ОХОТА ЗА ДЕЦИБЕЛАМИ
ОХОТА ЗА ДЕЦИБЕЛАМИ
РЫНОК
Вам И ВАШЕЙ МАШИНЫ
ОХОТА ЗА ДЕЦИБЕЛАМИ
Посреди частей, которые входят в понятие "комфорт автомобиля", акустика играет приметную роль.
Отчего автомобиль становится "гулким"? Что такое акустический комфорт и как его достигнуть?
"Тихий" автомобиль не тот, снутри которого нет шума, а тот, в каком шум не рассматривается как очень беспокоящий фактор: он не мешает говорить обычным голосом, не вызывает лишней вялости после долгой поездки.
В любом автомобиле есть первичные источники возбуждения и так именуемые "пассивные" элементы, которые передают акустическую и вибрационную энергию. Главные посреди первичных источников - агрегат, системы впуска и выпуска, коробка, шины, аэродинамические явления. "Пассивные" элементы - это кузов, внутренний объем салона, подвеска, также эластичные элементы связи: меж источниками и шасси, меж источниками и кузовом, меж шасси и кузовом.
Главные жесткие пути передачи шума от мотора к кузову - это опоры агрегата, также подвеска системы выпуска. Есть к тому же второстепенные пути: рычаг управления коробкой, тросы, кабели, рычаги и тяги управления.
Высокочастотные шумы передаются по "воздушному пути". Тут огромное значение имеет изоляция стен, которые отделяют "шумящие" источники от "размеренных" зон, где находятся пассажиры.
Скажем несколько слов и о "малых шумах" либо, как их именуют, "сверчках". Это скрип пружин сидений, дрожание плохо отрегулированных замков дверей, взаимодействие жестких панелей обивки и т.д. "Малые шумы" фактически не оказывают влияние на общий уровень шума в салоне, но раздражают водителя и пассажиров и иногда оказывают влияние на общую неудовлетворительную оценку в целом "тихой" машины.
Как быть, если приобретенный автомобиль не отвечает личным требованиям акустического комфорта, хотя он и укладывается в стандартные нормативы?
Для понижения наружного и, в главном, внутреннего шума разрабатывают дополнительные комплекты звукоизоляции, которые при правильной их установке позволяют приметно понизить уровень внутреннего шума. Но, нужно отметить, "кустарная" звукоизоляция не всегда эффективна и часто делает дополнительные трудности: избыточный вес, понижение тягово-скоростных и топливно-экономических характеристик, возникновение сборников грязищи, очагов коррозии и т. д. Потому так принципиально верно подобрать размеры, материал и места установки деталей звукоизоляции.
Одно из направлений акустического тюнинга - понижение уровня внутреннего шума. Попробуем оценить эффективность таковой работы на примере 2-ух автомобилей.
Для тестов были выбраны два VAZ 2109 1997 года выпуска, прошедших к моменту испытаний 5090 и 5410 км соответственно. Первую машину дополнительным комплектом звукоизоляции оборудовала научно-производственная компания "Стандартпласт" - изготовитель и разработчик таких шумоизоляционных материалов, как "Визомат", "Изотон", ППЭР. Вторую - ТОО "Корунд". Тут употреблялся материал "Герлен Д200". В качестве третейских арбитров в нашем опыте выступали спецы центра, где проводят сертификационные тесты автотранПодвесканых средств. Опыт проходил в два шага: на первом замеряли уровень внутреннего шума в автомобилях серийного выполнения, на втором - после установки дополнительной звукоизоляции. Измерения делали при помощи комплекта проф шумоизмерительной аппаратуры компании "Брюль и Къер" на участке дороги с ровненьким асфальтобетонным покрытием. Результаты замеров приведены в таблице.
При разгоне на III передаче понижение уровня внутреннего шума на первом автомобиле составило 1,9 дБа, на втором - 2 дБа. При установившемся движении со скоростью 100 км/ч на V передаче шум уменьшился на 2,7 и 1,5 дБа, соответственно. Как видно, звукоизоляция "Стандартпласта" оказалась более действенной, хотя в обоих случаях был отмечен хороший результат. Так что если вы любите тишину либо много путешествуете и при всем этом не желаете отказывать для себя в наслаждении слушать неплохую музыку либо разговаривать с пассажирами, есть смысл понизить шум снутри салона.
Имея малые способности самостоятельного ремонта, набор звукоизоляции компании "Стандартпласт" можно установить, не прибегая к помощи профессионалов. В неприятном случае будет нужно некоторая сумма средств для оплаты их труда. Если речь зашла о деньгах, отметим, что набор "Стандартпласта" стоит 180 баксов, "корундовский" - от 100 баксов и выше. Как установлены шумоизоляционные панели в первом случае, можно узреть на рисунке. Во 2-м варианте был выполнен базисный объем работ: панели звукоизоляции установлены на двери, переднюю панель, в багажник, а дополнительно закреплены элементы обивки салона, чтоб избавиться от тех "сверчков", о которых сказано выше. Можно установить изоляционные панели на пол и потолок, но это уже обойдется дороже.
Отдел испытаний