ПОЛОЖЕНИЕ Обязует
ПОЛОЖЕНИЕ Обязует
КЛУБ Автовладельцев
/Желаю ВСЕ ЗНАТЬ
ПОЛОЖЕНИЕ Обязует
ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО НА ОШИБКУ Главные ДАТЧИКИ УПРАВЛЯЮЩИХ Компов?
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН
ДАТЧИКИ ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Как их только не именуют! Если желают отразить предназначение, то молвят "датчики положения и частоты вращения коленчатого вала". А если идет речь о внутреннем устройстве, то их именуют магнитоэлектрическими либо индуктивными, так как главные Ремонт и эксплуатация - магнит и катушка индуктивности с 2-мя выводами (рис. 1).
Датчик устанавливают в конкретной близости от вращающегося железного зубчатого диска, агрессивно связанного с коленвалом мотора. Если зуб упомянутого диска находится напротив сердечника, то сопротивление магнитному сгустку мало, а если сердечник оказывается меж зубьями, то очень. Потому при вращении диска поток через катушку будет изменяться, как показано на рис. 2. А чем выше частота вращения, тем больше величина напряжения на выводах обмотки - на "самарах" оно колеблется в границах от 0,28 до 250 В!
Зубчатым диском часто служит венец маховика, благо, он есть на хоть какой машине. Конкретно такая схема применяется на VAZ 2108, 2109, "Москвиче-21412" с микропроцессорным управлением зажиганием. Но схожая простота несет и неудобства: во-1-х, точность производства зубьев далека от ювелирной, а во-2-х, как найти начало отсчета, если все зубья схожи? Датчику ведь все равно, какой перед ним зуб - 1-й либо, скажем, 38-й... Потому приходится устанавливать особый реперный штифт и очередной датчик - ДНО (датчик начала отсчета). 1-ый датчик обычно именуют ДУИ - датчик угловых импульсов (рис. 3). На "самарах" сигнал угловых импульсов вырабатывается 128 раз за оборот коленвала - по числу зубьев на маховике. Что касается датчика НО, установленного на картере сцепления, то он выдает за то же время всего один импульс - в момент прохождения в его магнитном поле упомянутого штифта. Кстати, этот момент соответствует ВМТ 1-го и 4-го цилиндров.
Понятно, что в погоне за экономичностью и экологичностью лучше бросить венец маховика в распоряжении стартера, а для датчика применить особый зубчатый диск, у которого все рассчитано заблаговременно - шаг, скважность, число зубьев и т. п. Фактически стандартными стали диски с 60 зубьями. А чтоб не городить огород с поиском начала отсчета, два зуба... выкинули (подобные диски нередко именуют "60 минус 2"). На VAZ 2110, 2111, 2112 с распределенным впрыском таковой диск размещен на шкиве привода генератора, а датчик положения коленвала - на крышке масляного насоса. Сигналограмма датчика, присоединенного к такому диску, приведена на рис. 4 - заметим, что датчик начала отсчета становится не нужен. Начало отсчета - там, где отсутствующие зубья нарушают форму сигнала.
На движках с фазированным впрыском (VAZ 2112, ЗМЗ-406) форсунки трудятся не "колхозом", а персонально. Чтоб посодействовать им соблюдать очередность, нужен
ДАТЧИК ФАЗЫ
Его основное конструктивное отличие от описанного чуть повыше состоит в том, что заместо катушки индуктивности применен элемент Холла, аналогичный используемому в системах зажигания. Выводов у такового датчика три: (+), (-) и "выход". Модуляция магнитного потока в магнитной системе датчика осуществляется точно так же, как и у его магнитоэлектрического коллеги. Но для чего все-же пригодился "Холл"?
А вот для чего. Преимущество магнитоэлектрических датчиков - в простоте. Источник питания им не нужен, а ломаться в их фактически нечему. Но, как ранее говорилось, амплитуда их выходного сигнала находится в зависимости от частоты вращения коленвала. Как следует, существует нижняя предельная частота вращения, при которой уровень выходного сигнала становится очень мал - компьютер может его "не рассмотреть". (Схожая неувязка знакома по системе зажигания GAZ 31029.) А так как распредвал крутится медлительнее, чем коленвал, этот недочет становится главным. Не считая того, микропроцессору еще приятнее работать с "прекрасным" цифровым сигналом, напоминающим картину из учебника, - его не нужно ограничивать по амплитуде, сглаживать по направлениям и т. п. Конкретно такие сигналы производит "Холл".
На вазовских 16-клапанниках датчик фазы, определяющий момент конца такта сжатия в 1-м цилиндре, установлен с левой фронтальной стороны головки цилиндров. Он реагирует на вращение железного диска с прорезью, соосного с впускным распредвалом. Продолжительность сигнала пропорциональна величине прорези, а амплитуда зависит только от напряжения питания (рис. 5).
