих маслах, ну и починить его можно просто в сарае с наименьшим набором инструмента. С запчастями, естественно, заморочек нет. Заказчика посолиднее, может быть, больше устроит дизель с его огромным ресурсом и надежностью.
Конструкторы рассматривают варианты вездехода с гребным винтом, подвеской, резиновыми гусеницами. Но все это приведет к удорожанию машины и повышению ее веса. Вероятнее всего, выпускаться будут несколько вариантов "Тайги" - кому какой понравится.
Директор торопит КБ, торопит завод: нужно осваивать рынок. Потому пока "Тайга" идет в продажу с букетом "детских заболеваний", маленьких, но обидных, о которых шла речь выше. Будем возлагать, что они не станут приобретенными, благо, убрать их - дело не хитрое. Одна неувязка остается - внешний облик. В критериях рынка неважно какая машина обязана иметь собственный известный и симпатичный вид. Вездеход конструировали в спешке, форсированно и об этом просто не успели поразмыслить. Так может быть, стоит объявить конкурс на создание дизайна "Тайги"?
Козыри вездехода явны и неопровержимы: маленький вес, простота конструкции, неприхотливость, ремонтопригодность, сравнимо большая грузоподъемность при высочайшей проходимости и дружелюбии к природе. Стоимость, правда, "кусается" - приблизительно $8500, но все познается в сопоставлении.
Аппарат, который может составить конкурентнсть "Тайге", выпускают в Канаде. Именуется он "Арго" (ЗР, 1997, № 8). Но, в отличие от российского вездехода - на самом деле дела маленького грузовичка, - "Арго" быстрее припоминает прогулочную машинку. У него тоже мотоциклетный движок и цепной привод на колеса, и он тоже плавает. Но габаритные размеры меньше. И тяжело представить для себя бородатых таежных мужчин с лопатами, топорами и бензопилами на этой стеклопластиковой игрушке. Не считая того, стоимость "Арго" - от $17 000 до $22 000!
Что ж, будем возлагать, что плавающая "Тайга" поможет выплыть из кризиса ирбитскому заводу.
"Салон". Минимум комфорта искупается максимумом проходимости.
Моторный отдел "Тайги". Тут знакомый "ураловский" движок, но с водяным остыванием.
Техно черта вездехода "Тайга"
Общие данные: оснащенная масса - 1200 кг; грузоподъемность - 500 кг; среднее удельное давление на грунт - 0,2 кгс/см2; наибольшая скорость - 40 км/ч; емкость топливного бака - 70 л; припас хода по дороге - 280 км. Размеры, мм: длина - 4100; ширина - 2250; дорожный просвет - 330 мм. Движок: четырехтактный, двухцилиндровый, с оппозитным расположением цилиндров; рабочий объем - 649 см3; наибольшая мощность - 32 л.с.
"Неблагополучно скроен, да прочно сшит" - вездеход "Тайга" в действии.