СКОЛЬКО В ГОДУ АВТОМОБИЛЕЙ ГОДА ?
СКОЛЬКО В ГОДУ "АВТОМОБИЛЕЙ ГОДА"?
Животрепещуще
Конкурсы
СКОЛЬКО В ГОДУ "АВТОМОБИЛЕЙ ГОДА"?
Если автомобиль выбирают, означает это кому-нибудь необходимо! И сначала фирмам-производителям, получающим внушительную маркетинговую поддержку в случае победы.
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
На сверхнасыщенном западном рынке не так просто обойти соперника и прирастить реализации собственного, конечно, самого наилучшего авто года (либо даже столетия)! Но вот неудача, марок много, а наилучшей может быть только одна. И здесь в голову приходит спасительная идея - а не организовать ли собственный свой конкурс, спонсировать его жюри, а там, глядишь, и до пьедестала неподалеку.
Так оно и происходит в жизни. И ушедший 1999 год не стал исключением: количество номинаций не на много меньше показавшихся новинок - "Золотой руль", "Ауто трофи", "Наилучший автомобиль", "Ауто 1", "Автомобиль года"... а еще есть и "Автомобиль века". Жалко, что для автомобиля тысячелетия время не пришло, очень поздно изобрели самобеглую коляску.
Каковы же принципы выбора и кто, фактически, выбирает? Тут единообразия не наблюдается. На наш взор, более беспристрастный и, главное, неангажированный выбор в состоянии сделать только сами читатели-автомобилисты. Редакциям же остается обеспечить добросовестную обработку присылаемых анкет, обнародовать итог и увенчать фаворита лаврами. В таком подходе мы не одиноки. Этот принцип исповедуют редакции фаворитных германских изданий "Ауто Мотор унд Шпорт", "Ауто Цайтунг", "Ауто Бильд". И вот что интересно. Хотя читатели этих журналов сущность Различное различные, выбор они создали поразительно однообразный! Единственная разница была в предложенных редакциями номинациях, что полностью понятно - не объявлять же один и тот же конкурс пару раз. Чтобы не быть голословными, скажем, что " Audi ТТ" стала победителем конкурса "Ауто 1" (журнальчик "Ауто Бильд"), "важной германской новостью" (журнальчик "Ауто Цайтунг"), "наилучшим германским Подвескаивным автомобилем" (журнальчик "Ауто Мотор унд Шпорт"). Другие финалисты также в определенной степени повторяются!
Такового демократического подхода придерживаются не все. Редколлегия журнальчика "Бильд ам Зоннтаг" сама выбирает будущих кандидатов из новинок года. Стратеги маркетинга фирм-изготовителей представляют авто в предпочтительном для их выполнении, а жюри в составе профессионалов, гонщиков и просто редакторов отдела испытаний проводит окончательный "тест-драйв". В итоге "Золотой руль" получила "Шкода-Фабиа". Нравится это кому-либо либо нет - другое дело.
Многострадальному заводу "Ровер" в самую тяжелую минутку пришел на помощь итальянский журнальчик "Мотор", жюри которого как нельзя кстати признало "Rover 75" победителем конкурса с звучным заглавием "Уорлд Кар 1999".
Очередной вариант организации конкурса - выбор "Автомобиля года", спонсируемый несколькими ведущими журнальчиками и осуществляемый интернациональным жюри из 56 членов. Знатоки говорят, что попасть в число этих избранных не проще, чем в английскую палату лордов. Но раз попав, о преимуществах можно больше не волноваться. Смесь из беспристрастных критериев, личных оценок и личных либо государственных предпочтений оставляет довольно места для необыкновенных решений. Выбор "Тойоты-Ярис" автомобилем года, наверное, стал для многих внезапным. Ведь склонность жюри к продуктам "романской группы" отлично известна. За последние 10 лет только совершенно чистому во всем германскому "Гольфу" было присуждено это звание. За тот же период владельцами титула стали четыре итальянских и три французских автомобиля. Корешки этого романского приемущества, как считает журнальчик "Ауто Цайтунг", "кроются в щедрости, с которой производители этих государств обихаживают несчастных членов жюри, заранее и специально информируя их и приглашая поучаствовать в культурной жизни".
Жители страны восходящего солнца, как понятно, обучаются стремительно. Разумеется, их европейские наместники стремительно смекнули, как стать "Автомобилем года". Во всяком случае, "Ярис" - уже 2-ой после "Микры" (в 1993 году) японский лауреат. Вобщем, оставим и этот намек на совести германского издания, может быть, обидевшегося "за державу".
Нашему читателю небезынтересно будет выяснить, что в неких конкурсах участвовать совершенно дорого. И когда аппетиты устроителей перебегают границы допустимого, разражается скандал. Так было с конкурсом "Автомобиль столетия" (не путать с нашим, "зарулевским"), жюри которого из 132 журналистов потребовало от фирм-изготовителей... Вобщем, лучше просто приведем четкий перевод выдержек из разосланных во все концы света аккредитационных писем.
Умножая эти числа на объемы выпуска, получаем для "Фольксвагена", к примеру, 250 тыс. баксов и 21 автомобиль. Что стало с средствами непонятно - возможно, часть была истрачена на потрясающее гала-шоу в отеле "Венеция" в Лас-Вегасе. Представители компаний длительно разламывали голову над вопросом: что будет с маркой, отказавшейся платить? Многие ощущали себя беззащитными перед вымогательством, гласили о мафии и о предложении, которое нельзя отклонить - создатели стиля автомобилей входят в жюри. В журнальчиках появились заглавия типа "Нахальная банда" - это о его членах. Все же, конкурс закончился, фавориты были определены. Вот они перед вами: на первом месте "Форд-Т", следом идут "Фольксваген-Жук" (в одноименном конкурсе журнальчика "Ауто Цайтунг" он, понятно, победитель), "Porsche 911", "Ровер-Мини" и "Ситроен-DS19". И пусть кто-то произнесет, что выбор необъективен!
Заодно, раз уж собралось столько народу из 33 государств, избрали и наилучших представителей База знанийа. Это: инженер века - Фердинанд Порше, менеджер века - Фердинанд Пиех (его внук), бизнесмен века - Генри Форд I, дизайнер века - Джорджетто Джуджаро. Словом, достойные Различное.
"Ауто 1" - " Audi ТТ"
"Автомобиль столетия" - "Форд-Т"
"Уорлд Кар" - "Rover 75"
"Автомобиль - друг природы" - "Фольксваген-Лупо 3L"
"Автомобиль века" - "Фольксваген-Жук"
"Золотой руль" - "Шкода-Фабиа"
"Наилучший автомобиль года" - "Ягуар-S"
"Автомобиль года"
* Каждый изготовитель должен внести на счет жюри по 0,05 бакса за каждый произведенный в 1998 году автомобиль, но более 10 000 баксов за одну марку автомобиля.
* Сверх того, для премирования участников розыгрыша предоставить жюри безвозмездно по одному автомобилю на каждые 200 000 сделанных в 1998 году.