При отказе датчика фазы ничего ужасного не произойдет - просто движок начнет работать не в рациональном режиме. Зато датчик положения коленвала - "1-ая скрипка" подкапотного оркестра: при его отказе движок стопроцентно теряет "ориентацию" и здесь же умолкает.
В заключение попробуем разобраться, где что установлено и что чем можно поменять. Индуктивные датчики типа 141.3847 (фото 1) трудятся фактически на всех карбюраторных моторах с микропроцессорными системами зажигания - от вазовских до "москвичовских". На всех таких движках есть по два схожих датчика - ДНО и ДУИ. Тот, что с индексом 2112-3847010-04 (фото 2), изготовлен для семейства VAZ 2110 и отличается от прошлых исполнением разъемного соединения, сечением сердечника, ориентацией фланца и длиной посадочной части, поперечник которой остался без конфигураций. ДС-1 (фото 3) нацелен на ГАЗ и имеет вынесенную из корпуса трехштыревую вилку соединителя. (3-ий его вывод - для присоединения экрана, обхватывающего два главных вывода.) Макетом этого датчика стал "бошевский" 0261210 113 (фото 4). Исходя из убеждений электрика, все эти изделия в принципе взаимозаменяемы, но конструктивные различия делают такую подмену необоснованно сложной.
"Бошевский" датчик фазы 0 232 103 006 (фото 5), созданный для движков ЗМЗ-406.10, аналогичен изделиям типа 406.3847 050 столичного завода "Компонент" (фото 6) либо старооскольским 012.3862 (фото 7). Для "самар" с фазированным впрыском нужен другой "фасон" - типа 2112-3706040 (фото 8). В экранировании выводов датчики фазы не нуждаются.
Рис. 1. Датчик положения коленвала: 1- сердечник; 2 - обмотка; 3 - кронштейн крепления; 4 - неизменный магнит.
Рис. 2. При изменении зазора изменяется нужный поток через катушку, а совместно с ним и напряжение на ее выводах.
Рис. 3. Снимаем сигнал с... маховика: датчики начала отсчета и угловых импульсов работают "на пару".
1 - маховик; 2 - реперный штифт маховика; 3 - ДНО; 4 - ДУИ; 5 - картер сцепления; 6 - зубец венца маховика; 7 - венец маховика.
Рис. 4. Когда из 60 зубьев два отсутствуют, стройность сигнала нарушается - это и есть "начало отсчета".
Рис. 5. Датчик фазы выдает четкую "картину".
КЛУБ Автовладельцев
/Желаю ВСЕ ЗНАТЬ
ПОЛОЖЕНИЕ Обязует
ИМЕЮТ ЛИ ПРАВО НА ОШИБКУ Главные ДАТЧИКИ УПРАВЛЯЮЩИХ Компов?
ТЕКСТ / Миша КОЛОДОЧКИН
ДАТЧИКИ ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА
Как их только не именуют! Если желают отразить предназначение, то молвят "датчики положения и частоты вращения коленчатого вала". А если идет речь о внутреннем устройстве, то их именуют магнитоэлектрическими либо индуктивными, так как главные Ремонт и эксплуатация - магнит и катушка индуктивности с 2-мя выводами (рис. 1).
Датчик устанавливают в конкретной близости от вращающегося железного зубчатого диска, агрессивно связанного с коленвалом мотора. Если зуб упомянутого диска находится напротив сердечника, то сопротивление магнитному сгустку мало, а если сердечник оказывается меж зубьями, то очень. Потому при вращении диска поток через катушку будет изменяться, как показано на рис. 2. А чем выше частота вращения, тем больше величина напряжения на выводах обмотки - на "самарах" оно колеблется в границах от 0,28 до 250 В!
Зубчатым диском часто служит венец маховика, благо, он есть на хоть какой машине. Конкретно такая схема применяется на VAZ 2108, 2109, "Москвиче-21412" с микропроцессорным управлением зажиганием. Но схожая простота несет и неудобства: во-1-х, точность производства зубьев далека от ювелирной, а во-2-х, как найти начало отсчета, если все зубья схожи? Датчику ведь все равно, какой перед ним зуб - 1-й либо, скажем, 38-й... Потому приходится устанавливать особый реперный штифт и очередной датчик - ДНО (датчик начала отсчета). 1-ый датчик обычно именуют ДУИ - датчик угловых импульсов (рис. 3). На "самарах" сигнал угловых импульсов вырабатывается 128 раз за оборот коленвала - по числу зубьев на маховике. Что касается датчика НО, установленного на картере сцепления, то он выдает за то же время всего один импульс - в момент прохождения в его магнитном поле упомянутого штифта. Кстати, этот момент соответствует ВМТ 1-го и 4-го цилиндров.
