ОТВЯЗАННЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС
ОТВЯЗАННЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС
ТЕХНИКА
Новинки
ОТВЯЗАННЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС
бегает по улицам швейцарской Лозанны. "Отвязали" его спецы компании "Неоплан".
Алексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ
Мы уже докладывали об этой необыкновенной разработке (ЗР, 1998, № 12). Сейчас появилась возможность поведать о ней подробнее. Напомним, что Наша родина - одна из немногих государств, где делают и эксплуатируют троллейбусы.
В техническом задании, приобретенном "Неопланом" от лозаннских транПодвескаников, было сказано: машина должна преодолевать 12-процентный подъем со скоростью более 30 км/ч, иметь полную массу 30 тонн и работать в местности с перепадами высот 500 метров. При этом эти характеристики должны выдерживаться, даже если... оборвутся провода!
Ни одна из прежних моделей таким требованиям не удовлетворяла, и группа конструкторов под управлением Карла-Хайнца Давида начала работы с нуля.
В качестве привода поставили четыре тяговых мотора по 80 кВт, встроенных в ступицы 2-ой и третьей осей. Ток они получают или из контактной сети, или от дизель-генераторной установки на базе V-образного восьмицилиндрового турбодизеля ОМ 442 LA компании "Мерседес-Бенц" (мощность - 390 кВт/530 л.с.). Последний приводит во вращение два генератора с водяным остыванием по 150 кВт каждый. Остающиеся 90 кВт идут на питание других потребителей (освещения, гидронасоса и т.д.), также могут быть применены в случае пиковых нагрузок, когда от каждого генератора будет нужно до 200 кВт.
Конструкция мотор-колес очень оригинальна (кстати, задние выполнены подруливающими, чтоб сочлененная громада могла вписаться в извилистые горные дороги). По мере надобности их просто снять для обслуживания и ремонта без демонтажа осей - просто разъединяется шлицевое соединение. Особая электроника смотрит за тем, чтоб передаваемый на каждое из колес вращающий момент был схож (допускается разброс менее 3%) - такой аналог обычного дифференциала. Таким макаром обеспечиваются отличные ездовые свойства в сложных погодных критериях.
Мотор-колеса, но, служат не только лишь как источник тяги на подъемах, да и в качестве неизнашивающихся тормозов на затяжных спусках. Принцип рекуперации энергии известен издавна, но в этой умопомрачительной машине все не так просто. Ведь контактной сети, забирающей выделяемую энергию, может и не быть. Тогда умная электроника направит вырабатываемый ток в особые балластные резисторы на крыше троллейбуса, где он перевоплотится в тепло - практически как в обыденных тормозах. Если же в салоне работает отопление, освещение - то на крышу попадет только лишная энергия торможения. Ну а когда токоприемники соединены с проводами - тормозящий троллейбус поможет взбирающимся в гору собратьям.
Если опытнейший эталон "Неоплана N 612DE" отлично себя зарекомендует, будут сделаны еще 28 машин ценой около 1 млн. баксов любая. Вобщем, с ростом числа заказов цена должна снизиться.
Техно Черта
Рабочий объем дизельного мотора - 14 618 смз; наибольший вращающий момент - 2300 Н.м при 1100 об/мин; генераторы типа G20-4; напряжение - 660 В; мощность неизменная/пиковая - 150/200 кВт при 2100 об/мин; тяговые движки типа М50-4; наибольший вращающий момент - 730 Н.м; наибольшая скорость вращения - 4350 об/мин; габарит (длина, ширина, высота) - 17852х2550х3550 мм; колесные базы (передняя и задняя) - 6050/8057 мм; свесы впереди/сзади - 2700/1045 мм; число мест сидящих/стоячих - 37/90; оснащенная масса - 20 500 кг.
"Заднемоторная"
сборка. Колеса
закрыты не случаем - так безопаснее
для пешеходов.