Понятно, что в погоне за экономичностью и экологичностью лучше бросить венец маховика в распоряжении стартера, а для датчика применить особый зубчатый диск, у которого все рассчитано заблаговременно - шаг, скважность, число зубьев и т. п. Фактически стандартными стали диски с 60 зубьями. А чтоб не городить огород с поиском начала отсчета, два зуба... выкинули (подобные диски нередко именуют "60 минус 2"). На VAZ 2110, 2111, 2112 с распределенным впрыском таковой диск размещен на шкиве привода генератора, а датчик положения коленвала - на крышке масляного насоса. Сигналограмма датчика, присоединенного к такому диску, приведена на рис. 4 - заметим, что датчик начала отсчета становится не нужен. Начало отсчета - там, где отсутствующие зубья нарушают форму сигнала.
На движках с фазированным впрыском (VAZ 2112, ЗМЗ-406) форсунки трудятся не "колхозом", а персонально. Чтоб посодействовать им соблюдать очередность, нужен
ДАТЧИК ФАЗЫ
Его основное конструктивное отличие от описанного чуть повыше состоит в том, что заместо катушки индуктивности применен элемент Холла, аналогичный используемому в системах зажигания. Выводов у такового датчика три: (+), (-) и "выход". Модуляция магнитного потока в магнитной системе датчика осуществляется точно так же, как и у его магнитоэлектрического коллеги. Но для чего все-же пригодился "Холл"?
А вот для чего. Преимущество магнитоэлектрических датчиков - в простоте. Источник питания им не нужен, а ломаться в их фактически нечему. Но, как ранее говорилось, амплитуда их выходного сигнала находится в зависимости от частоты вращения коленвала. Как следует, существует нижняя предельная частота вращения, при которой уровень выходного сигнала становится очень мал - компьютер может его "не рассмотреть". (Схожая неувязка знакома по системе зажигания GAZ 31029.) А так как распредвал крутится медлительнее, чем коленвал, этот недочет становится главным. Не считая того, микропроцессору еще приятнее работать с "прекрасным" цифровым сигналом, напоминающим картину из учебника, - его не нужно ограничивать по амплитуде, сглаживать по направлениям и т. п. Конкретно такие сигналы производит "Холл".
На вазовских 16-клапанниках датчик фазы, определяющий момент конца такта сжатия в 1-м цилиндре, установлен с левой фронтальной стороны головки цилиндров. Он реагирует на вращение железного диска с прорезью, соосного с впускным распредвалом. Продолжительность сигнала пропорциональна величине прорези, а амплитуда зависит только от напряжения питания (рис. 5).
При отказе датчика фазы ничего ужасного не произойдет - просто движок начнет работать не в рациональном режиме. Зато датчик положения коленвала - "1-ая скрипка" подкапотного оркестра: при его отказе движок стопроцентно теряет "ориентацию" и здесь же умолкает.
В заключение попробуем разобраться, где что установлено и что чем можно поменять. Индуктивные датчики типа 141.3847 (фото 1) трудятся фактически на всех карбюраторных моторах с микропроцессорными системами зажигания - от вазовских до "москвичовских". На всех таких движках есть по два схожих датчика - ДНО и ДУИ. Тот, что с индексом 2112-3847010-04 (фото 2), изготовлен для семейства VAZ 2110 и отличается от прошлых исполнением разъемного соединения, сечением сердечника, ориентацией фланца и длиной посадочной части, поперечник которой остался без конфигураций. ДС-1 (фото 3) нацелен на ГАЗ и имеет вынесенную из корпуса трехштыревую вилку соединителя. (3-ий его вывод - для присоединения экрана, обхватывающего два главных вывода.) Макетом этого датчика стал "бошевский" 0261210 113 (фото 4). Исходя из убеждений электрика, все эти изделия в принципе взаимозаменяемы, но конструктивные различия делают такую подмену необоснованно сложной.
"Бошевский" датчик фазы 0 232 103 006 (фото 5), созданный для движков ЗМЗ-406.10, аналогичен изделиям типа 406.3847 050 столичного завода "Компонент" (фото 6) либо старооскольским 012.3862 (фото 7). Для "самар" с фазированным впрыском нужен другой "фасон" - типа 2112-3706040 (фото 8). В экранировании выводов датчики фазы не нуждаются.
Рис. 1. Датчик положения коленвала: 1- сердечник; 2 - обмотка; 3 - кронштейн крепления; 4 - неизменный магнит.
Рис. 2. При изменении зазора изменяется нужный поток через катушку, а совместно с ним и напряжение на ее выводах.
Рис. 3. Снимаем сигнал с... маховика: датчики начала отсчета и угловых импульсов работают "на пару".
1 - маховик; 2 - реперный штифт маховика; 3 - ДНО; 4 - ДУИ; 5 - картер сцепления; 6 - зубец венца маховика; 7 - венец маховика.
Рис. 4. Когда из 60 зубьев два отсутствуют, стройность сигнала нарушается - это и есть "начало отсчета".
Рис. 5. Датчик фазы выдает четкую "картину".